НАСИЛИЕ ЕДОЙ или КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА. (не моё)

Сначала я думала назвать эту статью: «Как кормить дочку в 3 года, чтобы в 30 у нее были проблемы с лишним весом.» Но передумала…Потому что это было бы дискриминацией по отношению к мальчикам. Тем несчастным мальчикам, которых тоже взрослые вынуждают есть.

Удивительно, как отчаянные сторонницы кормления по требованию к годовастию ребенка превращаются в традиционных уговаривателей «ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за троюродную тетю». А еще через пару лет настает период ультиматумов: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» (Варианты: «Не включу мультик», «Не дам конфету», «Не куплю игрушку»)

Естественный аппетит? Не, не слышали…

Был в моей жизни недолгий период работы консультантом в центре снижения веса. Там работали с людьми, чей лишний вес не являлся следствием тяжелого заболевания. Относительно здоровые (относительно – потому что с лишними кг к ним приходили отдышка, гипертония, варикоз и т.л.) располневшие женщины сетовали на роды, возраст, наследственность. И очень тяжело, с сопротивлением, которое приходилось ломать психотерапевту, принимали факт, что на самом деле причина лишнего веса — неправильное пищевое поведение, пищевые привычки, в том числе усвоенные в детстве.

Когда вы идете на разные манипуляции, чтобы скормить порцию чего-либо ребенку, подумайте о его будущем. Не совершаете ли вы ошибку?

История Марины

Бабушка говорила, что еду нельзя выбрасывать. Бабушка радовалась и хвалила, когда Марина все доедала и подчищала тарелку кусочком хлеба. Бабушка часто читала рассказ «Общество чистых тарелок». Бабушка говорила «Хорошие дети всегда съедают все, что положено на тарелку» Бабушка учила, что в гостях надо есть с добавкой, чтобы хозяевам было приятно. Марина очень хотела быть хорошей девочкой, хотела, чтобы ее хвалили, хотела, чтобы бабушке и другим людям было приятно… Марина выросла, вышла замуж, родила двух детей, кормила семью обедами и ужинами. По-прежнему считала, что тарелки после еды должны оставаться пустыми. И никогда не выбрасывала еду. Хорошая девочка Марина не могла навязывать мужу и детям свои правила. Но и отказаться от них не могла. Поэтому всегда доедала все, что оставили на тарелках муж и дети. Систематические переедания привели к набору лишнего веса.

История Натальи

В ее детстве было правило: «Съешь, что положили на тарелку — получишь конфету.» С годами выработалась потребность любой прием пищи заканчивать десертом. Иначе она не чувствовала сытости и удовлетворения. Каждый день минимум четыре конфеты. С другой стороны, когда просто хотелось сладкого, внутренний выдрессированный ребенок напоминал, что сначала надо съесть что-то не сладкое. И, даже при отсутствии голода, Наталья ела суп или кашу, чтобы позволить себе съесть конфетку…

История Ирины

Воспитатель детского сада грозно вещала: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» А еще угрожала вылить суп за шиворот, тому, кто этот суп недоест. Ирина верила, что именно так воспитатель и поступит. Один раз Ирина даже спрятала в карман ненавистную рыбную котлету, а потом на прогулке зарыла ее в землю на участке за верандой. Второй раз этот трюк провернуть не удалось. Воспитатель заметила, громко ругалась, стыдила котлетную аферистку перед всей группой. Ирина выросла, но остался какой-то подсознательный страх, установка, что съедать надо все, что лежит на тарелке, даже через «не хочу».


История Марии

Худенькую Машеньку всеми способами мама пыталась накормить. Мама бегала за Машей с ложкой по квартире, уговаривала, завлекала, рассказывая сказки. А потом в доме появился видеомагнитофон и видеокассеты с мультиками. Это было мамино спасение. Мама стала кормить Машу перед телевизором. Пока Маша смотрела мультик, она охотно открывала рот и жевала. Маша любила мультики и старалась долго жевать. Потому что знала, что, как только она перестанет есть, мама выключит мультик. У взрослой Марии осталась привычка есть перед телевизором. Или за чтением. Или за компьютером. Или хотя бы в компании за оживленной беседой. Обязательно что-то должно происходить параллельно с приемом пищи. А когда что-то происходит параллельно, то концентрация внимания уже не на приеме пищи, контакт с организмом нарушен, и очень легко пропустить момент насыщения, переесть. С другой стороны, когда Мария просто смотрела телевизор, ее постоянно тянуло что-нибудь пожевать…

История Светланы

В детстве Светлану не кормили насильно, не поощряли сладким, не развлекали телевизором во время еды. Но проблема с лишним весом во взрослом возрасте у нее все-таки появилась. Потому что ее постоянно тянуло на «вкусненькое». Когда маленькая Светочка падала и ушибалась, ей говорили: «Не плач, на конфетку!» Когда ее вели на прививку, ей обещали, что будет чуть-чуть больно, зато потом она получит шоколадку. Когда однажды в парке ее, семилетнюю, не пустили на аттракцион, потому что было возрастное ограничение «старше 12 лет», папа сказал: «Не расстраивайся, зато мы сейчас пойдем и налопаемся мороженым» Когда она ревела из-за плохой отметки за экзамен, мама гладила ее по спине и спрашивала: «Доченька, что тебе приготовить?» Во взрослой жизни Светланы стрессов и огорчений стало гораздо больше. Но у нее был сформированный в детстве поведенческий стереотип: когда грустно, больно, тоскливо, одиноко – надо съесть что-нибудь вкусненькое. Заедая стрессы, Светлана набрала лишних 40 кг.

