Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Стараемся слушать свой внутренний голос и следовать ему, опирайтесь на опыт педагогов, психологов (не стесняйтесь консультироваться с педагогами вашего Центра раннего развития или Детского садика идетскими психологами) и авторов книг, которых вы считаете разумными, и которым доверяете.

Авторитетные авторы: Нина и Зарьяна Некрасовы, Юлия Гиппенрейтер.

Насколько правильны эти принципы воспитания будет известно годика через 2-3. Пока остается только доверять своей интуиции.

ИТАК

Довольно часто гуляя на улице, можно слышать от других мам такие фразы:

  • «Не лезь сюда, упадешь»;
  • «На горку нельзя, испачкаешься»;
  • «Не лезь в лужу»;
  • «Не бегай быстро»;
  • «Не трогай собаку, укусит»;
  • «Не поднимай мусор с земли»;
  • «Не гоняй голубей»;
  • «Все дети как дети, а ты…»;
  • «Детям нельзя…»; и т. д.

Давайте попробуем поставить себя на место ребенка.
Маленькому исследователю все вокруг интересно. Детскому любопытству нет предела, а мы взрослые своими бесконечными НЕЛЬЗЯ погашаем этот исследовательский интерес.

Дальше, все зависит от темперамента ребенка:

  • если малыш — сильная личность, лидер — он будет протестовать, плакать и делать по-своему;
  • если другой — после 10-20 неудачных попыток, возможно, потеряет личную инициативу и будет постоянно оглядываться на взрослых.

Кто-то возразит:
«Что же теперь, ребенку совсем ничего не запрещать? Ведь ему же жить в обществе, где есть свои правила, и жизнь не сказка, а реальность, и порою очень жестокая, и малышу рано или поздно придется столкнуться с этой жестокостью.»

Запрещать можно, и даже нужно – ведь у ребенка должны быть четки границы дозволенного. Только делать это нужно грамотно.

Как?
Давайте разбираться...

Разрешаем все. Воспитываем себя. А ребёнок пусть на нас смотрит и учится — развивается.

А то, что действительно нельзя, убираем подальше и повыше с глаз долой от ребёнка, что б не провоцировать лишние историки у ребёнка.

1. Слово «нельзя» нужно употреблять очень редко

Психологи рекомендуют делать это не более 1-2 раз в день.
«Это не возможно!», — возразят некоторые мамы и бабушки.
«Возможно!», — слово.«нельзя» можно заменить.

Заменить слово «нельзя» можно на фразу "можно, только".

Примеры:

  • Ребёнок встает напротив качели и начинает ее раскачивать. Это опасно, поэтому Мы говорим:«Так качать опасно. Можно, толькосбоку», и показываем на личном примере, как именно можно.
  • Ребёнок лупит маму: «Бить маму плохо! Маму можно, только погладить, обнять, поцеловать...» и, показываем как можно: с улыбкой, нежно взять детскую речонку и поглаживающими движениями водить по себе: «Вот так маму нужно гладить… Мама хорошая, мама малышку любит...».. Другой рукой гладить самого ребёнка, приговаривая: «И малышка хорошая...»...
  • Ребёнок в туфлях пытается зайти в лужу: «По лужам мы ходим, только в резиновых сапогах». Если мы находимся рядом с домом, предлагаем зайти домой и переобуться, и ребёнок сама принимает решение.
  • Дама ребёнок захотел поиграть в мяч: — «В мяч можно играть, только на улице. Пойдём гулять?»
  • Ребёнок просит грудь на детской площадке: — «Грудь можно, только нужно отойти в сторонку, подальше от людей. Идём на ту лавочку?»

Кроме фразы «Можно, только» можно использую и другие фразы-заменители или слова. Например, слово «опасно», которое нужно произносить очень строго.

Например, перед тем, как перейти дорогу говорите: «Стой! Дорога, тутопасно!». Акцент на слово «стой». Дети очень хорошо реагирует на него. Это лучше чем слово «нельзя» или «не ходи туда».

2. Частицу «НЕ» нужно исключить из своей речи


Дети до 2,6-3-5 лет (в зависимости от развития) не воспринимают частицу «НЕ» на слух.

Например:
Мы говорим: «Не трогай», а ребенок слышит: «Трогай».

Это правило должны помнить все родители!


Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания позитивными утвердительными выражениями.
Сделать это просто, нужно только несколько дней понаблюдать за собой.

3. Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию

Говорите о своих эмоциях, рассказывайте почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях…
Делайте это спокойно.
Не думайте, что объяснять бесполезно, ребенок маленький и все равно ничего не поймет. Но это не так!

Самое главное объяснять сразу, не откладывая на потом, и тогда, когда ребенок спокоен.

Необходимо присесть к малышу или взять его на колени. Важензрительный контактглаза в глаза — всегда смотрите в глаза ребёнку, когда что-то объясняете. Перед тем, как начать что-то объяснять или рассказывать, привлеките внимание ребёнка так, чтобы он тоже смотрел вам в глаза.

Вместе со зрительным контактом можно использовать и телесный контакт: глаза в глаза + возьмите ребёнка за ручку, погладьте его, обнимите, поцелуйте.

