Стараемся слушать свой внутренний голос и следовать ему, опирайтесь на опыт педагогов, психологов (не стесняйтесь консультироваться с педагогами вашего Центра раннего развития или Детского садика идетскими психологами) и авторов книг, которых вы считаете разумными, и которым доверяете.
Авторитетные авторы: Нина и Зарьяна Некрасовы, Юлия Гиппенрейтер.
Насколько правильны эти принципы воспитания будет известно годика через 2-3. Пока остается только доверять своей интуиции.
ИТАК
Довольно часто гуляя на улице, можно слышать от других мам такие фразы:
- «Не лезь сюда, упадешь»;
- «На горку нельзя, испачкаешься»;
- «Не лезь в лужу»;
- «Не бегай быстро»;
- «Не трогай собаку, укусит»;
- «Не поднимай мусор с земли»;
- «Не гоняй голубей»;
- «Все дети как дети, а ты…»;
- «Детям нельзя…»; и т. д.
Давайте попробуем поставить себя на место ребенка.
Маленькому исследователю все вокруг интересно. Детскому любопытству нет предела, а мы взрослые своими бесконечными НЕЛЬЗЯ погашаем этот исследовательский интерес.
Дальше, все зависит от темперамента ребенка:
- если малыш — сильная личность, лидер — он будет протестовать, плакать и делать по-своему;
- если другой — после 10-20 неудачных попыток, возможно, потеряет личную инициативу и будет постоянно оглядываться на взрослых.
Кто-то возразит:
— «Что же теперь, ребенку совсем ничего не запрещать? Ведь ему же жить в обществе, где есть свои правила, и жизнь не сказка, а реальность, и порою очень жестокая, и малышу рано или поздно придется столкнуться с этой жестокостью.»
Запрещать можно, и даже нужно – ведь у ребенка должны быть четки границы дозволенного. Только делать это нужно грамотно.
Как?
Давайте разбираться...
Разрешаем все. Воспитываем себя. А ребёнок пусть на нас смотрит и учится — развивается.
А то, что действительно нельзя, убираем подальше и повыше с глаз долой от ребёнка, что б не провоцировать лишние историки у ребёнка.
1. Слово «нельзя» нужно употреблять очень редко
Психологи рекомендуют делать это не более 1-2 раз в день.
— «Это не возможно!», — возразят некоторые мамы и бабушки.
— «Возможно!», — слово.«нельзя» можно заменить.
Заменить слово «нельзя» можно на фразу "можно, только".
Примеры:
- Ребёнок встает напротив качели и начинает ее раскачивать. Это опасно, поэтому Мы говорим:«Так качать опасно. Можно, толькосбоку», и показываем на личном примере, как именно можно.
- Ребёнок лупит маму: «Бить маму плохо! Маму можно, только погладить, обнять, поцеловать...» и, показываем как можно: с улыбкой, нежно взять детскую речонку и поглаживающими движениями водить по себе: «Вот так маму нужно гладить… Мама хорошая, мама малышку любит...».. Другой рукой гладить самого ребёнка, приговаривая: «И малышка хорошая...»...
- Ребёнок в туфлях пытается зайти в лужу: – «По лужам мы ходим, только в резиновых сапогах». Если мы находимся рядом с домом, предлагаем зайти домой и переобуться, и ребёнок сама принимает решение.
- Дама ребёнок захотел поиграть в мяч: — «В мяч можно играть, только на улице. Пойдём гулять?»
- Ребёнок просит грудь на детской площадке: — «Грудь можно, только нужно отойти в сторонку, подальше от людей. Идём на ту лавочку?»
Кроме фразы «Можно, только» можно использую и другие фразы-заменители или слова. Например, слово «опасно», которое нужно произносить очень строго.
Например, перед тем, как перейти дорогу говорите: «Стой! Дорога, тутопасно!». Акцент на слово «стой». Дети очень хорошо реагирует на него. Это лучше чем слово «нельзя» или «не ходи туда».
2. Частицу «НЕ» нужно исключить из своей речи
Дети до 2,6-3-5 лет (в зависимости от развития) не воспринимают частицу «НЕ» на слух.
Например:
Мы говорим: «Не трогай», а ребенок слышит: «Трогай».
Это правило должны помнить все родители!
Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания позитивными утвердительными выражениями.
Сделать это просто, нужно только несколько дней понаблюдать за собой.
3. Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию
Говорите о своих эмоциях, рассказывайте почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях…
Делайте это спокойно.
Не думайте, что объяснять бесполезно, ребенок маленький и все равно ничего не поймет. Но это не так!
Самое главное объяснять сразу, не откладывая на потом, и тогда, когда ребенок спокоен.
Необходимо присесть к малышу или взять его на колени. Важензрительный контакт – глаза в глаза — всегда смотрите в глаза ребёнку, когда что-то объясняете. Перед тем, как начать что-то объяснять или рассказывать, привлеките внимание ребёнка так, чтобы он тоже смотрел вам в глаза.