Все эти примеры объединяет одно: употребление еды не по голоду и прекращение приема пищи не по сигналу наступления сытости.Постоянно уговаривая, принуждая ребенка съесть еще ложечку через «не хочу», доесть до конца, мы нарушаем естественный контакт с телом. Ребенок перестает чувствовать, голоден он или сыт. Во взрослом возрасте начинает ориентироваться не по внутренним сигналам организма (хочу есть), а по внешним факторам (пора пообедать).

А как же его не заставлять? Он же сам есть целый день ничего не будет!» Конечно не будет. Если его ранее постоянно заставляли есть, а потом вдруг оставили в покое, какое-то время ребенок будет наслаждаться правом ничего не есть и демонстративно отодвигать тарелку. Но потом инстинкт самосохранения возьмет верх над амбициями. Важно чтобы при этом в свободном доступе не было печенья, конфет и прочих сладостей. Иначе ребенок будет питаться только ими.

Если в очередной раз маме захочется «докормить» ребенка, то стоит притормозить и задуматься: « Что меня вынуждает так поступать?»

Стереотипы из прошлого?Свои установки: съедать нужно все, что положено на тарелку. Пожалуйста, не пересаживайте на ребенка своих тараканов.

Боязнь, что ребенок останется голодным?Поверьте, ребенок себе не враг, у него еще контакт с телом не разорван. Поест, когда проголодается.

Желание, чтоб ребенок набрал вес?Что с того, что он самый худой в группе, если ребенок здоров, активен и доволен жизнью.

Жаль продуктов?Жаль усилий, потраченных на приготовление? «Я старалась, готовила, а он не ест» Пожалейте лучше ребенка. Насилие едой – далеко не лучшая форма проявления родительской заботы.

И все-таки не заставлять!

Статья «Насилие едой. Как не надо кормить ребенка» неожиданно привела меня на радио. И вот я уже в студии на записи. Беседуем о пищевых привычках с Александром Борисовым — ведущим программы «Свободное время» на Радио России… В этой заметке привожу краткий пересказ нашей беседы.

— Анна, но ведь это так естественно: манипулировать ребенком, чтобы он хорошо поел. Все мы к этому иногда прибегаем.

— Это как раз противоестественно. Естественно – это когда ребенок ест столько, сколько хочет.

— Разве можно вырастить ребенка ни разу не заставляя его есть?

— Можно. У ребенка не стоит задача умереть от голода. У него есть инстинкт самосохранения.

— А почему родители начинают заставлять ребенка есть? С какого возраста это происходит? Ведь никто не заставляет есть младенцев.

— Потому что невозможно заставить есть маленького ребенка, если он этого сам не хочет. Он будет отворачиваться от ложки, сжимать зубы, выплевывать еду. А с детьми постарше уже возможен шантаж: «пока не съешь это, не получишь вот это»

— А как понять ребенок действительно не хочет есть или у него просто капризы?

— Если не ест, значит капризничать он в данный момент хочет сильнее, чем есть. Поест потом, когда голод будет сильнее капризов. У взрослых людей ведь тоже бывают в жизни моменты, когда от расстройства аппетит пропадает и «кусок в горло не лезет», никто ведь в этот момент им насильно еду не запихивает.

— А если ребенок голоден, но не ест, потому что мама невкусную еду готовит? Как убрать сомнения мамы в своих кулинарных способностях?

— Вкусным нам обычно кажется то, к чему привыкли. Невкусно приготовленное блюдо — это блюдо, вкус которого отличается от привычного («какое-то не такое», «чего-то не хватает»). Мама ведь не вмиг разучилась готовить. Она всегда так готовит и ребенок должен уже привыкнуть. Не случайно многие взрослые считают, что мама готовит вкуснее всех – просто они с детства привыкли к этому вкусу.

-А если ребенок уже голоден, сам просит есть, а потом съедает две-три ложки и убегает из-за стола? И в этом случае не настаивать?

-И в этом. Значит ребенку достаточно трех ложек.

— А если ребенок сейчас не хочет есть, а через час захочет, но семья торопится уезжать и через час уже будет там, где нет никакой еды. И в этом случае не заставлять?

— И в этом случае не заставлять. Посильнее проголодается к следующему приему пищи. Если же ребенок еще мал, то я бы в этом случае взяла с собой что-нибудь перекусить в дороге.

— Но ведь перекусы – это плохо!

— Плохо, если они систематические. Если изредка, то они не причинят вреда ни организму ребенка, ни его аппетиту.

— И все-таки, так ли это ужасно – заставлять детей есть. Почему вы это называете «насилием»? Такое сильное слово.

— Потому что это насилие.

(Чтобы это понять, взрослым нужно просто ставить себя на место ребенка. Например, начальник, вернувшийся из Тайланда, привозит жареных личинок и тараканов, и от всей души угощает экзотическим блюдом своих сотрудников. Это же вкусно! Это протеин! А сотрудники не хотят… И тогда начальник говорит: «Пока все не съедите, домой не отпущу и премию не выпишу!» Приятного аппетита!)

Семь великих и обязательных «нет»!

  1. Первое, НЕ принуждать:

    Поймем и запомним: пищевое насилие — одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психический. Если ребенок не хочет есть, — значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, — значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное.

    1. Уточнение:

      Пища, равнозначная лекарству (морковь, лимон, яблоко, лук, и т. п. — по совету с врачом), может предлагаться более настойчиво, однако только таким образом, чтобы не вызвать неприятных эмоций. Изобретите игровой предлог, покажите пример, ярко, весело уговорите. Однако при активном нежелании, отвращении — не настаивать и не повторять предложений. Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

  2. Второе, НЕ навязывать:

    Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения… Прекратить — и никогда больше!

  3. Третье, НЕ ублажать:

    Ничего сверх необходимого. Разнообразие — да, по возможности, но никаких изысков. Никаких пищевых вознаграждений, никаких мороженых, пирожных, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за скушанный против желания завтрак или просто так. Еда — не средство добиться послушания, не средство наслаждения; еда — средство Жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

  4. Четвертое, НЕ торопить:

    «Ешь быстрее! Ну что ты возишься?! А ну, кто быстрее съест?!» Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть лучше ребенок не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

  5. Пятое, НЕ отвлекать:

    Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, не голоден. Не потакать, но понять.

  6. Шестое, НЕ тревожиться и не тревожить:

    Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно — так, только так! «… А как же кормить?». Очень просто. Какое-то время еда должна быть в пределах досягаемости, на виду у ребенка. Если младенец, то дать грудь при проявлении беспокойства. Если малыш, то безнасильно увлечь к столу, не удерживая, однако, если не хочет. Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть — все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

  7. И седьмое, последнее:

    Конечно же, подавайте здоровый пример. Желательно — во всех отношениях… Даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как кормление чада, речь идет не только о здоровье физическом. «Как не надо кормить», «как кормить» — это и как себя вести, и как мыслить и чувствовать...


Наталия
Наталия
Анастасия
7 лет
Москва
571526

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
NatalieMar
NatalieMar
Москва
Супер! Спасибо!
Пожаловаться
Руни
Руни
Тимурка
7 лет
Москва

Моей козявке семь, ест очень медленно, но если уж наелась — я не заставляю, просто до сладостей перерыв, пока пища до желудка дойдет. А сладости — чаще фрукты и изюмчик

Пожаловаться
Алёна Бахтина
Алёна Бахтина
Мирослав
7 лет
Москва
Я похоже пофигист и моя лялька, когда хочет кушать идет на кухню и стучит по стулу, чтобы ее посадила туда. Значит, проголодалась. Потом пытаюсь понять что же она будет, перечисляю что могу ей предложить или показываю. Иногда угадываю иногда нет. Хитрить начинает. Ягоды любит, берет пиалку и в холодильник и дайкает))) иногда, кажется, что ребенок голодный, но насильно не пичкаю. Захочет — скажет.



Пожаловаться
Sashulechka
Sashulechka
Санкт-Петербург

Я не заставляю, не вытанцовываю перед дочей. НО взяла за правило: не поела со мной, не поела 10-15 минут сама — выходим из-за стола. И никаких заеданий и перекусов, если плохо прошел основной прием пищи. А то папа любит добавить: ну не хочет овощи — дай печенье, банан, хлеб, яблоки… При этом мы все на ПП. И даже если я даю ребенку раз в день «баловство», то это из пп без специй какие-то крекеры, печенья, запеканки фруктовые… И еще, если в обед не стала есть овощи с мясом / суп, то она его будет на полдник вместо фрутов, потому что все поели.

Пожаловаться
Татьяна Яковлева
Татьяна Яковлева
Москва
4 правило у меня свекровь и муж нарушают))

А я 5

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Санкт-Петербург
Вспомнила своих родителей: не выйдешь из-за стола пока не доешь. Еще и удерживали, чтоб не сбежала. Теперь максимум ем раз в сутки
Пожаловаться
МарияБогатая
МарияБогатая
Самара

в заклаадки!