Обещанный пост о песочной терапии

Наконец выкладываю информацию о песочной терапии. Материала получилось много. Поэтому буду выкладывать частями. Если что-то непонятно написано — задавайте вопросы. Буду благодарна за посты о том, что попробовали из прочитанного: что получилось, что нет. Какие возникли трудности.

Противопоказаниями для игры в песок являются кожные болезни, в т.ч. раны и аллергические болезни органов дыхания (особенно для очень мелкого песка).

Выбор песка:самый простой вариант купить кварцевый песок в зоомагазине. Грунт для аквариума естественного желтого цвета. Не черный и не белый, а именно желтый. Все другие виды песка подходят для игры, рисования, но психотерапевтическими свойствами они не обладают. Можно взять песок речной или в лесу, просеять, прокалить его (если вы собираетесь использовать его дома). В игры, о которых пойдет речь сегодня можно играть и на улице в большой песочнице и на пляже (так сказать в естественных условиях).

Песок для игр предлагают сухой. ребенок сам, по своему желанию будет его мочить.

Песочница. Вам понадобиться прямоугольный ящик: 70 на 50 см, борт 8-12 см. Классический вариант — деревянный, покрашенный изнутри в голубой цвет, но можно купить в зоомагазите кошачий лоток голубого или синего цвета подходящего размера. Наполняется песочница на 1\3.

Если детей несколько, то надо две песочницы, и в последствии одну большую: размеры 140 на 1000, борт 12 см.

Зачем нужна песочница? не только что бы поиграть дома когда погода или что-то еще не позволяет играть на улице))) У песочницы стандартного размера есть еще функция: ее размер, цвет, бортики создают у ребенка специфическое чувство безопасности, защищенности. что в свою очередь увеличивает ценность самих игр. У нас есть песочница на улице, но я обзавелась лотками и на улице же играем и в лотках то же. Собственно, дети стали предпочитать играть в этих лотках. Пока мы используем желтый песок привезенный из леса.

Обещанный пост о песочной терапии


Обещанный пост о песочной терапии


Еще понадобятся: лейка или миска с водой или пульверизатор, лопатки, грабельки, кисточки, сито, воронки. Посудка, кроватки, постройки, машинки, кустики, посадки, так наз. бросовый материал (крышечки, бутылочки, хороши палочки от мороженного), природные материалы (камешки, шишки, ракушки), тканевые летны голубого цвета.

Разнообразные игрушки: мелкие (5-10 см.) фигурки животных и людей. Хорошо бы подобрать по 2 семьи людей и животных. Количество членов семьи должно повторять вашу семью. Семья животных понадобиться для обыгрывания очень болезненных тем.

Хранить игрушки надо в отдельных коробочках или одной коробке, но не в песочнице.

Так как речь пойдет о детях, то буду называть занятия с песком играми.

Зачем играть в песок: во-первых что бы дать возможность получить новые тактильные впечатления, к тому же мы помним, что любые действия руками стимулируют развитие, во вторых из-за свойств самого материала. Ценность песочных игр в самом материале. Песок имеет огромную терапевтическую ценность за счет того, что он легкий, пластичный, податливый и главное — легко изменяющийся материал.

На песке создается естественная стимулирующая среда, т.к ребенку играть в песок комфортно и есть возможность удовлетворять потребность в творчестве (даже если что-то не понравилось все легко исправляется и переделывается). Начнем с того, что любые действия руками стимулируют развитие.

Игры в песок для детей условно можно разделить на 3 группы:

1. развивающие;

2. обучающие;

3. терапевтические;

4. диагностические.

Разделение условное, так как любая игра в песок в той или иной степени может выполнять все функции.

Первое, с чего надо начинать: надо дать возможность ребенку прочувствовать песок. Важно начиная игру дотронуться до песка и проговорить что я чувствую (он теплый, холодный, мне щекотно, он гладкий или наоборот шершавый. важно задать вопрос: а что чувствуешь ты? Это важно даже если ребенок не умеет говорить. Все равно задавайте вопросы и ждите некоторое время ответа, а потом помогайте наводящими вопросами.

по скользителадонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

— выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,

— пройдитесь по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдноправой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

— далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, по пять.

— поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Не пропускайте этого этапа! даже если ваш ребенок уже давным давно знаком с песком, попробуйте обратить его внимание на ощущения от соприкосновения с этим материалом!

Развивающие песочные игры:

1. отпечатки. У ребенка есть потребность оставлять следы. Ее очень легко удовлетворить с помощью игр в песок. Следы можно делать разные и по разному: всей ладонью, пальцем или пальцами, ребром, кулачками и т.п. Недвижимой рукой, ногой, пальцами или передвигая их… Все это проговаривается во формате игры (смотри, это моя ладошка, а где твоя…). мои ладошки пошли гулять: топ-пот… Чем больше вариантов следов вы придумаете, тем лучше. Ребенку постарше предложите самому придумать как можно больше разных отпечатков оставить например одной рукой.

Обещанный пост о песочной терапии

Обещанный пост о песочной терапии

Обещанный пост о песочной терапии


Такие игры стабилизируют эмоциональное состояние, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, учат понимать и слышать себя и других. Это база для формирования коммуникативных отношений.

Игры, описанные ниже еще и развивают мышление:

Следы могут оставлять предметы и животные. Например, оставляя разные следы геометрическими фигурами (конус, параллелепипед и т.п. вы подготавливаете ребенка к пониманию начертательной геометрии)))

Мы еще играли так:

У нас нашлись фигурки людей и животных, делающие характерные для них следы. Мы делали отпечатки следов и сначала просто угадывали кто пришел и в какую сторону. А потом один делал следы, а другой придумывал по ним истории: пингвиненок пошел гулять и потерялся, а мама его нашла и они вместе вернулись домой. Или: девочка гуляла по лесу, а медведь шел ей на встречу. Девочка увидела медведя, испугалась и убежала.

