Проблемы и конфликты на детской площадке:

Собрала, самые распространенные ошибкиродителей на детской площадке.

1) Первую, ошибку коротко такую позицию можно назвать "мой ребенок всегда прав". К чему может привести такое поведение мамы: ребенок, ощущая свою безнаказанность, не усваивает норм поведения в социуме, ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, часто становится зачинщиком конфликтов, чувствуя поддержку мамы любых форм своего поведения. Поведение мамы в таком ключе также часто может привести к переходу конфликта на «взрослый» уровень — то есть в итоге ничего хорошего.

2) "Не жадничай, отдай, пусть мальчик поиграет твоим ведерком". Самое бесполезное замечание, которое может выдать мама своему расстроенному ребенку, у которого забрали то, что он искренне (и вполне правомерно) считает своей полной собственностью. Мало того, что его грабят прямо средь бела дня, так еще и самый близкий человек, мама, вдруг оказывается на стороне захватчика! К чему может привести такое поведение мамы: ребенок либо перестает сопротивляться и без боя сдает свои позиции, либо наоборот, начинает сопротивляться общению соседа по песочнице с его игрушками с удвоенной энергией, да еще и начинает опасаться собственную маму-предателя.

3) "Пойдем-ка мы отсюда" или "Не умеешь играть с детьми — играй один". Как ни странно, по моим наблюдениям, это очень распространенная позиция. Мама, даже не попытавшись разрешить назревающий конфликт, объяснить ребенку, как надо было бы поступить в такой ситуации, просто бежит с «поля боя», прихватив игрушки и ребенка. К чему может привести такое поведение мамы: ребенок получает готовую модель «избегания конфликтов» вместо их решения. Правда, оговорюсь, что иногда все-таки бывают такие ситуации, единственный выход из которых — выйти из игры. Но они все же довольно редки на детских площадках.

4) "Ты тyт поиграй, а я вон там на лавочке посижу". Маленький ребенок, особенно неговорящий или плохоговорящий, не имея примера перед глазами, начинает действовать так, как ему подсказывает его темперамент и характер, а это не всегда верный способ (вернее, чаще всего — неверный). Ребенку пока еще неизвестны правила поведения, и глупо ждать от полуторагодовалого карапуза, что он умеет делиться или меняться игрушками, знает, что маленьких обижать нельзя, девочкам надо уступать и тп. Объяснить все это — прямая задача мамы, если она хочет, чтобы общение ребенка со сверстниками было по возможности продуктивным и приносящим удовольствие как ребенку, так и его соседям по песочнице. К чему может привести такое поведение мамы: освоение ребенком навыков общения сильно затягивется.

5) "Дай-ка ему сдачи, смелее!". Как ни странно, это тоже весьма распространенный совет, который мне часто приходилось слышать в различных «песочницах» на протяжении всей моей «мамской» жизни. Чаще всего такой совет дают папы мальчиков, но и от мам (и применительно к девочкам) я этих советов тоже слышала достаточно. Обучать ли давать сдачу — это тонкий момент, и он остается на совести каждого конкретного родителя, но вообще-то желательно все-таки научить ребенка решать спорные ситуации без применения силы. К чему может привести такое поведение мамы: ребенок хорошо усваивает «силовой» метод решения конфликтов, совершенно не умея обходиться другими способами.

6) "Отойдите-ка все, мы тут играем" или "Делай как я сказала". Такие мамы кидаются решать ситуацию еще до того, как ребенок хотя бы попытается сделать это самостоятельно, зачастую навязывая свою волю всем окружающим детям (и мамам). Расчищают игровое пространство для своего ребенка, зачастую оставляя его без детского коллектива вовсе. К чему может привести такое поведение мамы: к неумению ребенка общаться со сверстниками. Воля ребенка к самостоятельному решению конфликта полностью подавляется, и в любой сложной ситуации ребенок оглядывается на взрослого, даже не делая попытки справиться самому.

Так каковы же правила поведения на детских площадках, которые желательно усвоить ребенку-дошкольнику?

* не хочешь — не делись, но тогда и не бери чужое;
* брать чужое можно только с разрешения владельца;
* твое тебе обязаны вернуть, но и ты должен всегда возвращать чужое;
* нельзя отнимать у других, но и другие не имеют права отнимать у тебя;
* понравилась чужая игрушка — поменяйся или жди своей очереди: хозяин наиграется и даст поиграть тебе;
* не начинай драку первый — старайся словами объяснить, что тебе не нравится;
* если тебя несправедливо обидели — отняли игрушку без твоего разрешения или ударили — ты имеешь право требовать свое (и в крайнем случае дать сдачи)
* маленьких обижать нельзя! (больших, впрочем, тоже)
* девочкам нужно уступать (но этот момент обычно вызывает много споров у родителей, поэтому оставим его на усмотрение родителей в зависимости от их убеждений и вероисповедания :)
* конфликты улаживают сначала дети, и уже потом, если у них не получается, на помощь приходят родители
* соблюдаем правило очередности (по отношению к качелям, игрушкам и тп)

О чем нужно помнить родителю на детской площадке:

Детский конфликт проще предотвратить, чем разрулить его, когда он уже разгорелся. Поэтому хорошо бы всегда иметь с собой «переключатель» или «отвлекалочку»: бутылочку с водой, небольшой перекус, какую-нибудь игрушку про запас.

Если конфликт уже случился:

1) вывести ребенка из зоны конфликта
2) присесть на корточки, установить зрительный контакт с ребенком
3) объяснить, назвать простыми словами причину конфликта, избегая оценок типа «плохой», «злой»
4) предложить свой конструктивный вариант решения конфликта.

«Мой ребенок — жадина!»

Рассмотрим поподробнее тему «жадности» как самую распространенную. Ситуация: ребенок не хочет отдавать свою игрушку. И даже если он играет с другой, то бросается отнимать свою, стоит только кому-то из детей ею заинтересоваться. С точки зрения законов общественной жизни ребенок явно нарушает правила, ведь закон гласит: можно играть со своей игрушкой и никому ее не отдавать, но при этом нельзя и брать чужое. Или, если берешь чужие игрушки, будь готов отдать в обмен свои.

Его мама этот закон хорошо знает, при этом она, естественно, уверена в том, что их с ребенком собственности — игрушкам — не будет причинен серьезный ущерб, и что она, естественно, останется их собственностью, что бы ни случилось. Она абсолютно уверена, что в руках у других детей их игрушка будет находиться временно и потом обязательно к ним вернется. Совсем иначе мама реагировала бы, если б какой-то молодой человек выхватил у нее сумочку и убежал в неизвестном направлении. Ее реакция в этом случае была бы, безусловно, более бурной.

А ведь для ребенка между этими ситуациями еще нет никакой разницы! Он каждый раз бурно реагирует, когда другие берут его игрушки, потому что чаще всего думает, что их забирают навсегда, фактически крадут. Ребенок еще не знает, что игрушку обязаны вернуть и что, если этого не сделает сам обидчик, то их мамы между собой решат этот вопрос в любом случае. Он не знает об этом, у него нет такого опыта. Ему мама об этом еще не сказала и не доказала своими действиями, что именно так и будет!

А мама вместо того, чтобы понять переживания своего ребенка и принять меры по разъяснению ситуации, например, может в этот момент продолжать думать о том, как неправильно и нехорошо ведет себя ее малыш, как ей стыдно перед другими мамами за его поведение и т.п. Если при этом мама еще и без разъяснений требует от ребенка отдать «свое» другому мальчику, то он может быть полностью дезориентирован: «Мама не на моей стороне, мама присоединяется к обидчику, я и «мое» ей не важны, интересы обидчика вдруг стали важнее, чем мои собственные». В результате обида надолго, подрыв доверия к маме, доверия именно в плане помощи в разрешении споров и ссор, — обеспечены.

А как вы решаете конфликты между детьми на детской площадке????


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
надюшчка
Ой, у меня с каждым скандалом фобия развивается на площадки… надо мне самой учиться как там себя вести, сын нифига не понимает, никому ничего не дает, но правда и не берет ничего чужого пока)))
Пожаловаться
Светлана Королева

Мы пока еще в основном только в коляски ездили. Мы пока вообще еще не умеем играть с другими детьми. Когда приходим туда где много детей. Он всегда у меня сидит в стороне и один играет. Меня это очень настораживает. Так как надо вводить хотя бы коллектив на площадке. Но пока не представляю как это будет.

Пожаловаться
надюшчка
Да мы собственно также))) подойдет посмотрит на детей и убегает сам с собой играть)))
Хотя просто побегать с детьми любит. Голубей тут гоняли с детками. Вчера вот к мальчишкам старшим пристал, они мяч гоняли, но правда они адекватные дети, поиграли с ним)))
А вообще я так боюсь этих разборок в песочницах… был печальный опыт когда наш бегал в истерике за девочкой, которая машинку за веревку катала… и прям видно, что ей по кайфу когда он истерит...
И не отвлечь не смогла… ни другую машинку ему не надо...
Правда он все же дождался пока девочка наиграется)))
Пожаловаться
Светлана Королева

Вот вот. У нас пока еще конфликтов больших не было с истериками.

Пожаловаться
ЦветозЁбра

все верно написано. Только если моего ребенка начинают толкать, таскать за одежду, кидаться песком и не понимают русского языка, когда им говоришь, что так нельзя — я своих дете учу давать сдачи, а именно бить в лоб

Пожаловаться
Ируська
Хорошая статья, мы сейчас как раз пытаемся бороться с жадностью.Ладно игрушки, но дочка стала детей с качель сгонять и кричать-моя