Хочу поделиться своими наблюдениями и результатами от наших с Даней «логопедических» занятий) Я не логопед и никакого отношения к коррекции детей не имею, все что делала — только на основании поведения моего ребенка. Поэтому не претендую на какие-то иннновационные методы, но возможно кому-то наш подход тоже подойдет.
У Дани не было никаких слов почти до 3 лет, в детстве был лепет, но потом он прошел.Сразу оговорюсь что научить ребенка что-то произносить методом АВА мы так и не смогли. Как советовали мне тераписты необходимо было поставить в поле видимости, но не в поле досягаемости что-то что ребенок захотел бы взять и ждать когда он попросит. Ну собственное Даня тыкал пальцем и настоятельно мычал. При этом нам нужно было говорить что-то типа скажи «А» и ждать когда он это «А» из себя вынет. Но ни через неделю ни через месяц ни «А» ни «Б» мы не получили. Даня начинал истерить или просто уходил поняв, что не получит желаемого.
После того как мы бросили АВА, я решила что необходимо обучать ребенка речи не путем насилия, а игрой, наблюдать за интересами сына и искать что же для него может стать стимулом для первых слов. Для нас это стали цифры. Мы находили их везде, в номерах домов, машин, покупали игрушки со счетом, Даня смотрел много роликов на ютюб про числа, я так же постоянно проговаривала с ним «один, два, три»… и в один прекрасный день сидя за одной из своих числовых игрушек Даня четко сказал «один»… с тех пор медленно, но верно мы начали повторять названия цифр… за месяц он научился считать до 10 на русском и на английском, потом до 20, сейчас он считает до 50. Мне говорили что такая любовь аутиста к числам это обычно и им просто нравится порядок, но мне было важно именно то, что ребенок начал говорить и не важно что это было.
На какое-то время речь сына остановилась на названии цифр, я задумалась может и правда дальше ничего не будет. Но чем больше ребенок стал уметь делать самостоятельно, тем больше он говорил. По сто раз на дню я как попугай повторяла простые фразы пить сок, кушать, писать, спать… Во первых, я хотела, чтобы сын научился обыденным словам, мог сказать чего хочет и попросить что-то, а во вторых я на тот момент не нашла никакого другого стимула, так как числа были для него любимым занятием. За свои труды я была довольно быстро вознаграждена, сидя на заднем сидении машины Даня начал как обычно что-то мычать, я спросила, чего он хочет и услышала четкое «пить сок»! я быстро остановилась у ближайшего магазина и побежала за самым счастливым соком в моей жизни)))
После этого случая я поняла что раз он смог попросить это, значит в состоянии говорить и другие слова, сейчас Даня понимает почти все инструкции которые я ему даю, большинство из них он может повторить словами или попросить если ему необходимо. В магазине он может сказать чего именно хочет, хотя чаще просто идет и берет необходимое сам)
Сейчас Дане интересны марки машин, он знает почти все, с радостью повторяет. Больше всего меня радует именно то, что он сразу после того как я проговариваю слово пытается его сказать. Раньше он такого не делал. Слова видимо как то сами переваривали в его голове и он через какое то время их произносил. Сейчас реакция молниеносна. Дане нравится учить названия фруктов, овощей, новой еды, если идем в магазин обязательно ходим по овощному отелу и просим его говорить названия фруктов, даем их трогать. Даня в восторге от этого занятия)
Так же хорошим помощником для нас стал как ни странно Ютюб и компьютер. Он смотрит алфавит, счет, ролики с карточками домана и повторяет новые слова. Даже если не повторяет сразу, то запоминает! Даже сейчас Даня сидит рядом с мной и просит называть что изображено на иконках слева и называет те что выучил сам!
Сейчас мы учим слово «помоги». Единственное что меня сейчас беспокоит, что Даня как будто не распознает некоторых звуков. Например он путает команду «погладь» и слово «глаза», для него эти слова видимо созвучны, есть еще несколько подобных ситуаций.
