Поселился я в гостинице «Узбекистан» (по-местному просто «узбечка»), расположенной на центральной площади Эмира Тимура, где во властной позе застыл памятник национальному герою — покорителю Азии — Тамерлану. Здесь же по периметру площади разместились сразу несколько местных достопримечательностей: Дворец международных форумов, Дом фотографии, Музей истории Тимуридов. После заселения я поспешил решить важные организационные вопросы. Первым делом взял в администрации отеля справку о регистрации и надежней прибрал ее. Это важно! При проверке документов и отсутствии такой справки, у вас могут быть серьезные проблемы, а если в момент выезда на границе вы не сможете предъявить ее (а также заполненную при въезде таможенную декларацию) с проставленными датами заселения-выселения, то покинуть Узбекистан вам будет очень сложно. Второе, что я сделал — обменял рубли на местные сумы. Обменных пунктов в Ташкенте немного, и, пользуясь ими, приходится переплачивать из-за комиссии. При этом в общественных местах обменивать деньги категорически не советуют, так как велик риск мошенничества. Я же воспользовался предложением гостиничного портье, решив, что тот вряд ли станет меня обманывать. Надо сказать, что цены в Узбекистане давно измеряются многотысячными цифрами (например, стоимость проезда в автобусе равна 1000 см), но крупные купюры отсутствуют. Поэтому не удивляйтесь картине, когда, покупая килограмм яблок, местный житель достает стопку денег толщиной с ладонь.
Особых проблем с коммуникациями в Ташкенте я не обнаружил. Редким примером «трудностей перевода» стал забавный случай, когда я попросил у служащих гостиницы чайник (мне был нужен кипяток). В номер мне принесли керамический чайничек для заварки. Когда я стал выяснять, в чем дело, оказалось, что мне нужно было попросить «тефаль», ведь именно так здесь называют электрические чайники для кипячения воды (и не важно, какой фирмы будет этот прибор). Еще одна особенность узбекского менталитета – пунктуальность. А точнее, условное к ней отношение. Не раз убеждался, что если кто-то куда-то не успевал, а задуманное начинало срываться, то никто особо не старался исправить обстоятельства ради исполнения плана. И тогда с восточной невозмутимостью план подстраивался под обстоятельства. Мне показалось, в этом есть здравая философия.
Тэо Фея (с):
Это место — кровоточащая мозоль всех жителей если не Узбекистана, то Ташкента точно. Раньше на сквере росли вековые чинары, которые были посажены в конце 19 века по распоряжению господина Черняева. За несколько дней убрали даже сам намек на их существование:( Раньше сквер выглядел так
В остальном общение особых хлопот не представляло. Большинство, в том числе и молодежь, кто лучше, кто хуже, но знают русский язык. Имеются русскоязычные СМИ, большая часть вывесок дублируется на русском языке. В этом есть явный отсыл к когда-то общей истории. Эхо Советского Союза, совершенно спонтанно проявляется и в прочих ностальгических мелочах. Вот бочка с разливным морсом. И разливают его нев одноразовые стаканчики, а как когда-то квас — в стеклянные, которые после использования продавщица тут же моет на архаичном пластиковом разбрызгивателе. А вот лоток с лепешками. Тут же у лепешек хранятся деньги. Антисанитария? С точки зрения современных норм – наверное. Но в Советском Союзе это было в порядке вещей. Немного напоминают прошлые времена и представители милиции, а точнее их статус. Выглядят они очень строгими, фотографировать себя запрещают (напомню, что в России законодательно разрешена съемка представителей органов) и вообще – блюдут!