Обещанный пост о песочной терапии



Обещанный пост о песочной терапии


2. прятки, искалки, находилки, секретики. Помните игру детства? Закапываем руку в песок и партнер должен раскопать ее. у этой игры много вариантов: раскопать не задев, если заденешь будет взрыв, можно использовать подручные средства (кисточки, дуть или нельзя использовать). Чем старше ребенок тем сложнее могут быть правила. Так же можно закапывать разные предметы и искать по заданию (что именно) или просто что там есть. Можно придумывать сказки и раскапывать предметы в ситуации сказки (был ураган и всех засыпало давай раскопаемили случилось сильное землетрясение которое разрушило весь город когда землетрясение закончилось приехали спасатели и начали спасать жителей, откапывать дома и машины)

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

“В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось…

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..” (сказка взята из книжки «Чудеса на песке», см.ниже)

Тима не понял пока задания «не задеть», а Лиде нравиться. Еще Лиде понравилось искать закопанные предметы, а Тиму вдохновила игра «секретики».

Вот такие предметы Лида недавно искала. Я подобрала каждого по паре и она отыскивала и складывала второй ряд к имеющемуся. Тима тоже нашел 3 предмета. Но ему в силу возраста больше и не надо)))

Обещанный пост о песочной терапии

Обещанный пост о песочной терапии


Обещанный пост о песочной терапии

Игры в находилки можно разнообразить:

Возьмите шнурочек и расскажите ребенку стишок:

Плачет маленький питон

сам себя запутал он

сам себя переползал

и себя узлом связал

кто ему теперь поможет?

кто его распутать сможет?

Ребенку надо найти шнурочек в песке и распутать его.

Или можно закопать отгадкизагадок (рисунки или предметы). И ребенку надо не только отгадать загадку, но и найти отгадку в песке.

3. Песочный дождик. Пересыпать сухой песок различными способами сквозь пальцы, рукой с растопыренными пальцами. сыпать на ребенка песочек (на ручку, на ладошку, на пальчик (и угадывать на какой пальчик сыпется песок. Игры такого плана способствуют регуляции мышечного напряжения, расслаблению.

Таким образом, описанные игры являются релаксирующими и коммуникативными играми одновременно.

Развитие речи: рассказываниесказок с воссозданием картины на песке. Для самых маленьких надо брать самые простые и понятные им сюжеты, для детей от 2-х лет можно пробовать сочинять сказки вместе: вот река, у реки живет барсучонок(любой персонаж, игрушка которого у вас есть), а на другой стороне реки живет медвежонок(или еще кто-то). Можно показывать фигурку и спрашивать кто это? Он живет… а где живет барсучок? (в норе). Давай сделаем норку барсучонку… а где живет медведь? давай сделаем ему берлогу. Дальше вы составляете сказку задавая как можно больше вопросов ребенку: они решили поиграть (или пообедать) вместе. кто к кому пойдет в гости? как перебраться через реку? что медвежоноквозьмет с собой в подарок барсуку(что же едят барсукистал вспоминать медвежонок?) и т.п. Чем старше ребенок тем больше сведений можно в игре преподать, чем младше тем меньше нагружайте сведениями и больше симулируйте ребенка говорить простыми предложениями.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

(Стихотворение из книги Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна и Грабенко Татьяна Михайловна «Чудеса на песке»)

Продолжение следует.


Светлана
Светлана
Лидия
14 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
5262026

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина
Марина
Борис
27 лет
Саратов
спасибо большое за такую работу!
Пожаловаться
Tati
Tati
Люберцы
Спасибо! Очень полезный пост!
Пожаловаться
Анна Ушакова
Анна Ушакова
Екатерина
20 лет
Дмитрий
8 лет
Москва
большое спасибо за пост. Лена оч любитиграть в песочнице — ножкимы уже закапывали, попробуем поставлять следы)



Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
7 лет
Каспийск

спасибо огромное!

Пожаловаться
Зайка
Зайка
Липецк

Пожаловаться
Галина
Галина
Знаменск
Спасибо за статью. Очень интересно. Обязательно попробуем в ближайшее время.
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Магнитогорск
Очень интересно))))



Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Челябинск
Спасибо, хорошая познавательная статья. Как раз с сырулей начали знакомство с песком, теперь нам будет еще интересней)
Пожаловаться
наталья
наталья
Летний
14 лет
Весенний
10 лет
Весенняя
4 года
Челябинск

классная статья, спасибо, ждем продолжения..

Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Ольга Мануйлова
Катерина
10 лет
Пашенька
8 лет
Качканар

в закладки)))

Пожаловаться
Адреналинчик
Адреналинчик
Казань
Шикарно! В закладки!!!



Пожаловаться
Алена
Алена
Полин
5 лет
Ростов-на-Дону

Пожаловаться
Соната
Соната
Илья
12 лет
Барнаул
Спасибо большое, обязательно попробуем
Пожаловаться
шизаНУ таЯ
шизаНУ таЯ
Копейск

Светлан, очень отличный пост, песочные игры это нечто, тут и развитие полное по всем направлениям и ликвидация психологических проблем

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Лидия
14 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
спасибо. согласна про песок.
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Александр
21 год
Екатерина
9 лет
Дмитрий
6 лет
Воскресенск

здОрово, спасибо, обязательно поиграем!

Показать ещё