Коммуникативные жесты и речь ребенка.

Коммуникативные жесты и речь ребенка Когда начинается диалог? Люди привыкли думать, что с ребенком можно разговаривать, только когда он сможет произносить короткие фразы, в возрасте примерно 18-24 месяца. Но сейчас нам известно, что коммуникативное взаимодействие начинается задолго до этого. Даже еще находясь в утробе последние три месяца, уже очевидно, что малыш общается с вами. Когда мама замечает, что ее малыш шевелится, она часто заговаривает со своим «непоседой». А когда ребеночек в утробе слышит ее голос, он замирает на миг, а затем вновь начинает пинаться, на что мама отвечает возобновлением беседы. Такие мини-диалоги часто происходят, когда мама отдыхает и обращает больше внимания на движения своего еще не рожденного малыша. Как только ребеночек рождается, родители сразу же начинают общаться с малышом; они просто не могут себя удержать. Они болтают со своим крохой так, будто он или она все понимают: «Доброе утро, малыш, как ты сегодня», произносят они нараспев, чтобы привлечь внимание малыша. А вскоре кроха начинает отвечать, оживленно двигая ножками (комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д.) Практически неосознанно, затем мама ненадолго замолкает, позволяя тем самым своему малышу развить зарождающиеся в нем навыки общения. Плач как форма общения. Конечно, у малышей есть множество способов выражения своих намерений и чувств еще до того момента, как они начинают говорить. Разве можно считать плач средством общения? В конце концов, малыши плачут, чтобы показать, что они хотят кушать, что им больно, что им нужно сменить подгузник, или что им просто скучно в одиночестве. Что интересно, их плач легко запоминается родителями уже за первые несколько месяцев жизни, и мама уже может понять, какой тип плача что означает. Но не будем забывать, что общение – это двухсторонняя деятельность, поэтому чем больше мама реагирует соответствующим образом на разный плач своего крохи, тем больше она подтверждает значение этого плача для своего ребеночка. И конечно, позже, уже в ясельном возрасте, детки могут выражать негативные эмоции не только плачем, но и хлопаньем по столу или топаньем по полу. Является ли плач и прочие эти признаки гнева «жестами», вопрос спорный. Улыбка и недовольство как формы общения. Другими способами, при помощи которых малыши могут влиять на коммуникативное поведение своих родителей, являются улыбка и выражение недовольства. На самом деле, «первые улыбки» малыша – это всего-навсего гримасы, но родители так бурно на них реагируют и улыбаются в ответ, что кроха подмечает эту реакцию, понимает, что эта гримаса вызывает у окружающих волну положительных эмоций и пытается вновь воспроизвести «улыбку». Вот так и происходит приятное для всех взаимодействие… Более того, бытует мнение, что детки воспроизводят эти мимические жесты во сне, как бы упражняясь. Разве вы не замечали, глядя на вашего спящего малыша, что он иногда улыбается или хмурится с закрытыми глазами? Ранний курс общения. Помимо плача, улыбок и выражения недовольства, поначалу ребенок отвечает на родительскую речь движением ножек и, где-то с 3 месяцев, бормотанием и гулением. Так продолжается до 10-13 месяцев, когда большинство ребятишек начинает произносить первые понятные слова. Но не думайте, что до этого момента они игнорировали речь. Исследования показали, что еще задолго до того, как издадут первые звуки, детки очень хорошо понимают язык. При рождении, они могут отличать свой родной язык (который они слышали в утробе) от других языков; они могут различать на слух звуки речи, например /па/ от /ба/, и уже в 8-месячном возрасте они могут разбивать поток слышимой речи на отдельные слова. Однако, несмотря на то, что дети с самого начала постоянно усваивают язык, который слышат, на то, чтобы начать произносить собственные звуки и слова, у малышей уходит гораздо больше времени. Где-то в возрасте 5-6 месяцев дети начинают невнятно лепетать, это они без конца тренируются в произношении разных звуков. Но не смотря на все эти занятия по произношению звуков, до того момента, когда большинство малышей произносит что-либо, похожее на слово, проходит еще 3-4 месяца. Важность жестикуляции для общения. Наряду с речью, мы естественным образом используем жестикуляцию. Просто понаблюдайте за парой болтающих подруг и заметьте, как они жестикулируют руками при разговоре. Люди привыкли думать, что больше всех при разговоре жестикулируют итальянцы, но подробные исследования, проведенные среди даже так называемых «сдержанных» британцев показали, что они тоже пользуются множеством жестов, сопровождающих речь. Вы когда-нибудь пробовали вообще не жестикулировать при разговоре? Вы обнаружите, что это фактически даже затрудняет вашу речь, так как жестикуляция является естественным ее сопровождением. Как жестикуляция является обычным явлением в разговоре между взрослыми, она так же становится обычной в общении между родителями и малышом. Указывание как один из важнейших жестов раннего общения. Выше мы упоминали общую для деток тенденцию указывать на что-то вытянутой ручкой и указательным пальчиком. Что самое интересное, указывающий жест характерен