Вместе со зрительным контактом можно использовать и телесный контакт: глаза в глаза + возьмите ребёнка за ручку, погладьте его, обнимите, поцелуйте.
Говорить нужно с ребёнком тихим, спокойным голосом, т. к. дети не воспринимают крики. Акцентируя внимание ребёнка на тембре голоса и выражении вашего лица:
- если нужна строгость — говорите серьёзным и уверенным тоном и, с серьёзным лицом;
- если вы просто, что-то хотите объяснить или показать, например:«Смотри какой красивый цветочек!» — тон должен быть нежный и ласковый, на лице улыбка.
Ор дети воспринимают, как гул — не слыша слов! Ором вы только напугаете малыша и ни чего этим не добьётесь.
Ну а про физическое насилие я и писать не буду — не допустимо!:
https://www.baby.ru/blogs/post/49081363-32216313/
https://www.baby.ru/blogs/post/128979591-32216313/
https://www.baby.ru/blogs/post/251584938-32216313/
4. Дайте ребенку право выбора
Всегда ищите возможность дать ребёнку сделать самостоятельный выбор.
И это ему очень понравится. Ребёнок на несколько секунд задумывается, загадочно улыбаясь — выбирает. Он всегда будет горд собой – ведь это он выбрал, и сделал это самостоятельно.
Например:
В кружку налит горячий чай. Ребёнок собирается ее взять. Мы предупреждаем:«Кружка очень горячая. Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно». Затем делаем небольшую паузу, и предлагаем:«Давай я налью тебе теплый чай?».
Конечно, прежде чем предложить потрогать кружку, нужно убедиться, что ожога не будет.
Да, ребёнок прикоснулся к кружке, ему было важно проверить мои слова. Зато теперь он знает, что такое горячее, и ведет себя очень осторожно.
Другой пример:
Ребёнок пытается шагнуть в лужу в туфлях. Наша реакция: «Стой! По лужам мы ходим только в резиновых сапогах. Выбирай: пойдем домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!».
5. Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ
Определите для вашей семьи список абсолютных запретов. Это то, что детям нельзя ни при каких обстоятельствах. Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его с другими членами семьи и действовать последовательно и.сообща.
Если мама что-то запрещает, а бабушка разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Мало того, подобное поведение взрослых сбивает с толку самого малыша, ему очень сложно будет разобраться, что же на самом деле можно, а что нет.
Если нельзя один раз, значит нельзя всегда и без исключений. Все члены семьи должны это соблюдать!
Например,.нельзя:
- выбегать и играть на проезжей и железной дорогах;
- переходим улицу только на руках или за руку, на зеленый свет;
- бить маму, папу, собаку и других детей;
- трогать горячую плитку и утюг;
- просто так крутить ручки конфорок газовой плиты;
- забираться на подоконник;
- и т. д.
Одним словом в список “абсолютных табу” заносим все то, что может причинить серьезный вред здоровью малыша или опасно для его жизни и жизни других людей. Все эти и им подобные “нельзя” должны быть однозначны и четко оговорены. Ребенок должен четко знать, что в случае с «абсолютными запретами» родители всегда непреклонны, и что за ослушание он будет наказан.
Опасные предметы:
— Не бойтесь познакомить ребёнка с острыми, колющими и режущими предметами. Объясните, что нож — острый, дайте ребёнку аккуратно его потрогать под вашим присмотром, и слегка уколите его. При этом очень острые и большие ножи должны лежать вне зоны досягаемости малыша, а маленькие можно иногда оставляем на столе, ребёнка они больше не привлекут.
- Дайте ребенку маленький неострый нож, и пусть в свое удовольствие режет вареные: картошку, морковь, свеклу, яйцо..., помогая вам делать салат;
- Пусть малыш под присмотром папы открутит/закрутит несколько винтиков отверткой;
- Выдайте крохе безопасные ножницы с тупыми концами, и пусть режет бумагу, сколько захочет.
Согласитесь, это куда лучше, чем едва ли не до школы прятать от ребенка все острые предметы и всякий раз орать: “Сейчас же положи нож – порежешься!”
И даже если в процессе такой работы малыш действительно слегка поранится, ничего страшного в этом нет. Ну, в самом деле, не отрежет же он себе палец! Мы ведь тоже время от времени получаем мелкие порезы и ссадины в процессе выполнения бытовой работы. Зато это будет лишним поводом обратить внимание крохи на то, что с опасными предметами и обращаться нужно с повышенной осторожностью.
Если вы боитесь сразу знакомить ребёнка с настоящими ножами, ножницами..., можно сначала познакомить его с игрушечными.
Очень рекомендую деревянную игру — «Нарежь овощи»:
Точно так же обстоят дела с огнём и другими опасными предметами.
Зачем запрещать то, чем можно научить правильно пользоваться?
