Адаптация в детском саду,статья и наш опыт.

Статья большая, но очень хорошая, много полезных советов.Поэтому для тех кому актуально, советую прочитать.

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки.

Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает.

Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.
Кому легко, а кому трудно
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являютсятипичнымидля всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача.

Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время«растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Как было это у нас.

Да было все как то просто и легко))Мы несколько дней до посещения садика приходили на площадку и смотрели как играются детки и как им там хорошо! я постоянно разговариваю с дочей на тему садика, стараюсь донести до нее что дома плохо, а в садике хорошо, там много деток, игрушек, там вкусно кормят))А дома ты сидишь одна, маме постоянно некогда, нужно убраться, посудку помыть, постирать… и.т.д.

Скажу сразу режим до садика я не меняла, мы ложились в 23, просыпались в 10.10.30-11 когда как. и перед садом легли спать в 22.30. Утром еле разбудила, но все же дочка проснулась в хорошем настроении, я ей все утро пока собирались рассказывала как хорошо в садике, и говорила что когда ты погуляешь, я за тобой приду)))

Приехали в группу, раздела я ребенка и она довольная побежала играться, даже пока не сказала))Уходила из сада со слезами-не хотела домой)и так было неделю, мы оставались на 2,5 часа.

Вторая неделя немного посложнее, доча осмотрелась, ничего ей уже не интересно и начались капризы.Утром тяжелое расставание. в первый день как я её переодела, так она упала на пол и не хотела заходить в группу, просилась гулять. Тогда воспитатель вышла взяла её на руки и унесла в группу. Я постояла за дверью 5 минут, слышу что успокоилась и ушла. Потом как пришла за дочей-воспитатель сказала что вела она себя хорошо.Так мы и осталась вторую неделю пообедать.4 дня всего лишь были капризы при расставании.

Сегодня пошла 3-я неделя как мы ходим в садик.Сегодня мой ребенок остался на дневной сон, сейчас дописываю пост и еду за ней, что как-потом отпишусь.

п.с. Ну вот и подошла к концу наша 3-я неделька.Прошла она спокойно и хорошо.Дочка остается до 15.00 в саду, потом я её забираю.спит хорошо, а это самое главное))

Но скажу вам вот что. Ребенок чувствует настрой мамы.Если мама положительно думает о садике, то и ребенку там будет комфортно.Постоянно разговаривайте с ребенком о саде, говорите как там хорошо! Всегда четко говорите когда вы за ним придёте.И будет вам счастье!!! Всем желаю легкой адаптации!

Адаптация в детском саду,статья и наш опыт.


BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
5376290

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Снежана
Снежана
Москва

Хорошая статья. А нам психолог для лучшей адаптации ребенка к садику посоветовал успокаивающий мармелад зайчонок, он уменьшает тревожность и помогает ребенку справиться с эмоциональными нагрузками в новых жизненных условиях. Принимали 2 недели, в составе только натуральные компоненты, не содержит красителей. Ребенок в садик ходит с удовольствием.

Пожаловаться
Женя
Женя
Питерка

хорошая статья

Пожаловаться
Елена Ярмольчик
Елена Ярмольчик
Брест

И у нас тяжело с адаптацией — уже не знаем что и делать… первую неделю ходили отлично — потом дети начали плакать — она у меня боится очень криков и плача — начала болеть — почти месяц были дома — после пошли один день — а на следующее утро она от меня по комнатам квартиры пряталась — не хотела идти в сад — вся трясется и колотится — плачет не пойду, попробовали заехать в сад — в меня вцепилась только воспитательница приближается — еще громче кричит — еще и как назло любимая воспитательница заболела((((попробуем чтобы папа отвез в сад… если из дома удастся ее забрать… так жалко мое солнышко — я сама вся на нервах — никогда ее такой не видела((((




Пожаловаться
Дарья SILKYFLOWER
Дарья SILKYFLOWER
Рязань

ох прям аж сердце заколотилось и слезы на глазах… понимаю что надо себя настраивать на хорошее но блин не могу… мне кажется она маленькая еще для сада...

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
А ВЫ СКОРО ИДЁТЕ?
Пожаловаться
Дарья SILKYFLOWER
Дарья SILKYFLOWER
Рязань
в конце августа
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Ярослав
6 лет
Волгоград

Мы сейчас в детсад ходим на 2 часа, со след. недели попробуем на 3, плачет она у меня в садике

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
долго плачет? или только когда ты уходишь?
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Ярослав
6 лет
Волгоград

Только когда ухожу, минут 5 и успокаивается

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
ну это нормально
Пожаловаться
Улыбка
Улыбка
Рязань
Полезная статья! Спасибо, в закладки беру.
Пожаловаться
Juli Lis
Juli Lis
Антон
7 лет
Рязань
Хорошая статья! Я плакала когда первый раз отвела сына в сад! И мне без него дома было очень скучно. Адаптировался быстро. Через 4 дня от начала посещения уже оставался на полный день. По утрам конечно куксился но сам себя успокаивал маип скоро придёт повторял… мой маленький мужчина



Пожаловаться
Елена
Елена
Арина
3 года
14н
Рязань
Пожаловаться
Валерия Корзун
Валерия Корзун
Брест

В закладки:)

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
Пожаловаться
Хомячок
Хомячок
Рязань
Огромное спасибо!
Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
не за что, легкой адаптации вам)
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Дима
6 лет
Краснодар

Спасибо. Почитала. Как подумаю об этом, аж мороз по коже. Видимо, я это буду переносить сложнее, чем дочь.

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань

Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
не стоит переживать))
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Дима
6 лет
Краснодар

Да, я вроде бы и понимаю, что она должна нормально туда ходить и быстро адаптируется. Просто жалко оставлять ее с чужими тетками. Всегда со мной 24 часа в сутки, никому ее никогда не оставляла!

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
я тоже не оставляла, вот сейчас сижу дома одна, так не привычно



Пожаловаться
Чумачечая лиса
Чумачечая лиса
Эвелина
11 лет
34н
Армавир

молодцы какие ттт, но я бы не говорила что дома плохо, это единственное с чем моё мнение с твоим расходится… обосную

1/2 жизни мне дома было плохо, я не любила находится дома, но это долгая история… поэтому для моей семьи дом-это слово свято, это там где тепло,, где любят ждут и т.д., но пока нет своего дома, я не могу реализовать всё то, что я хочу

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
нам плохо дома в плане того что ребенку не с кем поиграть, у меня дела, а папа на работе до ночи.
Пожаловаться
Чумачечая лиса
Чумачечая лиса
Эвелина
11 лет
34н
Армавир
у меня бзик по этому поводу просто, дома по-любому должно быть хорошо, просто за себя сказала
Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
ну я поняла)
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Богдан
6 лет
Санкт-Петербург

закинула в закладки… буду читать к саду )

Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Санкт-Петербург
В теории я все это знаю, но практика-это дело другое )
Пожаловаться
BlaBlaPerson
BlaBlaPerson
Дарина
7 лет
Рязань
ну да, каждый ребенок индивидуален)
Пожаловаться
Loriss
Loriss
Ванюшка
10 лет
Воронеж
Спасибо. Полезно
Показать ещё