А.М.Руткевич об "Архетипе" Юнга

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом Обработки архетипических образов. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от “матери-природы”, от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как “грехопадение” (“станете как боги”, “знание добра и зла”). Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение. Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Если мифология едва различает внешнее и внутреннее, то с появлением науки такое разделение становится свершившимся фактом. Адаптацию к образам бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, по-прежнему покоящиеся на интуитивном опыте нуминозного, но вводящие абстрактные догматы.

По Юнгу, есть два типа мышления — логическое и интуитивное. Для логического мышления характерна направленность на внешний мир, это обеспечивает приспособление к реальности. Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, оно всегда словесно, требует усилий воли и утомляет. Эта направленность на внешний мир требует образования, воспитания — логическое мышление есть порождение и инструмент культуры. С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия, являющиеся орудиями контроля над реальностью. Логическое мышление также связано с опытом архетипов, но это связь опосредованная. Религиозные символы сначала становятся пластичными философскими понятиями древних греков, затем платоновские “эйдосы” делаются схоластическими понятиями, картезианскими “врожденными идеями”, кантонскими априорными категориями, пока, наконец, не превращаются в инструментальные термины современного естествознания. Юнг высказывает гипотезу, согласно которой средневековая схоластика была своего рода “тренингом” для европейского ума — игра абстрактными сущностями готовила категориальный аппарат науки.

В традиционных обществах логическое мышление развито значительно слабее. Даже в Индии, стране с долгой традицией философского мышления, оно не является, по мнению Юнга, вполне логическим. Индийский мыслитель “скорее воспринимает мысль, в этом отношении он похож на дикаря. Я не говорю, что он — дикарь, но что процесс его мышления напоминает способ мыслепорождения, присущий дикарю. Рассуждение дикаря представляет собой в основном бессознательную функцию, он лишь воспринимает результат ее работы. Следует ожидать того же от любой цивилизации, которая имела традицию, почти не прерывавшуюся с первобытных времен”, Европа шла по пути развития экстравертивного логического мышления, все силы были обращены на покорение внешнего мира; Индия является классической цивилизацией интровертивного мышления, обращенного внутрь, ориентированного на приспособление к коллективному бессознательному.

Такое мышление протекает не в суждениях, оно предстает как поток образов и не утомляет. Стоит нам расслабиться, и мы теряем нить рассуждения, переходя к естественной для человека игре воображения.
Juns C.G. Psychology and the East L., 1978.

Подобное мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, поскольку оно уходит от реальности в царство фантазии, мечты, сновидчества. Зато оно необходимо для художественного творчества, мифологии и религии. “Все те творческие силы, которые современный человек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал своим мифам”. Интровертивное мышление устанавливает равновесие с силами бессознательного.
Человеческая психика представляет собой целостность бессознательных и сознательных процессов, это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится “компенсировать” односторонность сознания. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций, как милость божию, поскольку именно в них мы вступаем в прямой контакт с коллективным бессознательным. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.


Сонечка
Сонечка
Москва
027584

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва
Что эты Вы, Сонечка, с утра пораньше психоаналитическими понятиями озадачились?)
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Это я, Ланочка, давно уже прочитала, очень уж понравилась цитата! Решила с девочками тут поделиться, вдруг, кому-то это тоже интересно?

Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва

самое неприятное- у каждого из нас нет выбора, человеку присуще быть либо экстравертом, либо интровертом и соответственный образ мышления определен природой..)

Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Вы правы, но мне это обстоятельство, наоборот, кажется очень нужным и приятным — я вижу в нём баланс :)

Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва

мое мнение, если честно, что подобная иформация только мозг засоряет, если нет фундаментальных знаний в области классической психологии, т.е. высшего психологического образования… Вот тема «бытового взаимодействия между экстровертом и интровертом» -имеет практическую значимость… Я даже со своим дипломом психолога не всегда могу принять глубокую интровертивную направленность мужа, потому что сама выраженный экстроверт, еще и яркий представитель холериков, будь они не ладны!)) и так как у меня быстрота мышления сильно преобладает над вариативностью, мне сначала хочется мужа стукнуть чем-нибудь тяжелым, а потом уже разбираться в его «логике»))))

Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва
это да, мы же пару выбираем из двух возможных вариантов- либо идентичность, либо дополнение(противоположенность), в этом однозначно есть гармония, инь и янь))
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Ещё мне думается, что не всё так печально ещё и потому, что большинство людей всё же амброверты, имеющие соответствующие (экстр. и интр.) образы мышления. Я вот ни разу не встречала реальную личность-экстраверта и -интроверта) А Вы?

Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва
О да! Это просто прекрасно! Мир этим и чудесен)
Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва

да, темпераментов в чистом виде действительно мало, но ярко выраженные встречаются, хотя я тоже склонна считать, что степень выраженности экста/интроверсии тоже меняются в зависимости от внешних обсоятельств, я вот с годами становлюсь более ориентированной во вне, думаю это напрямую связанно с материнством))

Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

А у меня в связи с материнством ориентированность на внутреннее усилилась)

Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Является ли темперамент врождённой характеристикой психики? У малыша можно ли определить его? Моя дочь явный холерик, вот интересно, можно ли предполагать, что она им и останется или может стать, допустим, флегматиком?
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Хороший вопрос, кстати! У детей темпераменты выражены более ярко, у взрослых же они смешиваются со временем, корректируются социумом, о чём выше писала Иулия. Вот статья с таблицами, где всё очень наглядно показано, если интересно — то это для вас. :-)

Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Спасибо!!)
Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва
Да, темперамент зависит от типа нервной системы и обусловлен генетически, ребенок наследует особенности работы центральной нервной системы, так же цвет глаз или длинну конечностей. Тип определяется при помощи специально разработанных тестирований, а у детей начиная с дошкольного возраста по наблюдениям за их поведением, эмоциями в процессе игры или в быту. Поменяться тип тем-та не может, но как ребенок будет себя вести, безусловно будет зависеть от его личного опыта и воспитания)
Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Да, спасибо, это очень интересно!) Воспитание безусловно играет свою роль, меня ещё интересует уверенность и стеснительсть — это приобретаемые черты характера или характеристики темперамента?
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва
Настя, что-то мне подсказывает, что скорее приобретенная, чем врожденная. Это вкладывается родителями в детстве вместе с любовью. Хотя и врожденное чувство невозмутимости может быть. Думаю, что Лена ответит как профессионал, а я пишу скромно, я всего лишь любитель
Настя, а можешь ответить (если не секрет, конечно, и если ты не против), для чего тебе это? Почему тебя это интересует?
Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва
Я вообще не специализировалась на дошкольной психологии… И с детками не работала никогда.) у меня диплом- психолог, преподаватель психологии)) поэтому рекомендаций тоже дать не могу, но могу помочь разобраться в вопросе и в направлении действий, дать небольшие рекомендации, не более того)))
Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Мне просто интересно для себя, считаю что обладать знаниями из психологии полезно, сейчас у меня молодой муж, дочка растёт, хочется выстраивать правильные взаимоотношения, понимать их, а они чтобы понимали меня… да и за пределами семьи это необходимо. Литературы конечно очень много, но мне попадались книги — советы бывалых так сказать, что-то может и вынесла для себя, но научной обоснованности никакой. А бывает наоборот слишком научным языком написанная книга попадается, и читать невозможно… вот как-то так)
Пожаловаться
Лена Леночка
Лена Леночка
Виктория
9 лет
Москва
Ну, к сожалению да, популярная, народная, иррациональная и прочие разновидности «психологий» современного жанра зачастую к классической психологической науке не имеют никакого отношения. Так как по определению, психология-это наука о закономерностях работы психики и психических процессах, то тут не мало важно иметь фундаментальные или хотя бы общие знания об анатомии и физиологии человека, особенно о строении и функциях центральной нервной системы, вместилище души- все-таки головной мозг)) так уже можно что-то анализировать и самому искать варианты… А так, по вопросам «житейским», конечно лучше всего помогают разобраться консультирующие психологи, сейчас уже достаточно развиты службы психологической поддержки населения, я думаю и в вашем городе точно есть, если интересно можно поискать)
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Есть и среди «классической» литературы-по-теме авторы, переводы, которых легко читать. Эрик (или Эрих) Фромм, вот его можно почитать, как вариант, очень доступным языком написано всё)

Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Спасибо! Возьму в библиотеке, почитаю)
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва
Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Соня, если не против, а теперь ты ответь для чего тебе это и почему интересует))
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва

Поясни — что именно?

Пожаловаться
NastiO
NastiO
Ксения
7 лет
Екатеринбург
Психология)
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва
Для удовольствия) Мне нравится анализировать, упорядочивать, находить исключения и правила, высчитывать закономерности… Мне интересен человек, как таковой, мне интересна душа человека и её возможности)
Пожаловаться
Сонечка
Сонечка
Москва
А почему мне это интересно — потому что я считаю, что это очень непростой механизм, хрупкий и в то же время складный, но полностью познать этот механизм невозможно, как и космос, и это притягивает (меня лично). Я люблю такие механизмы
Актуальные посты