— Не бойтесь познакомить ребёнка и с огнём. Всем известно: “Спички – детям не игрушка”. Конечно, не игрушка! И баловство со спичками недопустимо. Об этом напоминаем ребёнку многократно, обязательно объясняя возможные последствия глупых игр с огнем.
Но, вместо того, чтобы вообще запретить ребенку прикасаться к спичкам, пойдем другим путем.
- Баловаться со спичками нельзя, но зато можно зажечь свечу под маминым присмотром, посмотреть в темноте на ее мерцающий огонек, помечтать о чем-нибудь приятном, а потом задуть и понаблюдать за дымящийся свечкой, понюхать дамок… Если вместе с этим малыш захочет прикоснуться к огоньку, пусть прикоснётся, но перед тем, как позволить такое, убедительно скажите малышу, что это опасно, горячо, он обожжётся… — малыш всё равно захочет вас проверить...;
- Вместе с папой развести в лесу костер для шашлыка, а потом залить его водичкой;
- А чуть позже, и, помочь маме зажечь плиту и приготовить, скажем, яичницу.
Чем раньше малыш научится правильно пользоваться опасным предметом, тем лучше.
Если разрешают зажечь огонь; если доверяют, как взрослому; если естественное детское любопытство удовлетворяется — то и стремление нарушить запрет возникает гораздо реже.
Зачем играть со спичками втайне от родителей, если можно это сделать вместе с ними!?
6. Обезопасьте свою квартиру
Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть заглушками, тяжелые вещи убрать повыше, ножи, утюг, плойки… – вне зоны досягаемости.
И еще один простой совет, который очень хорошо работает: все знают, что запретный плод сладок.
Поэтому: познакомьте ребенка с опасными вещами и дайте доступ к ним, под контролем взрослых.
Когда ребенок будет часто пользоваться "запретными вещами", тогда они перестанут привлекать его интерес.
Например:
- дайте малышу маленький тупой нож и доверьте порезать вареные овощи;
- пусть малыш погладит свою одежду чуть теплым, остывшим утюгом;
- дайте малышу выключить микроволновку по просьбе мамы.
Подведём итоги:
- Практически ничего не запрещайте ребёнку прямыми запретами, при этом очень многое объясняйте, используя личный пример и слова заменители: опасно, край, острый, горячо, высоко, будет больно и т. д.
- Всегда давайте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия решения.
- Знакомьте ребёнка с опасными предметами.
- Переводите внимание ребёнка от опасности своим личным примером, показывая, как можно сделать по-другому.
Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанные примеры не действуют с первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно и неоднократно – множество и множество раз, сохраняя терпение и спокойствие.
Считаю, что ребенок должен иметь возможность познавать мир, иметь возможность выбора. Так он научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Так у ребенка сформируется внутренняя система самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, свобода действий — это профилактика детского вранья!
Начинать знакомить ребёнка с понятиями можно/нельзя и табу нужно с момента, как ребёнок начал исследовать, интересоваться окружающим миром.
Приобщайте ребёнка ко всем своим «не детским» делам, например:
— вы сварили яйца для салата — пусть малыш их вместе с вами почистит и порежет;
— вы пылесосите — пусть малыш водит шлангом высматривая мусор;
— вы вытираете пыль — дайте ребёнку тряпку и вытирайте её вместе;
— папа делает ремонт — пусть ребёнок подаёт ему те или иные предметы: отвёртку, плоскогубцы;
— папа моет машину — пусть моет вместе с ребёнком;
— на даче занимаетесь поливом — дайте ребёнку детскую леечку, пусть тоже поливает..., — и так во всём.
Не стесняйтесь показаться ребёнку слабой, — учите ребёнка заботиться о вас, например:
— уронили ложку — «Помоги маме найти ложечку...», хотя вы знаете, куда она упала;
— уронили книжку — «помоги поднять, спинка у мамы болит...», хотя у вас ни чего не болит;
— пылесосите комнату — «помоги найти мусоринки, не вижу»...
Будьте всегда и во всём партнёрами!
https://www.baby.ru/blogs/post/323827970-32216313/
И, на закуску
10 примеров «других слов» при общении с ребенком
На творческий подход к воспитанию часто не хватает сил и времени. Даже готовые методы не всегда вспоминаются в нужный момент. Но есть совсем простой способ изменить ситуацию – “выследить” фразы, которые вы произносите в адрес ребенка неизменно раздраженным или ноющим тоном, и попробовать передать ту же мысль другими словами.
Итак, вот 10 примеров того, как можно заменить плохие фразы при общении с детьми:
1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”
3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”.
4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”
8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”
10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все: интонация, тембр голоса, ваше настроение, а вместе с этим и реакция ребенка..Меняется в лучшую сторону.
Не верите? Попробуйте!
Полезная информация
Хорошая статья!
Хорошая статья
полезно)
все правильно. проверено на своих детях. а вот упражнение в конце сильное. кто бы надо мной покричал так....