А больше всего меня обижает, что мама он так и не говорит))) Слово «папа» Даня знает, он говорит его когда видит что папа пришел, когда видит его на фото или слышит голос… я пока таких привилегий не заслужила)) Как говорит моя мама, чего тебя звать, ты и так всегда рядом))) Наверное она права, потому что в саду воспитательница мне говорила, что Даня звал маму))
Главное, что я поняла, что хотя бы первое время необходимо изучать ребенка, смотреть чего его веселит и плясать от этого. Дане нравилось когда я закрывала лицо руками и потом открывала и говорила Ку-ку, один раз куку я не сказала… сын пару раз открыл и закрыл мои руки и потом настойчиво и даже зло сказал «ку-ка»))))А дальше больше!
Какой хороший и добрый пост получился))) Для нас поучительно, буду бесконечно командовать и проговаривать простые команды. Цифры и буквы мы тоже знаем, но не в таком количестве, считает до 8, но на своем.
АИ
БУА
ТИ
ТЕТЬ
ТАСЬ
СЕ
СЕ
ВООО
Потом они ему поднадоели и он стал часто бурчать себе под нос буквы, вразброс, но по словарному запасу вижу что букв в алфавите выучил больше и знает их почти все. И тоже помогли мультики с буквами/цифрами/слогами, карточки домна и книги.
Не получается выучить овощи, фрукты и предметы. Недоступные но видимые предметы он не показывает, а просто берет меня за руку, подводит к нужному месту, смотрит вверх, а я перебираю все стоящее наверху и он либо берет, либо машет руками мол — не то.
молодееец!!! мы сейчас на том же этапе!
но мы постарше!
Господи! как прекрасно читать такие посты!!!!!
Данька и ты-умнички! Все у вас обязательно получится!
отличные успехи, так держать!!!!!!
Какие вы молодцы! Дальнейших вам успехов!
Спасибо большое)
Как здорово! А в 2 года он у вас совсем не говорил? Мой сейчас начинает повторять за мной слова, порой, даже, не понимая их смысла. Но обращённой речи и заветного слова «мама», практически, нет. Исключение составляют лишь слова «ПА» и «АМ», которые заменяют глаголы. Ну и некоторые слова, которые постоянно в обиходе — хлеб, свет, пульт, компот, каша и пр. Плюс очень много тарабарщины — он постоянно что-то говорит на своём, ни к кому при этом не обращаясь. Даже книги «читает» — открывает и начинает что-то бормотать.
Спасибо))неа, совсем… на имя почти не откликался, не понимал что мы ему говорим, но сейчас уже лучше конечно намного.
Молодцы. Мама лучший учитель для своего ребенка.
Анюта, ты большая молодец!!! Молодец! А вот на счет ава и заставления я не соглашусь, в ава нет заставлений!!! ты пишешь, что просишь сказать «а» и ждешь когда он произнесет, нет! это неправильно! в первую очередь, должно быть, что то мотивационное, например, «шоколад» он просит у тебя шоколад, ты произносишь четкое «А» и отдаешь маленький кусочек, и не ждешь от него реакции никакой, и так до 3-4 недель произносишь-даешь, потом делаешь временную задержку в 1 секунду и опять даешь, и так пока ребенок не станет вокализировать! повторять «а», мы вокализируем на камушках их фикс прайса))))любит он их кидать в банку, как монетки.И у нас на каждую букву или звук уходит 2-3 недели.так что ава это не издевательство над ребенком)))главное все делать правильно!!! А твой подход оказался для твоего сыночка правильный! Ты большая молодец! Вот хочу от тебя подробное описание, как вы учили цифры! поэтапно прям! или хочешь я могу позвонить! С радостью послушаю тебя!
Так рада за вас))) Даня большой молодец!
Пока наше самое большое достижение-звук «а». На море собрались, а потом с новыми силами в бой. Попробуем пойти в сад и заняться полноценной АВА. Но, я уже ничего не загадываю, боюсь, что опять не получится.
Вообще ждет поощрения. Но, подойдет и просто поцелуй. А так да, лепет очень активный. И интонационно окрашенный. Даже вопросительная интонация иногда есть. Смотрит на меня, и какую-то чушь лопочет.