20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер

1. Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
2. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
3. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
4. …чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
5. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».
6. …дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их.
7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»… Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, которую не может преодолеть. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.
8. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
9. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
10. Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
11. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
12. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!
13. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
14. Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.
15. Строгая мама эмоционально отгорожена от ребенка, по крайней мере, он так чувствует.
16. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляйте его делать что бы то ни было!
17. Разве не менее известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает? Следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением — перестать понимать текст.
18. Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.
19. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
20. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.


Катерина Наумова
Катерина Наумова
Артем
12 лет
Андрей
8 лет
Новосибирск
32399

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лилия
Лилия
Домодедово

Читала не помню кого, все наоборот было написано. Что непослушание, капризы это нормальные этапы развития ребёнка… вы сами давно видели идеально послушного ребёнка? Если ребёнок не проявляет вообще никак свой характер, это скорее проблема, а не его бунтарство… ИМХО

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
я думаю, что каждый раз, когда текст вырван из контекста люди, далекие от глубоких знаний в той области, которой посвящен текст будут не все понимать правильно… извините, фраза получилась витиеватая, но если перечитать то нав. понять можно)))

противоречий на самом деле нет: есть возрастные этапы, когда и «капризы» и непослушание и даже истерики это возрастная особенность. проблемой это все равно является в том смысле что и ребенку и его окружению комфорта это не доставляет. но капризы и непослушания разные бывают. Например, ребенок хочет одеватся сам, а маме надо быстрее его одеть и выйти на улицу. если мама выдохнет, сядет и будет ждать, то ребенок оденется сам или с мин. ее помошью (когда он попросит ее), а может закатить истерику «Я сам» когда мама будет его одевать. Или, если ребенок строит башенку и у него не получается он может распсиховаться и расплакаться и не только башню разломать а еще чего прихватить в порыве гнева. Но если мама не единожды в подобных ситуациях поведет себя правильно: утешит, объяснит ему что с ним случилось (ты разозлился, что у тебя башня не получилась?), то ребенок скоро научится понимать и контролировать это свое состояние. и хронического нежелательного поведения не будет, а будет желательное в подобных ситуациях. и так по всем сит. и по всем пунктам можно пройтись.

Я совсем недавно наблюдала маму и девочку. Мама в магазине примеряла туфли, а девочка лет 3,5 — 4 крушила магазин. я по др. назвать не могу: она все брола, стучала туфлями об пол, др. о др. и о ветрины, на место естестенно ничего не клала. а мама очень ласково ей говорила: малышка, не надо так делать, малышка, положи на место. Лизонька, сейчас с тобой будет разговаривать грозный дядя. какой дядя? в магазине ни одного дяди не было, одни тети… маг. очень дорогой и надо сказать один из самых великолепных по обслуживанию в городе. там каждый продавец образец благородной вежливости и терпимости. и вот эта малышка (которая к стати не отличает сиреневый от красного, плохо выговаривает слова) делала там что хотела. Да, дети в этом возрасте очень спонтанны, но это не значит, что их невозможно научить себя вести адекватно в общественном месте.