Что такое педагогический прикорм?
Так педиатры называют введение в рацион ребенка «взрослой» пищи, в добавление к грудному молоку. Польза педагогического прикорма заключается не столько в «прикорме» как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его «педагогичности» – положительном влиянии на развитие; ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм – не кормление!
Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка – наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев. Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:
-
ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть
-
умеет совершать жевательные движения
-
интересуется едой
-
может держать во рту ложку
-
утрачивает «выталкивательный» рефлекс
-
начинают прорезаться зубки
В любом случае не следует начинать прикорм в возрасте менее 5 с половиной месяцев; если пищевой интерес ребенка развился ранее, маме можно рекомендовать есть «тайком».
Как это практикуется?
Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны – малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она – иногда! – оделяет его. Что же происходит на самом деле?
Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) – это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза – один глоток, на дне чашки или стакана.
Когда мама ест и ребенок проявляет интерес («заглядывает в рот»), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы. Помните – он не ест, а лишь пробует. Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем – не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.
Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много. Микродозы мягких продуктов формирует мама, в руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много – твердое яблоко, сушка, морковка и т.п., но и в этом случае мама должна следить за процессом «откусывания» и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.
Не стоит беспокоиться о «взрослом» содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.
Микропробы следует давать в течении 3 – 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки. Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 – 11 месяцев не потакать его «пристрастиям», которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 – 4 ложки и просит еще – нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.
Педагогический аспект прикорма.
Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 – 12 месяцев, тем не менее, «педагогическим» такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?
Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми, присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем – из отдельной. Если из кормления ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие – в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания. Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее. Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал – лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и «особый статус» предмета, к которому все должны относиться уважительно. Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.
К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале «обучения» под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом – картинки, игрушки и телевизор подождут.
Возможные проблемы при введении педагогического прикорма
Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их.
Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет «плеваться» меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.
Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду.
Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.
Как начинать прикорм, если ребенок или родители аллергики?
Необходимо соблюдать следующие меры:
-
полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены
-
начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов
-
вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней
-
каждую микропробу «запивать» грудным молоком
-
полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери
Ребенок балуется и играет за столом.
Если одна «отлучка от стола» не помогает – на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом – все вытеснит " А что это у вас там? Дайте попробовать!"
(с)