Попалась мне вот такая статья… и в современном буме озабоченности родителей прям захотелось опубликовать....
и хочу от себя отметить… что если ребенок САМ стремиться — никто его не должен удерживать… но вот подталкивать вперед очень вредно… и согласна с автором статьи — всему свое время...
Мнение нейропсихолога А.В. Семенович о раннем развитии детей 2,5 — 3 лет.
Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?
Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует.
И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена.
Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики. Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка.
А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития.
Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи.
Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.
A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе? Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет.
Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике. Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже.
Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы.
А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает.
А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов.
Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года. То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем?
А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.
А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей? А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний.
Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот.
А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.
Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.
Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?
Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта?
Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости.
Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…
Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо.
А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов. Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом.
Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют.
Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.
На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.
Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить.
Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.
Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?
Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны.
И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!»
Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»
Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.
всё должно быть в пределах разумного))) как я тут прочитала у одной мадам, типа как это ваш ребенок в 1,8 не считает до 10а если моя в 2.5 еще толком сказать ничего не может, хотя слов.запас где-то слов 130, как она посчитает?)))) но при этом она сама выучила все буквы, просто листая азбуку))
если дитю нравится — надо поддерживать!!! но еще меня бесит противоположный вариант развития, когда родители все спихивают на сад и школу, типа там всему научат
Всё равно не представляю как такие маленькие читают, тут на сайте девушка есть, дочка тоже вроде читала в 2 и она занимается так усиленно с ней, не могу найти теперь
и я согласна! и про технику чтения, и про 7 лет — оптимальный возоаст! Спасибо, Марина, очень познавательно!!! И даже после таких статей можно чуть приостановить пыл комиссий по принятию первоклашек!
хорошая статья, согласна!
Меня достали все эти мамашки с своими программами по выращиванию гения и тд))
все должно соответствовать возрасту это да, но развитие предполагает поиски и решение проблем и задач на уровень выше чем человек может решить доступными ему инструментами. я не говорю, что с года надо читать (тоже и про горшок-не созрели те отделы г.м., которые за эту социальную функцию отвечают, не лезь, не время), я про то что заниматься с ребенком надо, и лучше через творчество, обучать социальным навыкам и инструментам взаимодействия с окружающим миром. чем выше творческий интеллект, тем больше возможностей у ребенка для развития. механическим навыкам и прочим достижениям, чему любят «натаскивать» детей научить несложно, но нужно его развивать таким образом, чтобы в ситуациях новых не просто подбирал имеющиеся схемы, а создавал новые оценив ситуацию.
надеюсь не грузанула)
занимайтесь с детьми правильно)
я согласна… а то сейчас развилось много «английский язык с года»… и т.п… и мамы записывают своих детей на 50 различных курсов и тягают туда своих малюпасов (утрирую… как всегда)… ошалеть.....
Хорошая статья)
Кроме того сейчас не то время когда все могут спойно ходить по лесам и ромашки разглядывать. Иногда темпы жизни родителей позволяют всю необходимую информацию дать ребенку как раз через разные пособия.
И почему если с ребенком занимаются, то все травма… Мы например читаем каждый день сотни и слова по 10 минут. Дочке это нравится. Какая тут травма может быть…
Трехлетку насильно не научишь… Если ему неинтересно, то хоть головой об стену бейся…
А чтоб до трех лет ребенок прям не считал — то вообще цифры прятать наверное надо… Моя дочка как то до 10 считать научилась, а я и не знала, что она уже умеет.
А чтоб научить считать до 100 недавно хватило всего одного занятия дома… В игровой форме конечно…
При этом в своих играх она использует эти знания…
вот о том и статья… когда детей «насильно» отдают в кружки чтения-письма в 2-3 года… совсем другое — игровая форма… вроде как-бы мимо проходя.....
Я из этих дур))) мы не едим, так как хлеб вреден
а почему стройняшки?:)
причем здесь стройняшки