Говорить нужно с ребёнком тихим, спокойным голосом, т. к. дети не воспринимают крики. Акцентируя внимание ребёнка на тембре голоса и выражении вашего лица:

  • если нужна строгость — говорите серьёзным и уверенным тоном и, с серьёзным лицом;
  • если вы просто, что-то хотите объяснить или показать, например:«Смотри какой красивый цветочек!» — тон должен быть нежный и ласковый, на лице улыбка.

Ор дети воспринимают, как гул — не слыша слов! Ором вы только напугаете малыша и ни чего этим не добьётесь.

Ну а про физическое насилие я и писать не буду — не допустимо!:
https://www.baby.ru/blogs/post/49081363-32216313/
https://www.baby.ru/blogs/post/128979591-32216313/
https://www.baby.ru/blogs/post/251584938-32216313/

4. Дайте ребенку право выбора

Всегда ищите возможность дать ребёнку сделать самостоятельный выбор.
И это ему очень понравится. Ребёнок на несколько секунд задумывается, загадочно улыбаясь — выбирает. Он всегда будет горд собой – ведь это он выбрал, и сделал это самостоятельно.

Например:
В кружку налит горячий чай. Ребёнок собирается ее взять. Мы предупреждаем:«Кружка очень горячая. Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно». Затем делаем небольшую паузу, и предлагаем:«Давай я налью тебе теплый чай?».

Конечно, прежде чем предложить потрогать кружку, нужно убедиться, что ожога не будет.

Да, ребёнок прикоснулся к кружке, ему было важно проверить мои слова. Зато теперь он знает, что такое горячее, и ведет себя очень осторожно.

Другой пример:
Ребёнок пытается шагнуть в лужу в туфлях. Наша реакция: «Стой! По лужам мы ходим только в резиновых сапогах. Выбирай: пойдем домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!».

5. Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ

Определите для вашей семьи список абсолютных запретов. Это то, что детям нельзя ни при каких обстоятельствах. Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его с другими членами семьи и действовать последовательно и.сообща.
Если мама что-то запрещает, а бабушка разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Мало того, подобное поведение взрослых сбивает с толку самого малыша, ему очень сложно будет разобраться, что же на самом деле можно, а что нет.

Если нельзя один раз, значит нельзя всегда и без исключений. Все члены семьи должны это соблюдать!

Например,.нельзя:

  • выбегать и играть на проезжей и железной дорогах;
  • переходим улицу только на руках или за руку, на зеленый свет;
  • бить маму, папу, собаку и других детей;
  • трогать горячую плитку и утюг;
  • просто так крутить ручки конфорок газовой плиты;
  • забираться на подоконник;
  • и т. д.

Одним словом в список “абсолютных табу” заносим все то, что может причинить серьезный вред здоровью малыша или опасно для его жизни и жизни других людей. Все эти и им подобные “нельзя” должны быть однозначны и четко оговорены. Ребенок должен четко знать, что в случае с «абсолютными запретами» родители всегда непреклонны, и что за ослушание он будет наказан.

Опасные предметы:

— Не бойтесь познакомить ребёнка с острыми, колющими и режущими предметами. Объясните, что нож — острый, дайте ребёнку аккуратно его потрогать под вашим присмотром, и слегка уколите его. При этом очень острые и большие ножи должны лежать вне зоны досягаемости малыша, а маленькие можно иногда оставляем на столе, ребёнка они больше не привлекут.

  • Дайте ребенку маленький неострый нож, и пусть в свое удовольствие режет вареные: картошку, морковь, свеклу, яйцо..., помогая вам делать салат;
  • Пусть малыш под присмотром папы открутит/закрутит несколько винтиков отверткой;
  • Выдайте крохе безопасные ножницы с тупыми концами, и пусть режет бумагу, сколько захочет.

Согласитесь, это куда лучше, чем едва ли не до школы прятать от ребенка все острые предметы и всякий раз орать: “Сейчас же положи нож – порежешься!”
И даже если в процессе такой работы малыш действительно слегка поранится, ничего страшного в этом нет. Ну, в самом деле, не отрежет же он себе палец! Мы ведь тоже время от времени получаем мелкие порезы и ссадины в процессе выполнения бытовой работы. Зато это будет лишним поводом обратить внимание крохи на то, что с опасными предметами и обращаться нужно с повышенной осторожностью.

Если вы боитесь сразу знакомить ребёнка с настоящими ножами, ножницами..., можно сначала познакомить его с игрушечными.
Очень рекомендую деревянную игру — «Нарежь овощи»:

Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Точно так же обстоят дела с огнём и другими опасными предметами.
Зачем запрещать то, чем можно научить правильно пользоваться?

— Не бойтесь познакомить ребёнка и с огнём. Всем известно: “Спички – детям не игрушка”. Конечно, не игрушка! И баловство со спичками недопустимо. Об этом напоминаем ребёнку многократно, обязательно объясняя возможные последствия глупых игр с огнем.

Но, вместо того, чтобы вообще запретить ребенку прикасаться к спичкам, пойдем другим путем.

