Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? №2

Его внутренний мир

Очарованность

Среди особых впечатлений детства есть такие, которые отмечены яркими переживаниями волнения, восторга, удивления. В них ребенок открывает что-то важное для себя, что-то очень «свое». Попытаемся всмотреться и понять эти чудесные и часто скрытые от наших глаз состояния восторга и, можно сказать, очарованности ребенка. Приведу одно из воспоминаний, которое принадлежит выдающемуся австрийскому ученому, исследователю поведения животных и человека, Конраду Лоренцу. Конец лета, пожалуй, самое чудесное время года в северо-альпийских долинах… В это время года я часто вновь переживаю минуту, которую помню удивительно ясно, хотя с тех пор прошло семьдесят лет. Я уверен, что тогда еще не учился в школе и даже не умел читать. Мы гуляли по заливным лугам Дуная, и я, непослушно убежав вперед, несмотря на запрет моей опасливой матери и даже еще более опасливой тетушки Ядвиги, стоял среди кустов почти на самом берегу. У меня над головой раздались странные металлические звуки, и я увидел высоко в небе стаю диких гусей, летящих вниз по реке. Человеческие эмоции развиваются очень рано и остаются неизменными до конца жизни. Я и сегодня вновь ощущаю то, что ощутил тогда. Я не знал, куда летят эти гуси, но мне хотелось отправиться с ними. Меня переполняла романтическая жажда странствий, от которой вздымалась грудь и сердце готово было разорваться. И впервые – это я знаю точно – во мне возникло непреодолимое желание выразить себя творчески. …Романтика моего детства… пробуждается вновь, когда высоко надо мной пролетают наши дикие гуси, и детская мечта становится явью, когда они, словно в волшебной сказке, спускаются на мой зов. К. Лоренц осуществлял эту детскую мечту в течение всей своей жизни. Он не расставался с дикими гусями, выращивая, приручая их, исследуя их поведение. В своих работах К. Лоренц сделал ряд замечательных открытий, за которые был удостоен Нобелевской премии в возрасте семидесяти лет. Похожий случай «судьбоносного» переживания произошел в жизни Чарли Чаплина, когда ему было пять лет.

Мать Чаплина была эстрадной актрисой и часто брала сына на свои выступления. Однажды у нее сорвался голос, ее освистали, и ей пришлось уйти за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут директору пришла спасительная мысль – вывести на сцену маленького Чарли. Раньше ему доводилось видеть, как мальчик пел и танцевал, подражая матери. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив Чарли одного на ярко освещенной сцене. Тот спел одну песенку, затем другую. Из зала стали одобрительно кидать монеты. Мальчик воодушевился, продолжая петь и импровизировать по ходу представления. Концерт продолжался с нарастающим успехом. Это было рождением Чаплина-артиста!

Открытие собственного призвания или жизненной мечты может случиться у ребенка как «удар молнии» от одного яркого события, как мы это увидели в только что описанных примерах. Но далеко не всегда встреча с предметом будущего увлечения запечатлевается сразу и навсегда. Вместо этого могут накопиться многие, казалось бы незначительные, «встречи-удивления».

Мы уже говорили, что внимание ребенка обладает способностью приковываться к новым объектам, «поглощаться» ими и оставлять глубокий след. Такой след обнаруживается потом в узнавании предмета как «чего-то своего», переживании его особой личной значимости.

Чувство предназначения

Независимо от того, как появилось чувство «это – мое», от одного яркого впечатления или от накопления многих случаев радостного удивления, главный его признак – рано или поздно (часто рано!) пришедшее понимание своего будущего предназначения. Обратимся снова к Чарли Чаплину. Семья его жила в бедности, и мальчику рано приходилось зарабатывать на хлеб. Я продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии, в стеклодувной мастерской, в приемной врача и так далее, – пишет Ч. Чаплин в своей автобиографии, – но чем бы я ни занимался, я помнил, что все это временно и в конце концов я стану актером. Родители знаменитого художника Марка Шагала мечтали выучить сына на бухгалтера или приказчика. «Слово „художник“ было таким диковинным… в нашем городке его никто и никогда не произносил», – пишет Шагал. Но в один прекрасный день Марк-подросток обратился к матери: – Я хочу стать художником. Спаси меня, мамочка. Пойдем со мной. Ну пойдем! В городе есть такое заведение, если я туда поступлю, пройду курс, то стану настоящим художником. И буду так счастлив! – Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не мешай мне ставить хлеб. – Мамочка, я больше не могу. Давай сходим! – Оставь меня в покое… («Все равно буду художником, – думаю я про себя, – но выучусь сам».) В описаниях драгоценных событий – открытий ребенком своего пути – можно обнаружить некоторые общие черты. Посмотрим на них.


Анна
Анна
Данила
8 лет
Москва
47426

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Natalie
Natalie
Левушка
6 лет
Москва

Ой, я купила обе ее книги, но еще не открывала. Как тебе?

Я пока прочла только После трех уже поздно Масару Ибука и Французские дети не плюются едой Друкерман. И то, и другое понравилось, конечно, со своими поправками.

Часто читаю и думаю — вот этого я не знала, но интуитивно понимала и чувствовала

Пожаловаться
Анна
Анна
Данила
8 лет
Москва
Мне эти книги ооочень нравятся, когда мамы говорят, что не хотят много читать, готовы осилить максимум 1 книгу для общего развития — я рекомендую ее 2 книги, обычно, после первой читают и вторую))) и интерес нередко проявляется и к остальному, а самое главное, люди готовы после их прочтения уже беседовать на тему воспитания, воспринять тот костяк, на котором все строится.
Пожаловаться
Natalie
Natalie
Левушка
6 лет
Москва
я считаю, что теперь одна из моих основных жизненных задач — растить любовью, и знаниями и советами не пренебречь, а как еще, если не литература. Как на стене Красного октября написано — из ресторанов в космос не летают) Так и в этом
Пожаловаться
Юлия Автомама
Юлия Автомама
Львёнок
8 лет
Санкт-Петербург

Я как-то подобное прочитала в «Алхимике», мол ребёнок с детства решает кем будет, он точно знает своё предназначение в жизни, решение принимает на уровне эмоций или интуитивно. но оно — единственно верное. С возрастом же ему приходится очень часто отказываться от своей мечты в угоду ожиданиям мира. под влиянием разума или жизненных обстоятельств, но в итоге так и не может полностью найти себя, потому что единственно верное решение уже было принято им в детстве. То есть родителям не надо мешать таким вот порывам, иначе они обрекут своё чадо на жизненные метания вечные и неустроенность.)

Пожаловаться
Анна
Анна
Данила
8 лет
Москва
Я, если честно, согласна с этим отчасти. Дети могут и сами решение принять. Нужно им доверять. В конце-концов, мы им дали возможность войти в этот мир, но идут они в нем сами, мы лишь сзади идем, как тыл надежный.
Пожаловаться
Яя
Яя
Москва
+
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Тимофей
10 лет
Москва
Спасибо