Ох уж эти речевые нормы.

Идея этой статьи зрела давно. Здесь не будет цитат известных ученых и педагогов, не будет научных выкладок и схем развития. Только информация для размышления.

Комаровские мамы, посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с очередным вопросом «В 6 месяцев не сидит», «в 8 месяцев еще не появился зуб», «в год не ходит», «в два с половиной года не разговаривает»? Правильно, из загашников достаются транспаранты «Ребенок никому ничего не должен» и «Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами». Как никого другого комаровских мамочек раздражают слова «норма», «среднестатестический», «в среднем», «обычно» и т.д. И я вас во многом поддерживаю, но с одной оговоркой: нормы придумали не просто так, их для чего-то внедрили и используют. Вы не задумывались для чего? Правильно, чтобы не упустить патологию. Другой вопрос, что некоторые «специалисты» (я специально взяла в кавычки) не умеют думать и видеть, а некоторые намеренно используют вариативность норм для запугивания мам и извлечения своей меркантильной выгоды.

Да, если у ребенка нет проблем с опорно-двигательным аппаратом или мышечной системой, он рано или поздно научится переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Если у него сформировались зубы, то рано или поздно они вылезут.

Но совсем другое дело речевые нормы. Я часто читаю ваши комментарии, и грустно улыбаюсь. Вы, которые не любите сравнивать своих детей с другими (особенно, если в чем-то уступаете этим другим), мчитесь успокаивать очередную маму неговорящего ребенка, приводя в пример свой, своего ребенка, племянника, соседского сына опыт. Подумаешь, к трем годам не говорит, заговорит, никуда не денется. И вообще, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем индивидуальном темпе. И вот тут находит коса на камень. Многие мамочки, столкнувшиеся с таким индивидуальным графиком развития, храбрятся и хорохорятся все дошкольное детство своего чада. Они убеждают специалистов в том, что их ребенок уникальный, а не среднестатистический, и эти усредненные нормы не для него написаны. Зато когда на горизонте появляется школа, и не просто школа, а спец.школа, вот тут большинство мам задают один объединяющий их вопрос: «А когда мой ребенок станет как все?» или «А он сможет посещать обычную школу?». Время упущено, и приходится не совершенствоваться, а догонять сверстников.

Речевое развитие как часть умственного имеет свои вехи, закономерности и темпы. И, к сожалению, очень редко серьезные отклонения от нелюбимым многими среднестатистических норм остаются без последствий. Речевые патологии очень часто появляются не только из-за медицинских проблем (тяжелая беременность, тяжелые роды, инфекционные заболевания, высокая температура). Все чаще и чаще причиной отклонений оказывается социальная и педагогическая запущенность. Бич конца 20 — начала 21 века: общее недоразвитие речи. В группе, где я была воспитателем из 22 детей у 16 был этот диагноз. И родители их не были алкоголиками или наркоманами. Многие имели высшее образование.

Однажды я поймала себя на одной очень интересной мысли. Если в моем детстве, услышав знакомый сюжет, мы говорили: «А мне мама читала эту сказку», то уже мои воспитанники мне кричали наперебой «А я смотрел такой мультик». А ведь прошло каких-то 25-30 лет. Мамы и папы, бабушки и дедушки пытаются нейтрализовать неуёмную энергию детей любыми доступными им способами, благо способов научный прогресс предоставляет все больше и больше. Только времени на непосредственное общение с детьми уже не остается.

Противоположная сторона крайности – раннее развитие. И не просто раннее развитие, а активное, я бы даже сказала агрессивное. Ребенка так усиленно развивают, что времени на обычное беззаботное детство уже не остаётся.

Бесспорно, мы объединились на этом сайте по одному принципу: мы считаем себя здравомыслящими родителями. Поэтому давайте оставаться такими же здравомыслящими и в комментировании вопросов о речевых проблемах детей, мнимых или явных. И если чужой, невидимый нам ребенок, не говорит к 2,5-3 годам, то давайте не будем легкомысленно успокаивать, что все нормально и никаких проблем нет. Мы не знаем в каких условиях ребенок родился и развивается. Девиз «Лучше перебдеть, чем недобдеть» лучше всего подходит к речевому развитию. Тут совет может быть только один: отправиться к специалисту, пусть он посмотрит и решит. Конечно, если «специалист» утверждает, что может определить у полугодовалого ребенка наличие будущих речевых проблем по способу захвата соска или соски, или «врач» рекомендует те или иные таблеточки-укольчики для улучшения умственного развития, то грош цена таким «специалистам» и их заключениям. Критическое мышление еще никто не отменял.

P.S. Статьи на тему:

https://klubkom.net/posts/4373

https://klubkom.net/posts/4351

https://klubkom.net/posts/4348

https://klubkom.net/posts/38614


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Эльмира

здесь всегда давали и будут давать советы и когда появляется очередной пост с каким нибудь вопросом я думаю каждый спрашивающий понимает, что тут не консилиум врачей сидит.

Пожаловаться
Мария
Эта запись из другой соцсети. Ниже ссылки.
Пожаловаться
ЯТакаяМама
Согласна с вами)

и не только по поводу речевых проблем, но и многих других неврологических проблем. Частенько мамы успокаивают, что ничего страшного, а вот возьми мама ребенка в охапку и покажи специалисту и можно серьезных проблем избежать.

Пожаловаться
Жекис

о да. согласна полностью!!!!!

Пожаловаться
ОкоVs

чет как то много всего…

Пожаловаться
ОкоVs
1. кто такие комаровские мамы? Мамы комаров?
Пожаловаться
Мария
Нет, мамы которые придерживаются советов Е.О. Комаровского
Пожаловаться
Анастасия