Идет суд, на котором решается вопрос о передаче российского детдомовского ребенка в итальянскую семью (такие процедуры обязательно происходят через суд). Судья через переводчика зачитывает будущему отцу то, чего не умеет делать ребенок, которого он берет на воспитание. На лице мужчины не заметно никаких эмоциональных движений. Судья думает, что он не понимает, какого проблемного ребенка берет в семью. Она подходит к мужчине и снова через переводчика объясняет каждый пункт проблем ребенка. И вновь на лице итальянца не отражается ничего. Тогда судья начинает медленно зачитывать каждый пункт и глядит в глаза будущего отца, пытаясь удостовериться, что тот понимает, о чем идет речь.
Наконец, после ее требований ответить, понимает ли он, насколько болен его ребенок и сколько вещей он не может делать, итальянец обращается к судье с вопросом: «Но ведь ребенок может что-то не уметь?».
В нашей стране, как только мама с новорожденным попадает в поликлинику, участковый врач тут же сообщает ей, что должен ее ребенок уметь делать, иметь и т.п. в возрасте одного, двух месяцев и т.д. Любая российская мать находится под постоянным прессом внешнего наблюдения: насколько ее ребенок соответствует ожиданиям социума. И если не соответствует, то это знание тяжким грузом чувства вины ложится и на ее плечи, и со временем на плечи ребенка.
Но может быть и по-другому — и в других странах нередко именно так и происходит. Каждый ребенок может (и имеет полное право!!!) что-то не уметь. Более того, даже если в силу тех или иных физических и психических данных он никогда не сможет что-то освоить, это не будет ставиться в вину ни ему, ни его родителям.
Многие мамы нашей страны чувствуют вину за проблемы своего ребенка, связанные с его физическими и психическими возможностями. Именно поэтому у нас на улицах так мало детей с проблемами в развитии. Любой недобрый взгляд весьма агрессивного окружения мамы воспринимают как критику в свой адрес, и их переполняет чувство и некомпетентности как родителя, и неполноценности как человека.
У каждого ребенка свои возможности в освоении окружающего мира и особенно в усвоении школьных знаний (объем и качество которых на данном этапе развития общества не обоснованы научно). Нужно поощрять ребенка в его движении вперед, но скорость в постижении конкретных вещей у каждого будет своей и в своей уникальности единственно возможной для него.
Наконец, после ее требований ответить, понимает ли он, насколько болен его ребенок и сколько вещей он не может делать, итальянец обращается к судье с вопросом: «Но ведь ребенок может что-то не уметь?».
В нашей стране, как только мама с новорожденным попадает в поликлинику, участковый врач тут же сообщает ей, что должен ее ребенок уметь делать, иметь и т.п. в возрасте одного, двух месяцев и т.д. Любая российская мать находится под постоянным прессом внешнего наблюдения: насколько ее ребенок соответствует ожиданиям социума. И если не соответствует, то это знание тяжким грузом чувства вины ложится и на ее плечи, и со временем на плечи ребенка.
Но может быть и по-другому — и в других странах нередко именно так и происходит. Каждый ребенок может (и имеет полное право!!!) что-то не уметь. Более того, даже если в силу тех или иных физических и психических данных он никогда не сможет что-то освоить, это не будет ставиться в вину ни ему, ни его родителям.
Многие мамы нашей страны чувствуют вину за проблемы своего ребенка, связанные с его физическими и психическими возможностями. Именно поэтому у нас на улицах так мало детей с проблемами в развитии. Любой недобрый взгляд весьма агрессивного окружения мамы воспринимают как критику в свой адрес, и их переполняет чувство и некомпетентности как родителя, и неполноценности как человека.
У каждого ребенка свои возможности в освоении окружающего мира и особенно в усвоении школьных знаний (объем и качество которых на данном этапе развития общества не обоснованы научно). Нужно поощрять ребенка в его движении вперед, но скорость в постижении конкретных вещей у каждого будет своей и в своей уникальности единственно возможной для него.
Автор: Елена Ивановна Николаева, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ
ой как точно сказано, а то находятся судить кто с горшками кто с упреками, а у меня мой знает уже давноооооо и сидит чирикает на клавишах чтобы похвалится или упрекнуть другую маму что у нее не умеет прям бесят такие(
хм… то есть получается что эта гонка за нормами развития подстегивает мам больше заниматься развитием детей? так?
в принципе соглашусь на своем опыте, когда мне говорили что мой ребенок отстает в развитии потому что не говорит в 2,5 года, я стала водить его на занятия в группу с педагогом психологом и благодаря этому его разговорили. к 3 годам он стал говорить предложениями. а сейчас сказал уже последний звук Р. думаю, что если б я не повела его на занятия, то отставание было бы дольше.
Нормы нормами. А тут про то, что остальные косо смотреть будут. У меня ребенок с неврологией. И он не укладывается в нормы. Как я переживаю что на нас из-за этого косо смотреть будут… Заведующая сада за нами пристально наблюдает
спасибо. ну большие да. но нам 5 лет. если переедим в этом году придется в сад поступать а я даже не представляю как это делается ведь прописка поменяется с москвы на мо. и что, придетс в очередь вставать? без сада останемся значит?
ну у нас врачи тоже потихоньку начинают отходить от этих стереотипов, типа ребенок должен уметь то-то и то-то...
Хорошая статья. Есть занятия на которых занимаются все детки вместе и даже те кто и сидеть не может в силу своих особенностей. Это так здорово.
А занятия очень подвижные.
мне так нравится это «у нас» и «а там вот»