Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов

1. Предварительно просматривать мультфильм.

Классификация признаков вредного мультфильма

2. Подбирать мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и способностями к осмыслению мультматериала.

Младшие дошкольники (3-4 года)

Интересы ребёнка: мир природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолёты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребёнок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.).

Содержание игры: выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребёнок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность.

Жизненный контекст ребёнка: семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками ещё не доминирует.

Какие мультфильмы подходят.

Сюжет: простой и короткий (не более 15 минут), сказки с повторяющимися действиями.

Главные темы: семейный уклад (включая его нарушение), жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, природные явления, ми­р техники и пр.

Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах, а также общий позитивный настрой мультфильма.

Герои: дети или детёныши сказочных животных (антропоморфные предметы), задающие образцы простых правил поведения. Образ героя должен быть максимально выразительным, но не перегружен деталями.

Примеры: сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.).

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – расцвет детского воображения и образного мышления.

Содержание игры: отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взя­той на себя ролью.

Жизненный контекст ребёнка: потребность в при­знании сверстников и в уважении взрослого.

Какие мультфильмы подходят.

Сюжет: общение и различные отношения между персонажами (дружба, вражда, до­минирование-подчинение и пр.), разнообразные на­родные и авторские сказки.

Главные темы: мир людей (или антропоморфных животных), их разные жизненные пози­ции, возможные конфликты и их раз­решение. Спектр эмоциональных переживаний пер­сонажей расширяется.

Герои: участники со­бытий, де­монстрирующие различные варианты взаимо­действия. Важно, чтобы главный герой во­площал наиболее эффективные и конструк­тивные способы разрешения конфликтов.

Примеры: «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с го­рохом воевали».

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) – появляется феномен эмо­ционального предвосхищения.

Содержание игры: приключе­ния и фантазии, выполнение правил взятой на себя роли.

Интересы ребёнка: разные аспекты взро­слой жизни (поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр.) В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нор­мы и правила поведения;

учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и про­извольности.

Жизненный контекст ребёнка: складываются устойчивые из­бирательные привязанности между до­школьниками, появляется дифференциация детской группы.

Какие мультфильмы подходят.

Сюжет: возможны ино­сказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и под­текстом.

Главные темы: переживания и внутренний мир героев. Возможны острые, напряжен­ные и отрицательные эмоциональные со­стояния.

Герой: не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи вы­ступают как носители моральных норм и цен­ностей. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, соз­данного для детей.

Примеры: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Ка­никулы в Простоквашино», «Снежная коро­лева».

3. Постепенно учить ребёнка осознанно воспринимать информацию

Полностью оградить ребёнка от вредного влияния мира за пределами семьи мы сможем только до определённого возраста. Поэтому лучшей альтернативой полному запрету просмотра вредных мультфильмов будет стратегия планомерного научения ребёнка анализу того, что он видит и слышит с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо». Тогда даже в отсутствии родителей, без возможности услышать их оценку, ребёнок будет исходить из собственной установки осознанного восприятия информации. Как минимум, он будет уже способен не просто бездумно усваивать чьи-то чужие предписания как готовые модели (в том числе и из мультфильмов), но будет готов размышлять над этим и соотносить с опытом, переданным родителями, и делать хотя бы простые, но главное, самостоятельные выводы.

Как именно можно научить ребёнка этому?

1. Главное условие – нравственное поведение самих родителей.

Усвоение их здоровых образцов поведения послужит ребёнку надёжной «прививкой» на долгие годы жизни, т.к. опираясь на них, он будет оценивать и относить происходящее с ним к плохому или хорошему.

2. Комментировать то, что смотрит или читает ребёнок.

Это необходимо, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов.

Обсуждать с ребёнком поведение персонажей и объяснять ему (в доступной ему форме), что хорошо, а что плохо, и почему.

Предложить ему самому порассуждать над тем, хорошо это или плохо. Пояснять основную мораль мультфильма.

Сравнивая себя с мульт.героем, ребёнок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм даёт большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей.

Таким образом, мультфильмы могут служить отличным средством воспитания и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

Статьи по теме:

Как бороться с зависимостью ребёнка от мультфильмов

forum.baby.ru/blogs/post/416907511-181805786/#comment416908182

Принцип воспитания. Независимость от СМИ

Почему в наше время сложно создать семью

forum.baby.ru/blogs/post/491024261-32216313/


Анна
634079

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна

Спасибо!!! Очень интересно!!! Включаю мультики только утром и иногда вечером, минут по 30 максимум. Без рекламы конечно.

Пожаловаться
МамаСына
Ну я и на бебике сидеть успеваю и за тем что за инфа сыну попадает смотрю. На флешку скачиваю и в телек, чтобы без реклам. Но вот Малыш и Карлсон все-таки мою цензуру не прошел, как раз соотвествует п.2 и 3, в класификации.
Пожаловаться
Надежда Камарова

Большинству не подойдет, потому что мультики включают, чтобы деть маму от важных дел (бебика, например) не отрывал )))))) А тут надо много сил и времени потратить.