Дети и деньги. Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.

Дети и деньги.

Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.

Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег? Понятно, что все мы хотим, чтобы наши дети здраво относились к этой стороне жизни: умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими, экономить, но не быть скрягами…
Дети и деньги. Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.

Как этому научить? И когда начинать учить?


Отношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам в семье, оно собственно и формируется под влиянием семейного восприятия денег. Однако это не означает, что дети будут относиться к деньгам точно так же, как родители – возможно, совсем наоборот. Чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, необходимо взрослым предварительно разобраться со своим умением ими распоряжаться, со своим отношением к ним. Нельзя научить ребенка тому, чего не умеешь сам. Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи.

И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.
  Чем большие деньги задействованы в отношениях детей и родителей, тем глубже и содержательнее должны быть эти отношения. Легкое обращение с деньгами – без бесед, объяснений, споров, совместной работы– приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, – отношения, которые так необходимы детям. На самом деле родители соблазняют ребенка деньгами, его самого при этом отвергая.

Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений – непосильная ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают расстройства на уровне психоза («дай!», «хочу!»). Нередко сами же родители становятся заложниками такого воспитания… Деньги необходимы ребенку для развития, но не нужно провоцировать его большими суммами.
Ученые, исследовавшие этот вопрос, утверждают: дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы. Изначально у ребенка не сформировано отношение к деньгам, генетически в этом не было необходимости. Для ребенка бывает очень трудно понять, что деньги – это эквивалент товаров и услуг. Он пока не знает их стоимости. Однако уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева… Надо объяснять ребенку свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.
Дети и деньги. Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.
Необходимо приучать ребёнка платить деньги. Пусть ваш двухлетний малыш вручит деньги продавцу, когда делаете покупку. Ребёнок ещё не поймёт, что он делает, но со временем осознает, что вы не берёте эти вещи просто так – вы платите за них деньги. Другая потенциальная возможность поучиться – банкомат. Пусть малыш наберёт пальцем ваш секретный код. А потом объясните ему, что это не деньги банка; это ваши деньги. Вы с папой их заработали, банк их только хранит для вас, а вот теперь вы немного берёте.
Не укореняйте в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не ругайте ребенка из-за потери денег больше, чем из-за потери другого предмета. Никогда не ругайте ребенка из-за растраты денег… Пусть он понимает, что вы ему по-прежнему доверяете и надеетесь, что это всего лишь досадное недоразумение.

…Не старайтесь подбирать ребенку друзей «по достатку». Чтобы не было проблем при общении с детьми из менее обеспеченных семей, старайтесь использовать деньги для поддержки каких-либо творческих инициатив всего коллектива. Ваши деньги способны создать для вашего ребенка творческую среду, в которой недоброжелательные отношения между сверстниками невозможны.

Корманые деньги 

На вопрос о том, когда у ребенка впервые могут появиться собственные карманные деньги, ответ немного неопределенный: с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить.

Во-первых, лучше не в дошкольном, а в младшем школьном возрасте – когда ребенок уже вышел в более широкий социум, стал более зрелым и вдумчивым, научился считать и может соотнести стоимость покупки и количество имеющихся денег.

Во-вторых, если ребенок более или менее понимает проблемы родителей: в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, где родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

В-третьих, если ребенок знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит.

В-четвертых, если он умеет ходить в магазин – рассчитывать небольшую сумму, не забывать сдачу.
Дети и деньги. Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.
Хорошо, когда вместе с переходом на денежные отношения увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению, значит, дорос и до некоторых домашних дел.

И конечно, сумма, которую мы даем ребенку, зависит от достатка нашей семьи. И все же это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.
Очень важно научить ребенка рационально распоряжаться теми средствами, которыми он владеет. Мы не можем тратить больше, чем мы зарабатываем. Если мы будем так делать, то окажемся в долгах. А это тяжкое бремя. Дети должны понимать, что такое деньги, откуда они берутся и как ими распоряжаться.   Если по какой-то причине вы сами не умеете распоряжаться деньгами, не отчаивайтесь. Начинайте учиться прямо сейчас и учите своего ребенка. Жизнь так быстро меняется, что ежедневное обучение является жизненной необходимостью.
В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег?

Если ребенок слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не заметил.

Если он не умеет отказываться от мелких желаний.

Если ребенок неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать. Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните, почему вы пока против карманных денег и при каких условиях возможно их получение.

В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки, полученные в школе или за выполнение некоторых домашних дел. Как сказывается на детях подобная практика?

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Но если это уже сделано, помните о «подводных камнях». Возможно, очень скоро ребенок за «просто так» не захочет ни учить историю, ни мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных действий может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. В этом случае лучше эмоциональное поощрение. Похвалить, например. Да и подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Дети и деньги. Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам.





Подводя итоги сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям при решении проблемы «дети и деньги»:










Учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет самостоятельность и возможность выбора – возникнет и больше шансов для появления ответственности.



Не поощрять детей дошкольного возраста зарабатывать деньги: во-первых, рано, а во-вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.

Подарить ребенку копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.

Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.
Избегать при ребенке разговоров о «богатых» и о их немеренных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, – не лучшее из человеческих качеств.

Не скрывать от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух, устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей уже начиная с 6-7 лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.

Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.

Екатерина
Екатерина
Владимир
12 лет
Рязань
161028

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества