До слез обидно читать такое, но по мне - больше половины правда... Не моё.

Как развалить систему образования за семь шагов?

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования, не является новой. Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.


Лирически-методологическое предисловие

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего была такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля, цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некоего прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трехшаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблема в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому, что им это интересно, и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность, близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят; неважно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результат был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из-под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот, собственно, и все. Как видите, ничего сложного.

Автор статьи: Д.Б. Сандаков (Январь 2013, г. Минск)

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
145523

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
♠ЗлаяЯ♠
♠ЗлаяЯ♠
Ярослав
21 год
Могилев
Это уже регрессоры какие-то.
Однако, почитав коммы, вставлю свои пять грошиков: никому нафиг не нужно такое большое количество людей с вышкой. В большинстве профессий она вовсе не нужна и от того, что чел сидел на шее у государства 4-5 лет, он лучше варить кашу, подметать улицу и стричь не станет. Да и большинство идет на вышку «для корочки». В совковые времена таки можно было не имея вышки быть уважаемым человеком, а нынче без непонятно зачем полученных корочек уже и не человек, уже и платят тебе за отличную работу меньше, чем прогульщику Васе — он же с вышкой! Так что не все так просто.
Пожаловаться
МилЧ
МилЧ

Планомерно разваливают, эх, а ведь когда-то мы были лучшими в системе образования...

Пожаловаться
БорьбаZAграмотность
БорьбаZAграмотность
Собственно, план Даллеса в действии(((
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Собственно, я с Вами согласна…



Пожаловаться
Любовь
Любовь
Елена
10 лет
Санкт-Петербург

Со многим согласна. Увы, этой стране больше не нужны высококвалифицированные специалисты.

Пожаловаться
ЛедиСнежная
ЛедиСнежная
Машенька
12 лет
Все верно.Только дополнение, все эти пункты и к здравохранению относится.Развал медицины наравне с образованием.Хотя развалят образование, лечить априори не кому станет(
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Дада!!! Медики и педагоги (ТАКИЕ ВАЖНЫЕ ПРОФЕССИИ!) сейчас давятся самыми страшными прессами…
Пожаловаться
ЛедиСнежная
ЛедиСнежная
Машенька
12 лет
КлинингМенеджер 
И бюрократия такая же.Их душат бумажками.Мама всю жизнь в медицине, приходит в ужасе после планерок.Говорит пациентов некогда принимать, все пишем и пишем… Из последнего маразма свыше, это записывать каждого пациента и сколько мл спирта(!!!) было на него истрачено!!! Что б потом отчет делать…
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
До конца читаю. Пока пункт 1.

Зарплата педагогов с уборщиками никогда не сроднится.

Примерную структуру оплаты знаешь? Сначала директор. Потом % от его зарплаты — замы. Далее педагоги. Младший персонал.

Вспомогательный персонал. Самый низжий. И то по своим ставкам, по своим категориям.

Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
В2. Компы и принтеры в образов.системе России появились ближе к нулевым
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
6. Люди дибилы? Такого никогда не будет.

На моей практике сменили отличного директора техникума. Поставили другого. Но и он уважаемый. Относительно)) а то, кого спустили… народ сам и постарался.

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Наташа, до обидного — моя воспитатель получает 24к. Стаж 33 года. Обожает детей не на словах. К слову — я работала кредитным специалистом (со стажем 5 лет) и получала 30к. Где справедливость?
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
ОкоVs 
Наташа, читаем пункт5. Запустить в толпу гениев пару-тройку идиотов. Все, проблема решена…
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
КлинингМенеджер 
Это разные структуры, мась. У нас, к сожалению, сейчас, каждая контора формирует свой бюджет
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
ОкоVs 
Наташа, все формируется одинаково. Только молодые воспитатели бегут за баллами и формируют свое портфолио, а педагоги старой закалки детьми занимаются и нет у них времени на бумагомарание…
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
КлинингМенеджер 
Меня возмущает больше повышение пенсионного возраста. И возмущение некоторых дам.

А фигли?? У нас в саду большая часть пенсионеров!!! Хорошо зп получать и пенсию.… И жаловаться на жизнь.

Чего они, пенсионеры, добивались?.. А добились одного. Ща как примут закон о нас, простых смертных… И Работать нам до 80 за гроши

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
ОкоVs 
Хорошо, Наташа, давай поговорим о пенсионерах… У тебя бабушка есть?
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва

Ну слушь! Я училась в лучшем вузе страны, там было ну очень либерально, весь абзац прям в точку. Но знания, которые я унесла оттуда, ни в какое сравнение не идут со знаниями из педа, где нас дрючили только в путь!

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Поверь мне, что дрючат только в педе и в меде…

Училась ты еще до всеобщего внедрения этой системы. Я тоже получила хорошую школу. После 2007-2008 началась эта беда...

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Блин, твой коммент ждала больше других.
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
КлинингМенеджер 
Я в восьмом закончила, верно.
И судя по тому, как сейчас учится Наташа-Око, на филфаке все по-прежнему либерально, но мотивирующе.
Ох, не втравляй меня в спор, не остановишь( Я тут такие связи нахожу и прослеживаю, что страшно жить.
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
Нина Артович 
А по мне судить не надо. У нас группа халтурная. Все пони ают, что мы там все из за того, что нам нужны корочки о высшем.

Вряд ли из нас кто то пойдёт в школу работать)

Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
ОкоVs 
Именно, но это не мешает тебе учиться.
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
Нина Артович 
А так всегда было. Сравни отношение педагогов к очникам и заочникам.

Когда я училась в колледже… Нас дрючили. Муж учился там же в это время заочником… К ним относились более расслабленно.

Пожаловаться
НАНОгенератор
НАНОгенератор
Солнце
14 лет
Квазар
8 лет
Бобруйск
Нина Артович 
вот оночто, Михалыч))) Мне тоже никто не мешал учиться, но по после первого курса я поняла, что перегрызу половину деконата))) Я решила, что нервы дороже… лучше бы я их там оставила… У Лаванды моей спросите, как это — постоянно учиться) Она скоро на очередное высшее собирается, после золотой медали и краснючего диплома)))
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Нина Артович 
Нин, я бы поспорила. Потому что у меня сейчас сын в шестом классе и от той программы у меня волосы карандашом встают. Не то им дают и не в том объеме. И учителям просто п о х на образование детей — все гонятся за баллами, а за умы никто ответственности не несет. Ты сейчас в шоке от воспитательницы вашей, а когда Катерина пойдет в школу — у тебя будет инфарктмикардавоттакойрубец.
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
КлинингМенеджер 
У вас программа какая? Сейчас же все по программам.
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
КлинингМенеджер 
Как-то прозвучало, что имеется перегруз по кадрам с вышкой, нужнее работники-солдаты. Предположу, что идет реализация этой программы.
Да и потом, если смотреть шире, государству нужнее понимающие или не рассуждающие? Кем рулить легче? Кто причиняет больше неудобств? Вот тут надо учиться всему вопреки, если хочется чего-то достичь.
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
ОкоVs 
Натуль, кому вопрос? И на какой возраст?
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
КлинингМенеджер 
Тебе вопрос, Даш. Именно на ваш возраст. Ты изучила программу? Как зовется она?
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Нина Артович 
Нужны как воздух кадры с вышкой! Но их душат маленькой зарплатой и большим бюрократизмом. У нас из сада в частную практику ушли три, ТРИ, педагога. А могли бы в саду из детей делать гениев. Или в ВУЗ пойти, преподавать. Но из их уст прозвучало, что в госсистеме они слишком умные…
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
КлинингМенеджер 
Госсистеме они не нужны, я об этом.
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Нина Артович 

Блин, я так пыталась что-нибудь написать в противоречие, но слов просто нет...

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
ОкоVs 
У нас сад сейчас на ФГОСе.
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
КлинингМенеджер 
Сама резко сдулась в отношении системы за последние два года. Сегодня день тяжелый был, в контексте самолета в очередной раз мусолила, куда же мы катимся(
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Нина Артович 
Не знаю, моя хорошая… Уповаю только на то, что Россия — страна большая и все реформы до глубинок дойдут только лет через двести…
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
6 лет
Москва
КлинингМенеджер 
А по мне — это рок((( Систематизировала тут искорический процесс в России, начиная с 19 века, правда, далеко не лазила. Успех имел тот лидер, кто ставку делал не на умное меньшинство, а на серые массы. А они любят баллы, уравниловку, силу и не высовываться.
Пожаловаться
ОкоVs
ОкоVs
Лев
7 лет
Марина
5 лет
КлинингМенеджер 
При чем тут сад? Сады все на фгосе. Фгос — это стандарт. Кроме него есть ещё программа. Я про школу. Ты же пишешь:

Потому что у меня сейчас сын в шестом классе и от той программы у меня волосы карандашом встают. Не то им дают и не в том объеме. И учителям просто п о х на образование детей ...


То, что давали нам в 90 в школе — пшшшик.

Сейчас дают знаний куда больше. И у каждой школы своя программа. Вот в вашей какая? Её ты изучила?

Пожаловаться
НАНОгенератор
НАНОгенератор
Солнце
14 лет
Квазар
8 лет
Бобруйск

даже не читала… до конца… У меня сын в сложных условиях растёт… Мало того, что первоклассник, так ещё и наш чудный папа решил, что можно попсиховать на месяц))) А я не могу разорваться. У меня внук маленький, которого видела всего да нефуя… У меня дочь, которая с маленьким ребёнком плачет без меня… А я ничего не могу сделать… Я сама разорвана до безобразия отношением мужа ко мне… как-то так… сумбурно...

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
В двух словах — жьопа нашей педагогической системе.
Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
А вашему папе — сковородкой промеж глаз. Чтоб жизнь раем не казалась! Мой — такой же м м м олодец… Убила бы тварину. Спасает то, что нервы стали как стальные канаты.
Пожаловаться
Чарли
Чарли
Санкт-Петербург
КлинингМенеджер 
Пожаловаться
НАНОгенератор
НАНОгенератор
Солнце
14 лет
Квазар
8 лет
Бобруйск
КлинингМенеджер 
меня не спасает… наоборот, трескаются…
Пожаловаться
ПтицаСчастья
ПтицаСчастья
Скрипочка
10 лет
Перчик
8 лет
Санкт-Петербург

5-10 лет, это уже давно вошло в следующую стадию

Пожаловаться
КлинингМенеджер
КлинингМенеджер
МымренокМладшая
12 лет
Александра
34 года
Светлана
4 года
Санкт-Петербург
Если почитать Форсайд проект, то — да. Уже давно пройдена точка невозврата. А Форсайд проект только обороты набирает.