Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?
Эта статья Ольги Юрковской была впервые опубликована в журнале «Сноб». Мы публикуем её без изменений.
Почему я не отдаю своих детей в школу?
Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.
Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?
Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.
Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?
Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.
Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.
Школа детей ничему не учит.
Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.
Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)
Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.
Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.
Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.
Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.
Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.
Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.
Школа мешает социализации детей.
Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)
Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.
В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.
Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.
Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.
Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.
Мыслят системно и легко занимают метапозицию.
Учит ли этим качествам школа?
Скорее, наоборот.
Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.
Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.
Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.
Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.
Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.
Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?
Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.
Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.
Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?
Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.
Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное — умение годами терпеть ненужное и бесполезное.
Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.
Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало, кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.
Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.
Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.
У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.
В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.
Школа учит самоорганизации в обществе, а знания периодически сам человек все повторяет. если они нужны по жизни.
У меня сын на домашнем обучении и, поверьте, мне бы хотелось, чтоб он на переменах общался и бесился со своими сверстниками.
и пусть деградируют! Или вообще после садика пусть дома сидит, чтобы побыстрей сбежал от родителей!
Бредятина...
Да да, потом вот такие «детки» сидят на шеи у родителей и ищут себя ) У американцев ( особенно у мормонов и др ) тоже учат дома, а еще многоженство и прочий бред ) Школа учит усидчивости, доведения действия до конца, правильному поведению в той или иной ситуации ( даже в плохом варианте ) А так я не знаю данного автора, его образование, его статус в жизни и пр, и еще значит все мы с вами начиная с пра пра не правильно жили… А вообще если читать и верить таким «ученым» мы вообще изначально не правильно зачатые, не правильно рожденные… как нам тяжко жить...
Видите вы уже все решили — вы видите только плохое. У меня учителя были не айс ( можно и лучше — как ни как сама корочку из педа имею) но при этом они мне дали очень много — что сейчас я могу общаться на любую тему — хотя раньше думала зачем мне это. Заграница- загранице рознь- у вас такой был опыт у меня другой. Аналогично и по «индивидуальности» она или есть или нет… и школа ни причем- если судить по вашей логике, то у нас всех, кто учился в школе, куча не нужной информации, мы не личности и тп. Знаете если б вы были уверены на все 100 % в дом обучении, вы б не спрашивали ) Это как мне хороший друг психиатр говорил " Если человек решил повеситься, он сделает это молча- если нужно шоу он будет об этом громко кричать". Так что ваш ребенок — вам решать что и как, только потом не вините общество — умейте признавать свои ошибки.
Я не вижу только плохое)) но считаю что в начальной школе да и в средней лучше учится дома, а общение брать детям давать из кружков то есть там где у детей общие интересы, а в старшей школе ребенок сам уж может решить)) учителя практически везде не айс)) но прелесть дом обучения, что можно самим их выбрать) в старшей школе я сама мало бывала, чаще гуляла) просто в конце года ходила к репетиторам, они за месяц вбивали в мою голову больше чем в школе за год)) и огромная проблема школы в том, что когда учитель не справляется с ребенком он винит в этом ребенка)) вешает на него ярлык и потом забивает на него))школа тоже многое дает, но не неокрепшим умам, которые сами то не знают чего им делать))мне как раз повезло с началкой я училась в частной школе, там класс был 5-6 человек, и занимались каждым) в той школе неуспевающих детей не было))) но потом рядом открылась школа по престижней и все туда ушли и меня перевели тоже туда, хотя там кроме оборудования нкакой разницы по сравнению с гос школой не было)) ну а первая школа к сожалению закрылась)) если я найду хотя бы что то подобное то отдам ребенка не раздумывая)) но пока нам светит домашнее обучение))
Приведу пример из своей жизни. 2 одноклассника — разных очень по соц статусу, по знаниям, по отношению к жизни- в итоге того кого «гнобили»( он был 3, плюс замкнутым, плюс семья не благополучная)- сейчас успешный мужчина, с хорошей семьей — и при встрече он всегда говорит что мы ( будучи детьми) показывали ему что такое семья, отношения, и школа его научила всему, а второй — любимый сын, которого водили по всем кружкам, в школу мама часто приходила- что б деточку не обижали, от музыки до репетиторов по всем предметам, и образование он получили " какое он хотел" — только сейчас живет один, работает «что б тока отсидеть» и заявляет родне — я всем увлекался, я все попробовал, я хочу так жить -мир меня не понимает и не принимает. Наша жизнь борьба — она нас стимулирует на новые вершины, подвиги. если нет барьеров — жизнь не интересна.
