Про сад. Много букв. Есть о чём задуматься

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕОБХОДИМ ДЕТСКИЙ САД?

Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками.

Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше однако до недавнего времени необходимость отдать ребенка в садик воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни. Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад.

Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка.

Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену. Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет.

Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.

— Он всегда так себя ведет? — спросила я.

— С чужими — да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.

Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел когда выходил «в свет», то целыми днями видел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.

— Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, — сказала мама. — Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании — и то хорошо. Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает.

Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.

— Забрать из сада?! — ужаснулась мама. — Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает.

Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.

— А подготовка к школе? — подхватил папа. — Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.

Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года — для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…

На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.

Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?

«Безмамные мамы»

Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.

Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.

— Мы же «ходили в сад — и ничего, выросли!»— рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.

И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.

Главное – домашний мир и покой

А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.

Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».

Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».

Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле — эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте.

Вот очень характерный рассказ:

«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».

А как же общение с детьми?

Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые.Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» — неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).

— Не помню… Друг, — пожимал плечами Филипп.

И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.

Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.

Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

А в школе как будет?

Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? — Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.

По материалам книги Т.Шишовой “Чтобы ребенок не был трудным”


Катя
Катя
Семён
11 лет
Фаддей
7 лет
Орел
139871

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марджона Махкамова
Марджона Махкамова
Амир
16 лет
Амина
12 лет
Джиргатель
Сложно сказать.
Учить читать и писать должны специалисты!
В первых классах много таких деток переучивали после доморощенного образования. Хорошо учатся те кого в развивалку водили или в сад. А «доморощенцы» часто отстают и страдают рассеиным вниманием.
Пожаловаться
Саша zebro
Саша zebro
Тимофей
11 лет
Орел

Судя по комментариям, адекватности ждать не стоит.

«я ходила\мои дети ходили в сад — и все ок». Ну просто все у всех отлично, только в ленте одни посты на тему «у нас насморк/понос/ротавирус/неведомая хрень», но зато их «там» научили на горшок ходить, лепить и общаться! зашибись, а папа с мамой этого наверное не в состоянии сделать. особенно про общение радует: моему сыну 2г и 4 мес, из его сверстников много детей в соседних дворах. и что, садиковские играют иначе, чем домашние? да! дерутся, отбирают игрушки с криками «это мое!» домашние добрее, идут на контакт лучше, разговаривают лучше. не буду писать, что буквы уже знают, хотя это так))) я не психолог, но сравнить и проанализировать в состоянии. ребенок, постоянно болеющий, не может развиваться так же хорошо, как здоровый. поэтому в удовольствие мамы от ходьбы ребенка в дет сад с полутора лет не верю.

у нас нет возможности сравнить развитие одного и того же ребенка, если бы он ходил и не ходил в сад. все действительно индивидуально. но что касается взрослых людей, очень многие склонны оправдывать свои действия любой ценой и очень мало в состоянии сказать «я был не прав», особенно — «я был не прав и навредил своему ребенку», не важно, садиком или его отсутствием

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел

Да, а домашние дети, конечно, не дерутся и не отнимают ничего, все сплошь добрые и спокойные… Насмешили, ей-богу! И поносов и ротавирусов и насморков у них СОВСЕМ не бывает… Вы когда в ленте это видите, хоть заходите посмотреть, садовский это ребенок или домашний. Уверяю Вас, что результат будет 50 на 50. Про то, что домашние разговаривают лучше тоже не соглашусь. Мой ребенок заговорил до сада (так же как и горшком пользоваться и кушать самостоятельно), но очень многим деткам именно садик помогает сделать прорыв в этом смысле, общение со сверстниками.

Единственное, в чем с вами соглашусь — "очень мало в состоянии сказать «я был не прав», особенно — «я был не прав и навредил своему ребенку», не важно, садиком или его отсутствием". Заметьте как наличием садика, так и его отсутствием.

