Понравилась статья в контакте. Решила поделиться.
Обратите внимание, что такой широко используемый способ реагирования на детскую истерику как игнорирование на самом деле скорее вреден для ребенка!
У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА
Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с истериками ребенка. Что делать? Как вести себя? Можно выделить четыре самых распространенных способа реагирования на детские истерики: 1) не замечать; 2) стыдить ребенка; 3) отвлечь; 4) быть с ребенком, говорить «об этом».
1) НЕ ЗАМЕЧАТЬ ИСТЕРИКУ.
Ситуация 1. На прогулке Витя (3 года) увидел у мальчика чудесную пожарную машину, которая мигала разными огоньками и издавала громкие звуки. Витя побежал к машине, но хозяин не разрешил Вите потрогать машину. «Ты маленький, отойди», — услышал Витя. Витя горько заплакал от обиды и это еще больше рассердило мальчика: «Иди отсюда, рева-корова». Мама Вити стояла рядом и ждала, когда Витя успокоится. Витя ревел долго, он захлебывался слезами, у него потекли сопли из носа. Он размазывал кулаками грязь по лицу и никак не мог остановиться. Наконец, обессилев от слез, он подошел к маме. «Ну что, успокоился?», — спросила мама.
Мама Вити считала, что нет ничего страшного в том, что ребенок некоторое время покричит, поплачет или даже поваляется на земле. Она не успокаивала сына, так как хотела, чтобы он сам учился справлять со своими эмоциями.
Однако нельзя забывать, что в это время ребенок испытывает негативные эмоции. Вспомните себя в состоянии, близком к истерике. Неприятные эмоции еще долго переполняют вас, порой эти эмоции всплывают в памяти и от этого снова становится почти так же плохо. Но если взрослый в той или иной степени может регулировать свои эмоциональные состояния, то для ребенка это практически невозможно. Ребенок, который в одиночестве переживает негативные эмоции, чувствует себя одиноким, ненужным, нелюбимым, ему может казаться, что его бросили в сложной ситуации.
2) СТЫДИТЬ РЕБЕНКА. СИТУАЦИЯ 2. Дима (3 года) упал. Ему больно. Он плачет и бежит к маме. Но мама не утешает Диму. Она говорит: «Не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина. Как не стыдно плакать, мальчики не плачут». Диме обидно уже не столько от боли, сколько от маминых слов. Он уже почти кричит. Потом падает на землю с криками: «Мне очень, очень больно!».
Этот вариант довольно жесток. Снова поставьте себя на место ребенка. Вам плохо, больно, нужна поддержка близких, а вы ее не получаете. Вместо этого, вас стыдят, ведь «мальчики не плачут».
СИТУАЦИЯ 3. Ира (3,5 года) ходила с родителями в зоологический музей. Особенно ей понравились пингвины и она попросила папу купить ей в музейном магазине маленького пингвинчика. Папа отказал. Ира долго ревела около прилавка, потом в гардеробе. Папа смеялся: «И не стыдно реветь? Такая большая девочка, а ревешь как малявка. Ну реви, реви еще. Интересно, если долго рыдать, то появится у тебя пингвин?».
Папа Иры сам создал напряженную ситуацию, усугубил эмоциональное напряжение девочки.
СИТУАЦИЯ 4. Таня (4 года) расплакалась, потому что ей не разрешили надеть новое платье в цирк. Папа сказал: «Когда ты плачешь, ты очень некрасивая». Таня сразу замолчала и все представление была очень грустной.
Представьте себе, что вы расстроены и заплакали от огорчения. Вам нужна поддержка, но вместо это близкий человек говорит, что вы – некрасивая. Что вы чувствуете? Согласитесь, неприятные чувства?
3) ОТВЛЕЧЬ. Дети очень быстро переключают внимание с плохого на хорошее и обратно. Поэтому если вы покажете малышу что-то интересное, покружитесь, посмотрите в окно или сделаете что-то еще, что отвлечет малыша, то от истерики не останется и следа. Важно делать то, что интересно ребенку. Один малыш очень любил игру «на старт-внимание-марш». Игра осуществлялась следующим образом: мама брала его на руки, говорила вышеуказанные слова и на словах «марш» начинала кружиться. Уже на словах «на старт» малыш начинал улыбаться, «внимание» — улыбка становилась шире, а на словах «марш» он начинал хохотать в голос.
4) БЫТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ, ГОВОРИТЬ.
Вы можете спросить ребенка о том, что он хочет, чем вы можете ему помочь. Вы можете рассказать ребенку историю о том, как вы сами были в схожей ситуации. Рассказать, что вам тоже было очень грустно, обидно.
СИТУАЦИЯ 5. Папа сказал Кириллу (4 года), что он не получит конфет, пока не вымоет руки. Кирилл расплакался и стал биться головой об стену. Мама подошла к Кириллу, присела на корточки и дотронулась до его головы него рукой. «Знаешь, сынок, мне тоже было бы очень обидно, если бы я не получила конфеты. Я очень люблю конфеты. И папа знает это. Он купил конфеты, чтобы порадовать нас. Он заботится о нас. Папа не хочет, чтобы мы болели. А ты же знаешь, что если не мыть руки, то можно заболеть. Мне тоже очень хочется попробовать конфет. Давай пойдем и вместе вымоем руки». Через некоторое время Кирилл и мама вымыли руки. Малышу, чтобы справиться с истерикой, нужны ласковые руки мамы, ее объятья, добрые слова. Мама показала Кириллу, что принимает его таким, какой он есть. И даже, когда он в дурном настроении. Ребенку важно знать, что его принимают. Самое главное – не оставляйте ребенка одного наедине с негативными эмоциями!
СИТУАЦИЯ 6. Егор (4,5 года) разозлился, что нельзя идти гулять (на улице был дождь) и стал раскидывать вещи. Он кричал: «Сейчас все раскидаю, все сломаю!». Папа молча смотрел несколько секунд на происходящее, потом сел на пол рядом с Егором, посадил его к себе на колени и спокойно сказал: «Мне тоже было бы очень обидно, если бы я не смог пойти гулять. Я очень любил гулять, когда был маленьким. Я думаю, вечером мы пойдем гулять. А сейчас давай займемся чем-нибудь интересным. Хочешь собирать железную дорогу? Отлично. Только давай расчистим место для железной дороги. Давай-ка уберем вещи в шкаф».
Папа Егора поделился с сыном чувствами, показал, что ему тоже было бы неприятно в такой ситуации. Он перенаправил энергию сына в позитивное русло, причем целенаправленно предложил игру, для которой нужно было убрать вещи.
(с) Юлия Гусева, психолог. Сайт автора — , группа ВК — <a href=«https://vk.com/psyhlp» mention_id=«psyhlp»>
Мой сынок любит закатывать истерики, если что-то не по его. Тогда я беру его на ручки, если в общественном месте, пытаюсь по возможности уединиться. Обнимаю, успокаиваю и объясняю, почему он сейчас не может получить желаемое, почему надо идти на занятие, а не играть в детской комнате и т.п.
Пыталась игнорировать пару раз. Но мой ребенок сам не успокаивается, он будет кричать до последнего, взахлеб. Да и оставлять маленького человека со своей бедой один на один, я считаю не правильно. Для меня может это и мелочь, а для него целая трагедия.
Как вы поступаете в данном случае?
если это происходит в общественном месте, на улице, на площадке мой ооочень сильно капризничает, когда нельзя брать в руки грязь или чужие вещи, или идти домой не хочет, просто беру на руки и уношу, говоря при этом, что пора домой и мы придем сюда в следующий раз! мы еще маленькие, не знаю, как по -другому
У нас все еще в переди, но и сейчас когда одеваем пытаемся сына отвлечь чтобы меньше плакал
Мой сынок, когда вашего возраста был, кричал, как резаный, когда его одевали. Радует, что сейчас с этим все в порядке.
никогда не понимала способ игнора детских истерик и вообще плохого поведения.
Первые два примера-ситуации дурацкие. Это не истерики, которые можно игнорировать, а скорее нормальные ситуации, когда ребенок может плакать, и нужно его успокоить.
Я реагирую в зависимости от ситуации. Чаще 4 способом — стараюсь разговаривать и объяснять. Отвлекать с моим ребенком не прокатывает. Во время истерики ей ничего не интересно, даже самые веселые и любимые игры. Иногда игнорирую. Только в той ситуации когда истерика явно показная, чистой воды каприз, и она сама прекрасно знает, что не может получить желаемое, а просто хочет поистерить.
ой для меня дочин план как ножом по сердцу.полезная для меня статья.а папа говорит пусть поплачет.ребенок должен плакать.я пытаюсь отвлечь.но она еще молявочка