Доведение действий до конца? В 80% если не больше, случаях все действия обрывает звонок и нужно бежать в другое помещение, начинать сначала. Школа пытается уровнять всех.
Если я ребёнок чего-то не понимает ему никто индивидуально объяснять не будет. Ну и что дадут такие знания?
Социум? А ребёнок живёт не в семье? Семья у нас уже не социум?
Школа настолько же спорный период в жизни, как и детский сад.
А ещё у меня есть примеры, когда ребёнок хочет идти дальше, но из-за него одного никто естественно не идёт и ребёнок просто теряет интерес как минимум к конкретному предмету. В школе нет индивидуального подхода, а в домашнем обучении он есть.
Я считаю, что наиболее правильным при домашнем обучении должен быть путь настраивания ребёнка на самостоятельность. Тогда он будет сам заниматься. Выявить предметы, которые реально нравятся именно конкретному ребёнку, налегать на них. А не монотонно идти по школьной программе.
Нужно образование, а не конкретно школа)))
В унивеое так же можно учиться дистанционно и в процессе учёбы задавать вопрос преподу, именно тот который тебя интересует.
Работать — вредно)))) особенно на нелюбимой работе))) но к сожалению жизненно необходимо, хотя бы дома опять же)))
Вы понимаете что пишите ??? похоже что нет… Дома кто его будет обучать ??? ВЫ или преподаватели ??? вы сами не сможете ему дать те знания которыми не владеете… И нет если есть стремление в углубленном изучение всегда есть возможности… посмотрите сколько талантливых личностей воспитало " стандартное образование" и не надо говорить что у них были деньги — Ломоносов пешком шел что б знания получить) а вы считаете что дома — это круто — дистанционно задать на «интересующий вопрос» а вдруг он упустит что то ?? не считаете. Даже в Росси ( до 17 года) детей обучали дома ( выписывали преподавателей — не сами), а потом отправляли в универы. Но мы как те люди которые считают все новое -хорошо… и мы через лет 20-30 только поймем как мы были правы не правы...
Есть дети которые все сразу схватывают, есть те которые вперёд бегут и им скучно становится, а есть те, которым по сто раз разжевать надо. Главная проблема школы — отсутствие индивидуального подхода. В школе, если ребёнок не понимает, то это ЕГО проблемы, никто по сто раз ему объяснять не будет. Если ученику не интересно, то никто и не будет пытаться его заинтересовать.
А ужж программу как минимум до 7 класса осилит любой родитель. А дальше уже можно и репититоров нанимать, если будет нужда реальная.
Мне, как матери, ВАЖНО чтобы моему ребёнку удкъеоялось столько внимания, сколько ЕМУ нужно, а не столько, сколько положено школьной программой. Просто для нашей страны непривычна такая форма обучения. Все боятся! А так ли страшен чёрт?
У меня сразу вопрос: т.е это подразумевает под собой что мама ( или папа) должны не работать ( ну или работать дома- и то не полный рабочий день)?? и еще на репетиторов должны быть деньги)) И что мы по итогу получаем ?? все отдано ребенку — время, силы -может и своя карьера- для чего это ?? что б ребенок " получил столько внимания сколько ему нужно"??? а потом… что потом вот он вырос- и??
Не могу сказать про школу пока ничего, но отдавать буду туда однозначно! Лично моё мнение и наблюдения что дети там большему учатся чем дома. Мы сейчас ходим на занятия с сыном, и он там научился больше чем я его дома смогла научить! Может я плохой учитель?
честно и читать не стала, бегло глянула. ерунда полная
не согласна, хоть и работаю в школе. никогда бы не стала нанимать репетиторов и еще хуже того — самой заниматься. общение никто не заменит, да в школе много моментов, которые не заменить в принципе. не видела еще ни одного 100% несчастного ребенка.
писал обиженный жизнью в школе человек
Потому-что детям нужно общение, а не заточение в 4 стенах
нифига себе, это я оказывается себе жизнь облегчаю отдала детей в школу
я бы с удовольствием её себе облегчила, если бы имела возможность нанять репетиторов для домашнего обучения
тут имеется ввиду, что с ребенком все время тяжелее, чем отдать его в школу))
При индивидуальном обучении все гораздо быстрее усваивается)) достаточно 6-8 часов в неделю)) а остальное время либо он с родителями либо секции и кружки))
вашим родителям повезло)