только для людей. Шимпанзе, наши ближайшие родственники по эволюции, не указывают ни на что конечностями, а также не пользуются пинцетным захватом, то есть не берут мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами. В лучшем случае, чтобы подобрать мелкий предмет, шимпанзе зажимает его между большим и всеми остальными пальцами руки. Но еще никто ни разу не видел, чтобы они на что-то указывали. И все же указывание на что-то очень распространено среди детей человека. Правильно на что-то указывать малыш начинает примерно в 9 месяцев, тогда же, когда овладевает пинцетным захватом. До 9 месяцев, детки, как правило, вытягивают ручку со сжатым кулачком, обычно, когда хотят получить что-то. Психологи называют такое действие «инструментальным указыванием». Но когда при указывании малыш выпрямляет указательный пальчик, это также может означать: «Смотри, там что-то интересное, я хочу, чтобы и ты посмотрела». Мы называем это «декларативным указыванием», которое появляется ближе к концу первого года жизни. Это событие расценивается как настоящая веха в развитии малыша. Опять же, то что помогает малышу повторять указывающие жесты – это заинтересованная реакция родителей. Детские жесты. Возможно ли воспользоваться естественной склонностью малыша к жестикуляции, чтобы углубить общение между родителями и крохой? Именно этим вопросом задаются некоторые детские психологи. Им интересно, возможно ли обучить малышей пользоваться ручками для общения в период, когда их ротик еще не может произносить звуки речи. Другими словами, они хотели проверить, можно ли использовать детское умение работы руками, которое развивается раньше, чем речевые навыки. Результатом стали «Детские знаки», расширенный набор жестов для общения между малышом и его родителями. Первое и главное, важно понять, что Детские знаки – это не язык, а вспомогательное средство для подкрепления устной речи жестами. Детские знаки состоят из набора выдуманных жестов руками, которые являются изобразительными, то есть, жесты сильно напоминают объект или событие, на которые они указывают. Приведем конкретный пример: слово «голодный» в Детских знаках изображается при помощи языка, облизывающего губки, при этом правая рука потирает животик; «сонный» изображается так — оба указательных пальчика показывают на открытые глазки, потом пальчики опускаются и глазки закрываются. Некоторые жесты для Детских знаков взяты из настоящего языка для глухонемых, в особенности те, которые являются изобразительными. Но, в отличие от языка глухонемых, где с высокой скоростью сочетается множество знаков для составления предложения, как и в любой речи, в Детских знаках нет грамматических конструкций, а используются отдельно взятые слова или, самое большее, детские выражения из 2-3 слов, что-то вроде «я сонный». Важно отметить, что малыши могут овладеть произношением слов и Детскими знаками только в том случае, если у них достаточно развиты соответствующие когнитивные навыки, такие как комбинированное внимание. Другими словами, малыш должен быть способен поддерживать визуальный контакт с родителем, следить за взглядом родителя, устремленным на названный или обозначенный жестом объект, а затем понять, что слово / жест из Детских знаков, которые употребляет родитель, относятся именно к этому объекту или событию. Такие навыки в первый год жизни развиваются медленно. Конечно, можно научить малыша имитировать звуки или Детские знаки, но пока он не будет употреблять их как символы, они останутся просто малозначащими двигательными образами. Насчет того, когда можно использовать Детские знаки, то можно начинать вводить их с 6-7 месячного возраста, но они наиболее легко усваиваются малышом в возрасте около 11 месяцев, когда он уже издает много звуков и может привлечь к себе внимание окружающих. Детские знаки всегда используются наряду с устной речью: Например, мама говорит: «Ты хочешь спать?», при этом одновременно показывая ребенку жест, означающий «спать». В любом случае, родителям нужно употреблять слова и Детские знаки одновременно. Эти коммуникативные символы не предназначены для полной замены устной речи. Детские жесты наилучшим образом можно охарактеризовать как «расширенную жестикуляцию». Другими словами, Детские знаки основываются на естественной, хотя и ограниченной, тенденции употреблять жесты в символической форме. Обычно родители используют много жестов при разговоре с малышами: жесты «до свидания», «поцелуй», «тсс», «нет» и т.п. Детские знаки просто используют эту естественную тенденцию. Некоторые детские психологи заявляют, что малыши, чьи родители используют Детские знаки, воспроизводят собственные жестовые знаки на три месяца раньше, чем произносят первое слово. Однако глубокое изучение литературы по предмету показало, что первые слова с помощью Детских знаков и первые слова в речи ребенок воспроизводит почти в одно и то же время. Это не лишено смысла, если вспомнить, что как для формирования Детских знаков, так и для формирования речи, у ребенка должны присутствовать определенные когнитивные предпосылки.

Ольга Краковская
Ольга Краковская
Ульяновск
001778

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества