Как мы оцениваем поступки детей

Наша оценка поступков ребенка весьма условна. И совершенно необъективна. Потому что мы судим его, оцениваем со своей позиции.

Ребенок дерзит, то есть не соглашается с тем, что ты говоришь, пытается отстаивать свою позицию. Какой «ужасный» для многих родителей поступок! Поступок, который иногда заслуживает наказания! То, что у родителей есть своя позиция, — это нормально.А вот то, что ребенок смеет иметь свою позицию, да еще отстаивать ее, да еще иногда достаточно агрессивно, — это ужасно. А слышишь ли ты его, когда он отстаивает ее мягко? Может, он вынужден отстаивать ее так, — хамовато, даже нагло? Но это, конечно же, плохой поступок ребенка!

Мало того, мы оцениваем поступки ребенка с позиции взрослых людей, для которых многие детские поступки, совершенно нормальные для психически здорового ребенка его возраста, — кажутся ненормальными. Потому что мы сами сейчас, в своем возрасте, уже такого не делаем.
Ребенок не хочет делиться своими игрушками или сладостями с другим ребенком, пришедшим в гости. Как нам стыдно за такого «жадного» ребенка! И мы отчитываем его за этот плохой поступок. Но это нормальный ребенок, отстаивающий свою территорию, дорожащий своими вещами, которыми не хочет делиться с тем, с кем он не хочет делиться. Он еще не такой «приличный» и воспитанный, как мы в нашем возрасте, когда фальшиво улыбаемся людям, которые нам не нравятся, или гостеприимно принимаем дома людей, которые нам неприятны.

Для нас, взрослых, приличных и правильных, кричать в магазине, требуя что-то купить, привлекая внимание окружающих людей, — просто невозможно. А для ребенка, живого, естественного, ценящего себя, еще не «воспитанного» до состояния скромного, послушного, ничего не требующего, — это нормальный поступок нормального самоценного ребенка, каким он рождается. Только мы, родители, — не дадим ему таким остаться. Потому что это — ужасный поступок, который требует нашего педагогического воздействия.

Мы, взрослые, с высоты нашего положения и возраста очень часто видим плохое там, где его нет. И у нас поэтому всегда есть «за что» воспитывать ребенка.

Недавно я наблюдала, как мама, выловив бегущего ребенка и второго — такого же запыхавшегося, строгим голосом сказала:
— Прекратите баловаться!
— Но мы не балуемся! — попытался оправдаться ребенок
— Прекратите баловаться, я вам сказала! — еще строже сказала мама.
— Но, мама, мы не балуемся, — сказал ребенок с интонацией, в которой звучало удивление — ну как ты можешь этого не понимать! — Мы просто гоняемся друг за другом!...
Я улыбнулась и подумала: правда, как часто дети «просто гоняются друг за другом». А мы, взрослые с готовностью принимаем их поведение за плохие поступки. И пошло-поехало воспитание!

(Маруся Светлова)


Анна
Анна
Челябинск
02690

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Валера
Валера
Елизавета
7 лет
Тула
Ну да, дети это личности. Надо принимать их такими какие они есть. Бегающие друг за другом на дороге, кидающиеся на землю, когда матом ругаться начнут, то это тоже проявление личности!!!

Я вообще против даже повышения голоса на ребенка! Это унизительно!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Зачем Вы приводите такие крайности в пример… Речь же не о том, чтобы закрывать глаза на то, что дети ведут себя как-то неправильно, а о том, чтобы не накидываться на них с критикой, а делать скидку на возраст и проявлять понимание. Спокойно объяснять, как надо себя вести… Я так поняла суть статьи