🔷 Возраст от 0 до 1 года 🔷
Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Что нужно делать:
— играть в гляделки
— улыбаться друг другу
— играть в куку
— кормить грудью
— кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях
— позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу
— катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть)
— носить на руках
— обнимать
— делать массаж
— повторять лепет за младенцем
— щекотать бородой (для пап)
— целовать щеки и пупок
— «кусать» пятки и ладошки
— совместный сон
— совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом)
— выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна
— совместное купание в большой ванне
— петь песни
— танцевать вместе
— использовать разные интонации
— строить гримасы
— вместе изучать себя и друг друга в зеркале
— читать стихи с выражением
— рассматривать вместе картинки, книги, улицу
— рисовать самим, чтобы малыш смотрел
— гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка
— разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем
— доедать за ребенком из его тарелки (если не нравится — значит не ваш способ, есть другие… просто некоторых детей очень умиляет, что три непосильные последние ложки каши доест мама)
🔷 Возраст от 1 года до 3 лет 🔷
На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Необходимо делать все то, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:
— составить вместе список продуктов с картинками
— взять с собой в магазин за продуктами
— катать в тележке
— постарше доверить катать тележку
— еще постарше передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе
— дать нести маленький пакет из магазина «как мама/папа»
— в зависимости от рода занятий родителей поиграть в «мама работает/папа работает»
— давать ребенку примерить или поносить свою одежду
— носить одинаковую одежду разных размеров
— носить похожие аксессуары — бусы, шляпы, шарфы
— дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник
— с мытьем посуды — позволить прополоскать вилки или небьюшуюся посуду под струей воды
— с готовкой простых блюд — засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду
— печь вкусняшки — пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье
— позволить помочь с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее
— дать нажать кнопку запуска стиральной машины
— мыть машину с папой
— копаться в саду с мамой
— завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике), выращивать разные съедобные травы из семян, добавлять их в салаты и есть
— рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками
— рисовать красками у друг друга на лице — есть спец.наборы для этого, гуашью лучше не надо
— или помадой раскрасьте друг друга в клоунов
— хвалить
— провожая работающего родителя (бабушку, гостей) в окошко, махать
— придумать «только наш с тобой секрет, никому не расскажем»
— придумать условный знак только для вас
— строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов
— разыгрывание ролей («я барашек, а ты мама-овечка»)
— заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь, в этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить
— дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки
— делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи
— беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). Потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
— следы на песке (или на снегу): первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. При этом говорим «о!!! какой наш папа большой», «О!!! ты как папа идёшь»
— специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов — папе, маме, доче. рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять — не забывает ли он смотреть
— держать долгий контакт глаз, «улыбаться глазами»
— игра «зеркало» — родитель начинает играть в отражение своего ребенка — копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции — увидеть мир глазами ребенка
— когда сердишься — сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать
— прятаться с одним родителем от другого под одеялом
— надевать одну и ту же вещь на двоих — например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть
🔷 Возраст от 3 до 5 лет 🔷
К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать — «моя мама»! Появляется ревность. Нужно делать все то, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также:
— играть в игры «мама и сын против диванной подушки» или «папа и сын против пыли на подоконнике»
— с более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения популярные в вашей семье
— разделить с ребенком свое хобби
— взять ребенка с собой на работу (если это возможно)
— пусть он покормит вас из ложечки
— разрешать злиться, помогать выпустить негатив
— плавать вместе в бассейне
— искать клад
— собирать осенние листья/жёлуди/каштаны
— кататься на велосипедах и роликах
— бегать наперегонки
— наряжаться в маскарадные костюмы
— устроить семейный спектакль — с куклами или самим стать актерами
— разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки — например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится… или как лиса колобка ела! =)
— проигрывание ситуаций «мама-малыш» в сюжетно-ролевых играх (например из сказки «Три поросенка»: «Мама-свинья, забери поросят!» — «Зачем?» — «Чтобы они волку не попали». [понарошку «забираете» поросят со страницы. Ребенок продолжает: «А я, мама-волчица, заберу волчонка. Волчонок, не играй с ними, а то попадешь в котел»)
— лепить снеговиков и строить снежные крепости
— валяться на диване
— бутузиться
— стучать по чему-то звонкому, ритмичному
— прятаться в домики под одеялом
— петь караоке вместе в микрофон
— вместе рисовать, лепить, делать поделки
— совместно украшать дом к празднику
— пускать и лопать мыльные пузыри
— танцевать вместе под музыку, танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и проч.), танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой)
— тактильные игры типа «рельсы-рельсы», пальчиковые
— покатать ребенка на спине — «лошадка»
— игры на коленках «в ямку — бух!»