Пожаловаться
Саша zebro
Саша zebro
Тимофей
11 лет
Орел

я пишу, что домашние добрее, а не то, что все сплошь добрые. про то, что они ничего не отбирают, не пишу. как и не пишу, чего у них из болезней совсем не бывает, хотя из моих знакомых детей ни один домашний не болел ротавирусом. в частности, мой ребенок полгода не болел вообще, с сентября по март. кто может сказать то же про садиковского ребенка 2-2,5 лет? думаю, гуляя с сыном по 4 часа в день, я могу судить о домашних детях, т.к. я в их компании гуляю. а вы?

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел
Я, слава Богу, гуляю в компании разных детей — и садовских и домашних. Мои наблюдения: те, кто ходит в садик гораздо легче и быстрее находит общий язык с ребятами, вливается в компанию, игру. Домашние в основном с мамами и играют…
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел

Не соглашусь, что пару часов в развивающих центрах и прогулок на детской площадке для социализации ребенку достаточно. Я знаю взрослых людей, которых в сад не водили, им до школы бабушки сопельки вытирали… Так они и в школе и в институте нормально общаться не научились, ни друзей, ни подруг… Тоже ничего хорошего. Я против категоричности в любую сторону. Смотреть надо на своего ребенка и уже от его поведения плясать. Моему ребенку сад на пользу. Я с ней дома занималась и занимаюсь, читаю много, лепим, рисуем, в развивашки разные играем, а она все равно из садика что-то новое приносит, чего мы еще не делали. Я не педагог, и не претендую становиться им, я не могу знать всего… А они в этом возрасте, как губки, и чем больше им дать, тем больше они впитают.

Пожаловаться
Саша zebro
Саша zebro
Тимофей
11 лет
Орел
Татьяна, я тоже "Я знаю взрослых людей, которых в сад не водили, им до школы бабушки сопельки вытирали" только у них были друзья, а самое главное — их ничуть не парит, что друзей меньше, чем у других. просто есть люди, которые не могут не позвонить за день 5-10 знакомым, даже в маршрутке без звонка не усидят. а есть те, кому компания просто не нужна. детский сад тут не причем
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел
Саша, речь не о том, что друзей меньше, чем у остальных, а о том, что их нет в принципе, что человек не знает, как заговорить первым, как найти контакт и т.д.



Пожаловаться
Zoe4ka
Zoe4ka
Ростислав
11 лет
Орел

ой, не осилила, извини, кинула в закладки, дочитала где-то до середины только, не люблю категоричных людей, всегда надо смотреть на решение проблемы с разных сторон, и даже свое вроде бы стопроцентное мнение иногла подвергаю сомнению и иногда даже пересматриваю, а психолога несумевшего убедить родителей доступными ему средствами и спасти бедного мальчика (это про Степу) ну… это как бы его недоработка тоже, увы((( это как плохой адвокат не супел бы доказать невиновность невиновного(

меня почти не водили и да бабушка без вышек меня научила уже в 4 года считать и читать! кучу стихов и песен знала!

своих в сад отдала, но наблюдала как они себя ведут, кроме подхныкиваний по утрам в первые полгода-год- все нормально, и дочка сама сейчас проситсяю и сын продолжая подхныкивать по утрам все же к вечеру заявляет «хорошо в садике»

Пожаловаться
NAT
NAT
Орел
Не стала все читать. Скажу из личного опыта. Я ходила в сад с пяти лет, сменила два садика. В школу пришли почти всей садиковской группой, было очень комфортно. Сестра не ходила в сад. Ревела весь первый год в школе! Точно так же, как адаптируются детки к садику, она адаптировалась к школе: болела, плакала, ни с кем не общалась. Сидела и ждала, когда бабушка придет и заберет ее домой. Я же с первого класса ходила домой с друзьями и подругами. Садик нужен, чтоб ребенок понимал, что кроме мамы есть другие люди, с разным характером, разными привычками, что мир не заканчивается за пределами квартиры.
Пожаловаться
юлия
юлия
Орел
Спасибо за статью, мы в сад не спешим, ходим в школу раннего развития на пару часов два раза в неделю и считаю для 2,4 года это достаточно!
Пожаловаться
Ardrhena
Ardrhena
Кирилл
9 лет
Мирон
3 года
Орел