  • Баловаться со спичками нельзя, но зато можно зажечь свечу под маминым присмотром, посмотреть в темноте на ее мерцающий огонек, помечтать о чем-нибудь приятном, а потом задуть и понаблюдать за дымящийся свечкой, понюхать дамок… Если вместе с этим малыш захочет прикоснуться к огоньку, пусть прикоснётся, но перед тем, как позволить такое, убедительно скажите малышу, что это опасно, горячо, он обожжётся… — малыш всё равно захочет вас проверить...;
  • Вместе с папой развести в лесу костер для шашлыка, а потом залить его водичкой;
  • А чуть позже, и, помочь маме зажечь плиту и приготовить, скажем, яичницу.

Чем раньше малыш научится правильно пользоваться опасным предметом, тем лучше.

Если разрешают зажечь огонь; если доверяют, как взрослому; если естественное детское любопытство удовлетворяется — то и стремление нарушить запрет возникает гораздо реже.
Зачем играть со спичками втайне от родителей, если можно это сделать вместе с ними!?

6. Обезопасьте свою квартиру

Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть заглушками, тяжелые вещи убрать повыше, ножи, утюг, плойки… – вне зоны досягаемости.

И еще один простой совет, который очень хорошо работает: все знают, что запретный плод сладок.
Поэтому: познакомьте ребенка с опасными вещами и дайте доступ к ним, под контролем взрослых.
Когда ребенок будет часто пользоваться "запретными вещами", тогда они перестанут привлекать его интерес.

Например:

  • дайте малышу маленький тупой нож и доверьте порезать вареные овощи;
  • пусть малыш погладит свою одежду чуть теплым, остывшим утюгом;
  • дайте малышу выключить микроволновку по просьбе мамы.

Подведём итоги:

  • Практически ничего не запрещайте ребёнку прямыми запретами, при этом очень многое объясняйте, используя личный пример и слова заменители: опасно, край, острый, горячо, высоко, будет больно и т. д.
  • Всегда давайте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Знакомьте ребёнка с опасными предметами.
  • Переводите внимание ребёнка от опасности своим личным примером, показывая, как можно сделать по-другому.

Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанные примеры не действуют с первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно и неоднократно – множество и множество раз, сохраняя терпение и спокойствие.

Считаю, что ребенок должен иметь возможность познавать мир, иметь возможность выбора. Так он научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Так у ребенка сформируется внутренняя система самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, свобода действий — это профилактика детского вранья!

Начинать знакомить ребёнка с понятиями можно/нельзя и табу нужно с момента, как ребёнок начал исследовать, интересоваться окружающим миром.

Приобщайте ребёнка ко всем своим «не детским» делам, например:
— вы сварили яйца для салата — пусть малыш их вместе с вами почистит и порежет;
— вы пылесосите — пусть малыш водит шлангом высматривая мусор;
— вы вытираете пыль — дайте ребёнку тряпку и вытирайте её вместе;
— папа делает ремонт — пусть ребёнок подаёт ему те или иные предметы: отвёртку, плоскогубцы;
— папа моет машину — пусть моет вместе с ребёнком;
— на даче занимаетесь поливом — дайте ребёнку детскую леечку, пусть тоже поливает..., — и так во всём.

Не стесняйтесь показаться ребёнку слабой, — учите ребёнка заботиться о вас, например:
— уронили ложку — «Помоги маме найти ложечку...», хотя вы знаете, куда она упала;
— уронили книжку — «помоги поднять, спинка у мамы болит...», хотя у вас ни чего не болит;
— пылесосите комнату — «помоги найти мусоринки, не вижу»...

Будьте всегда и во всём партнёрами!

https://www.baby.ru/blogs/post/323827970-32216313/

И, на закуску

10 примеров «других слов» при общении с ребенком
На творческий подход к воспитанию часто не хватает сил и времени. Даже готовые методы не всегда вспоминаются в нужный момент. Но есть совсем простой способ изменить ситуацию – “выследить” фразы, которые вы произносите в адрес ребенка неизменно раздраженным или ноющим тоном, и попробовать передать ту же мысль другими словами.

Итак, вот 10 примеров того, как можно заменить плохие фразы при общении с детьми:
1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”

3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”.

4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”

5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”

10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все: интонация, тембр голоса, ваше настроение, а вместе с этим и реакция ребенка..
Меняется в лучшую сторону.
Не верите? Попробуйте!


Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Алена
Алена
Назар
9 лет
Киев
47805

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лилия Черкас
Лилия Черкас
Харьков

Полезная информация

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Харьков

Хорошая статья!

Пожаловаться
Таня
Таня
Богдана
20 лет
Харьков

Хорошая статья




Пожаловаться
Юля Титова
Юля Титова
Харьков

полезно)

Пожаловаться
Ксеничка MamaБусинки
Ксеничка MamaБусинки
Харьков
Очень круто)))
Пожаловаться
HappyMama
HappyMama
Харьков
Спасибо, очень полезная статья
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул

все правильно. проверено на своих детях. а вот упражнение в конце сильное. кто бы надо мной покричал так....