— качать на папиной ноге
— ходить на ступнях родителей
— делать зарядку, гимнастику вместе, прыгать вместе на гимнастическом мяче
— играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных родителей
— качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках
— закапывать друг друга в песок, в снег… и не забывать откапывать)
— игры «делай, как я», можно перед зеркалом, но еще лучше, когда ребенок задает движения, а мама повторяет
— на прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они «перепрыгивали» ребенка через лужи
— вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине
— «поцелуйчики в кармашке». При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку
🔷 К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас. Что делать:
— играть в прятки
— играть в расставания и встречи
— приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, в стаканы налить всем сок
— выделить ребенку свой совок и щетку
— доверить поливать цветочки
— хохотать с ребенком, особенно над его шутками
— кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет)
— одобрять друзей ребенка
— если не можете одобрять увлечения и друзей — ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему Вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра
🔷 На пятом году ребёнок начинает любить.Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму». Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики. Что делать:
— рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе
— отправлять открытки по почте и ждать ответов
— рассматривать семейный фотоальбом
— искать маму и папу на фотографиях, где много людей
— рассматривать вместе фотографии, как ребенок был маленький
— рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали
— звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час)
— обниматься всей семьей
🔷 Возраст от 5 до 7 лет 🔷
Последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность — самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности. Что необходимо делать:
— доверить ребенку свои чувства — я сегодня рассердилась, когда… мне было грустно оттого… я так радовалась в тот раз...
— просить прощения у ребенка в случае срыва
— называть чувства ребенка
— применять активное слушание
— обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись
— как крайняя мера — совместный сон в 7 лет или в подростковом возрасте — ну, если вы сможете уговорить своего большого мальчика или девочку на это, но скорее всего это уже не поможет вам поддерживать привязанность
🔷 Возраст от 7 до 11 лет 🔷
Делаем все, на что согласится ваш ребенок из перечисленного выше для более младших возрастов, а также:
— разделите с ребенком ЕГО хобби — даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышеной ценой или компьютерная игра
— доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам)
— читайте ему вслух (можно раньше начинать, но и в этом возрасте продолжить)
— не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день
— продолжаем массаж (рельсы-рельсы и пр.)
— смотреть в кругу семьи его младенческое видео
— вести личную переписку между куклами ребенка
🔷 Возраст от 11 до 17 лет 🔷
— продолжаем обнимать
— продолжаем активное слушание
— быть на стороне ребенка во время внешней угрозы
— иметь общее время (кафе, прогулки)
— обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры, грубая физическая сила и пр)
— советоваться с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общесемейных вопросов
— тактильный контакт: в волосах ворушить, поцелуи-объятия при встрече и прощании
— писать смешные записочки (и серьезные)
— для взрослых, отдельно гуляющих детей — встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно)
— слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время
— спрашивать, что нравится-не нравится, во всех сферах — от политики до цвета туалетной бумаги
— просить обосновать свою позицию
— задавать вопросы
— учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы
— смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире
и ЛЮБИТЬ ЛЮБИТЬ ЛЮБИТЬ в любом возрасте и в любое время дня и ночи!!!!!
в закладки, спасиб