Мы долго думали на тему сада. Сейчас у нас есть возможность не водить ребенка в сад. Но Яська с другими детьми совершенно не умеет контактировать. В общем, на семейном совете было решено начать водить в сад, но если будут проблемы — напишем заявление на сохранение места




Пожаловаться
Ангелина Щедурских
Ангелина Щедурских
Орел
Я считаю что коллектив ребенку нужен. Я сама ходила в садик, и потом в школе садовским детям легче.
Пожаловаться
Катя
Катя
Семён
11 лет
Фаддей
7 лет
Орел
Я тоже за сад, но позже

А с нашей реальностью, когда в группе более 30 чел, многое боком выходит(

Пожаловаться
Ангелина Щедурских
Ангелина Щедурских
Орел
С нашими очередями в садик, мы не скоро пойдем. К 4 годам только.
Пожаловаться
Гав ПростоГав
Гав ПростоГав
Дарья
19 лет
Владимир
11 лет
42н
Орел
Может это мои дети такие особенные, а может я их правильно готовлю к жизни с рождения, но все трое сад посещали/ ют с удовольствием. И школу тоже. Ну поорали пару месяцев в саду. Зато если б кто видел как я каждый день сына из сада волоком утаскиваю и как он, завидя сад, уже в машине орет: ура, садик!

И никаких психологических травм

Пожаловаться
Катя
Катя
Семён
11 лет
Фаддей
7 лет
Орел
Ну отлично, компанейские вы!
Пожаловаться
СараКристина
СараКристина
Семипалатинск
Я до конца не дочитала простите.

В сад сына не отдам. Мы ходим в сад- мини центр до обеда для общения сыну нравится там очень. Там очень грамотный психолог атмосфера шикарная честно. А рассказывают такие страсти про сады одного мальчика запирали в темном туалете (это бабушка его говорила мне)

Я рада что у нас есть такое отличное место

Пожаловаться
МамаДвоихДетей
МамаДвоихДетей
Вячеслав
20 лет
Новосибирск

Я смотрю все в садике плохо и ребенку плохо, прям вот ничего хорошего нет, акцент только на плохое постоянно, хотя хорошего может быть гораздо больше. Замкнутым и обидчивым детям конечно лучше дома, но не все такие, к счастью.

Пожаловаться
СараКристина
СараКристина
Семипалатинск
От садика еще зависит

И от родителей. Кого вы рости те

у меня к примеру не тюхтя не был и сад его таким не сделал




Пожаловаться
Ульянка
Ульянка
Валентин
7 лет
Барнаул

а я считаю, что садик необходим ребенку

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Владислав
14 лет
Чусовой

наверное эта Т. Шишова как раз является владелицей тех самых студий, в которые похоже мало кто идёт)

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Валерия
9 лет
Минск
Короче, от сиськи до института не отрывать! Еденицы на миллион таких, что в саду на стуле сидят и писаться начинают. А плачут все дети, а через 15 мин и не вспоминают про маму! А в 16 все становятся сильно самостоятельными и если до этого сопельки вытирать- больше любви у ребенка не будет
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел
Молодец! Согласна!
Пожаловаться
ЮльЧе
ЮльЧе
Хорошая статья. Садик — далеко не лучшее место для социализации.
Пожаловаться
Леди Файер
Леди Файер
Тимофей
9 лет
моему сынишке нравится в саду.
Пожаловаться
ИриНна Gg
ИриНна Gg
Ишим

лучшее место 70-летняя бабушка? Дедушка? Может частный ПЛАТНЫЙ сад? У меня сын визжит, только б его на час не оставляли с бабушкой(хотя она любит его очень).

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Орел
Может, для Вас и не лучшее, но не худшее — это точно. А в этой статье из садиков прям камеру пыток сделали… «Ранний отрыв от семьи» — это в 3-то года??? Моя дочка в 2 и 3 месяца пошла, никаких срывов и психологических травм не наблюдаю… Сейчас пару дней болеет, каждое утро требует отвезти ее в садик…
Показать ещё