Естественное родительство — метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток.
Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы.
Идеология
Основной идеей этого метода воспитания является убеждение, что ни один врач, ученый или представитель органов опеки не может лучше самого новорожденного знать его естественные потребности. Другая составляющая идеологии этого метода – наличие у родителей особой чувствительности к интуитивному пониманию знаков, которые подает им собственный ребенок.
Развивая в себе эту чувствительность, сторонники естественного родительства учатся лучше понимать своих детей, своевременно удовлетворять их потребности и, таким образом, закладывать фундамент для наиболее гуманного развития человека. На практике этот метод приходит к следованию природе человека и частичному или полному отказу от приспособлений, неестественных для ребёнка (таких как бутылки, искусственные заменители молока, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски и др.)
История
По сути, естественным родительство было с момента своего возникновения. Матери первобытной эпохи рожали детей естественным способом, без медицинского вмешательства, длительно кормили младенцев грудью и не использовали ни питательные смеси, ни подгузники. Постоянное ношение ребенка на руках или в перевязи, близко к материнскому телу, и совместный сон – тоже были естественным и обычным делом.
Некоторые племена, до сих пор сохранившие первобытную культуру и жизненный уклад, и по сей день не прерывают традицию естественного родительства. Она наиболее детально и ярко описана Жан Ледлофф в ее книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где, по ее словам, в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой (по мнению Ледлофф) так не хватает в цивилизованном обществе, и пришла к выводу, что если обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, малыши будут спокойными и счастливыми.
Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил шесть трансформаций в отношении к детству:
- Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.), характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. (Инфантицид — детоубийство — стал считаться человекоубийством лишь в 374 г.)
- Бросающий стиль (IV—XIII вв.), ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
- Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.), ребенок еще не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергается избиениям.
- Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются.
- Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX вв.), ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.
- Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.
Последний стиль тесно связан с именем доктора Бенджамина Спока.
Влияние идей Бенджамина Спока
Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики». Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отнятию от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Опираясь на положение Фрейда, что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития.
Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического процветания, в ней начался «бэби-бум» — невиданный всплеск рождаемости.
Именно здравый смысл должен стать основой воспитания, утверждал Спок. Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится.
К началу пятидесятых уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по Споку.
К естественным методам можно также отнести принцип невмешательсва в процесс беременности и родов, минимальное использование лекарственных средств, отказ от неоправданной вакцинации и др. Важным элементом системы естественного воспитания является совместное пребывание матери и новорожденного ребенка сразу после родов.
Элементы естественного родительства
-
- Женщины, которые спали со своими родителями, когда были детьми, имеют более высокую самооценку, чем те, кто не спали.
-
- что естественный подход помогает установить очень крепкую эмоциональную связь с ребенком
- использование слинга помогает женщине оставаться вовлеченной в жизнь общества, вести активную и разнообразную деятельность.
- грудное вскармливание экономит время и материальные средства.
- Естественные роды с минимальными вмешательствами
- Длительное грудное вскармливание слинге Педагогический прикорм естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников
Хотя многие мамы используют все элементы естественного родительства, некоторые выбирают только те пункты, которые им подходят.
Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на attachment theory в психологии. По этой теории сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.
Этот подход приобрел огромную популярность в мире благодаря хорошо написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В отличие от многих других публикаций по этой тематике, их книги не вызывают отторжения у мам, так как авторы не навязывают своих идей.В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон.
Доводы «За» и «Против»Преимущества естественного подхода
Подход, который описывается как естественный существовал много лет и исследуют отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:
Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:
Критика естественного подходаКритика естественного подхода представлена, например, в статье «Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача».
Ряд женщин в силу физиологических особенностей не может без вреда для себя и ребенка перенести роды через естественные родовые пути. Решение о естественных родах должно приниматься только после консультации с акушером-гинекологом.
- Частое ношение на руках и в
- Совместный сон (организация сна, при котором дети спят рядом, в одной кровати с родителями)
- Так называемая
- Естественное закаливание.