https://www.baby.ru/blogs/post/372527823-312228219/
В последнее время все чаще стала встречать у своих подруг посты о том, что их детки не хотят убирать свои игрушки, возможно эта статья кому-то поможет, мне она показалась интересной. Статья не моя, наткнулась на нее в интернете, но я с ней во многом согласна, некоторые методы неоднократно срабатывали с моим ребенком.
ИГРУШЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ
Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема прибирания игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (горшок, сон, истерики). Если честно, я не знаю единого уникального работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет прибирать игрушки.
Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Арсению 2,5 года. Я уложила его спать на дневной сон и навела в комнате идеальный порядок, как мне нравится: все по ящичкам, по коробочкам, машинка к машинке, кубик к кубику, доминошка к доминошке.
Проснулся Арсений и обиженно-возмущенно сказал: «Мама, ты что?! Я доставал, доставал, а ты все убрала!»
И тогда я поняла, что наши картины мира не совпадают, что у Арсения совершенно другое представление о порядке вещей. Разбросанные игрушки – это удобно, так как всегда все на виду и под рукой.
МОРАЛЬ: необходимость уборки для ребенка не является очевидным фактом, целесообразность лишних телодвижений еще нужно суметь донести
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Группа трехлеток. Типичная ситуация: поиграли, похватали все игрушки с полок и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо зачем-то прибирать. Подзываю всех детей к себе.
– Ребята, вы любите, после того как в садике поиграли, к себе домой возвращаться?
– Да!
– А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы?
– Нет!
– Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, если их кидают где попало и там забывают. Давайте сейчас все вместе вернем игрушки в свои домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
МОРАЛЬ: до ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Сашке 3 года. С его фантазией, похоже, даже не нужны игрушки. Для веселого досуга достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе из раскатанного по квартире рулона мягкой и двухслойной. «Блииин, – думаю я – опять не успела спрятать последний рулон. Придется до восполнения этого ценного ресурса использовать для гигиенических целей бумажные платочки» А у Сашки началась снежная буря. Мягкая и двухслойная сменила форму, превратившись из лентообразной в мелкие клочки. Этими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше. Сашу устраивают «сугробы». Маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!» Значит, надо убедить ребенка, что снег зачем-то очень нужно собрать.
– Сашка, Деду Морозу очень нужен твой снег.
– Да?! А зачем?
– Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца укрываться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.
– Мам, – спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, – а как снег к Деду Морозу попадет?
– Как-как, – с ходу придумываю я, – олень волшебный рогами подцепит пакет и увезет.
– Он что, к нам домой прискачет?
– Зачем. Мы на балконе пакет оставим. Он допрыгнет.
Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
Арсений аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:
– Мама, ты же обманываешь?
– Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?
МОРАЛЬ: любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Сашке 4 года. Ставлю перед ним задачу: прибрать игрушки. Сашка начинает ныть, что это долго, что это много, что он не справится, что он устанет, что ему надо помочь. В детской комнате такой бардак, что даже у меня мимолетно родилось ощущение «это прибрать невозможно».
– Хорошо, – говорю, – собери сейчас только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна. С этим Сашка легко и быстро справляется.
– А теперь только кубики в этот ящик.
– А теперь всех солдатиков в эту коробку.
…
– Ну, вот, осталось только мусор подобрать.
МОРАЛЬ: если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Ставлю перед детьми задачу: сейчас Сашка собирает игрушки, после чего Арсений пылесосит.
Пылесос зашумел как-то подозрительно быстро… Захожу в комнату и вижу: все разбросанные игрушки перекочевали с пола на другие горизонтальные поверхности. Теперь игрушками завалены стол, диван, подоконник. Сашка с чувством исполненного долга возлежит на диване среди пистолетов, мечей и динозавров. Логично, что это не мешает Арсению пылесосить.
МОРАЛЬ: при постановке задачи важно, чтобы было единое понимание, каким должен быть результат.
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ
– Мам, я все прибрал!
– А точно все? Давай проверим.
Вот кубик остался за шторой – это один. Вот динозавр под столом – это два. А вот карандаш торчит из-под дивана – это три. Комментирую и считаю вслух. Для наглядности все «ошибки» складываю в одну кучку. Вчера было пять «ошибок». Сашка делает успехи.
– Молодец! Давай завтра вообще без ошибок! Ты сам сначала все проверишь, а потом меня позовешь.
МОРАЛЬ: Контроль качества необходим даже в этом простом деле. Так воспитывается ответственность за результат.
Анна Быкова, психолог
читала такое))) что-то не сработало)
Спасибо! В закладки! От себя хочется только дополнить с учетом опыта со старшей дочкой. На собрании в 1 классе учительница пожаловалась, что в портфелях у детей бардак и этот бардак они и на учебный стол переносят. Среди родителей оказалась мама психолог, которая пояснила, что если ребенку не привили до 3 лет привычку убирать аккуратно вещи, уже практически невозможно переучить!!! Мы родители вечно торопимся и спешим, нам легче сделать самим, чем просить детей, а в итоге сами потом жалуемся)))
Какая статья замечательная, в закладочки ее.
У нас с Андрюшей пока нет такой проблемы, он как то сам все на свои месте кладет. Даже на детской площадке возьмет чужую каталку поиграет и положит потом именно туда от куда он ее брал. Сама удивляюсь.
Дома знает где и что лежит и кладет именно на свои места вещи. Даже если я меняю место для како то игрушки он как то запоминает и несет ее уже на другое место.
У меня мама в саду работает нянечкой и сказала что у них воспитательница требует от детей убрать игрушки перед едой сном или прогулкой. Говорит кто не убирает игрушки тот после еды сна или прогулки не играет. И на самом деле эти дети у нее сидят за столом. Но таких мало, уже все усвоили и убирают игрушки.
Послушав ее я решила убирать его игрушки именно перед едой сном и прогулкой при нем пока он был еще очень мал что бы делать это самому. Сейчас он мне помогает уже. Похоже это правило убирать игрушки, которое я стараюсь не нарушать он воспринимает как должное.
Он и другие вещи на места относит. Знает какой чей телефон. Мой телефон если находит где несет мне, телефон мужа — папе, а старшего сына — брату.
Еще я всегда закрываю двери и он теперь то же везде двери закрывает за собой.
вот по-этому я решила, что нам нужна игровая комната, где дети будут наводить «свой порядок»,… помню из детства, что мне всегда хотелось оставить «халабуду» на ночь и такжалко было ее ломать и раскладыватьподушки по местам, ведь я же старалась...
хорошая статья)))
да, хорошая статья, в закладочки. А то мой пока только в подражание маме убирается, и то, до первого отвлечения:)