1. Предварительно просматривать мультфильм.
Классификация признаков вредного мультфильма
2. Подбирать мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и способностями к осмыслению мультматериала.
Младшие дошкольники (3-4 года)
Интересы ребёнка: мир природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолёты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребёнок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.).
Содержание игры: выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребёнок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность.
Жизненный контекст ребёнка: семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками ещё не доминирует.
Какие мультфильмы подходят.
Сюжет: простой и короткий (не более 15 минут), сказки с повторяющимися действиями.
Главные темы: семейный уклад (включая его нарушение), жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, природные явления, мир техники и пр.
Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах, а также общий позитивный настрой мультфильма.
Герои: дети или детёныши сказочных животных (антропоморфные предметы), задающие образцы простых правил поведения. Образ героя должен быть максимально выразительным, но не перегружен деталями.
Примеры: сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.).
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – расцвет детского воображения и образного мышления.
Содержание игры: отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью.
Жизненный контекст ребёнка: потребность в признании сверстников и в уважении взрослого.
Какие мультфильмы подходят.
Сюжет: общение и различные отношения между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение и пр.), разнообразные народные и авторские сказки.
Главные темы: мир людей (или антропоморфных животных), их разные жизненные позиции, возможные конфликты и их разрешение. Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется.
Герои: участники событий, демонстрирующие различные варианты взаимодействия. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.
Примеры: «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали».
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) – появляется феномен эмоционального предвосхищения.
Содержание игры: приключения и фантазии, выполнение правил взятой на себя роли.
Интересы ребёнка: разные аспекты взрослой жизни (поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр.) В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правила поведения;
учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности.
Жизненный контекст ребёнка: складываются устойчивые избирательные привязанности между дошкольниками, появляется дифференциация детской группы.
Какие мультфильмы подходят.
Сюжет: возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и подтекстом.
Главные темы: переживания и внутренний мир героев. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния.
Герой: не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей.
Примеры: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева».
3. Постепенно учить ребёнка осознанно воспринимать информацию
Полностью оградить ребёнка от вредного влияния мира за пределами семьи мы сможем только до определённого возраста. Поэтому лучшей альтернативой полному запрету просмотра вредных мультфильмов будет стратегия планомерного научения ребёнка анализу того, что он видит и слышит с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо». Тогда даже в отсутствии родителей, без возможности услышать их оценку, ребёнок будет исходить из собственной установки осознанного восприятия информации. Как минимум, он будет уже способен не просто бездумно усваивать чьи-то чужие предписания как готовые модели (в том числе и из мультфильмов), но будет готов размышлять над этим и соотносить с опытом, переданным родителями, и делать хотя бы простые, но главное, самостоятельные выводы.
Как именно можно научить ребёнка этому?
1. Главное условие – нравственное поведение самих родителей.
Усвоение их здоровых образцов поведения послужит ребёнку надёжной «прививкой» на долгие годы жизни, т.к. опираясь на них, он будет оценивать и относить происходящее с ним к плохому или хорошему.
2. Комментировать то, что смотрит или читает ребёнок.
Это необходимо, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов.
Обсуждать с ребёнком поведение персонажей и объяснять ему (в доступной ему форме), что хорошо, а что плохо, и почему.
Предложить ему самому порассуждать над тем, хорошо это или плохо. Пояснять основную мораль мультфильма.
Сравнивая себя с мульт.героем, ребёнок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм даёт большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей.
Таким образом, мультфильмы могут служить отличным средством воспитания и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).
Статьи по теме:
Как бороться с зависимостью ребёнка от мультфильмов
forum.baby.ru/blogs/post/416907511-181805786/#comment416908182
Принцип воспитания. Независимость от СМИ
Почему в наше время сложно создать семью
Спасибо!!! Очень интересно!!! Включаю мультики только утром и иногда вечером, минут по 30 максимум. Без рекламы конечно.
Большинству не подойдет, потому что мультики включают, чтобы деть маму от важных дел (бебика, например) не отрывал )))))) А тут надо много сил и времени потратить.