Развить гения из ребенка - невозможно. Все зависит только от его врожденных индивидуальных особенностей мозга.

Савельев С.В. — учёный, доктор биологических наук, профессор , заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН.

Мозг устроен следующим образом. Он состоит из слоёв или скоплений нервных клеток, называемых серым веществом. А отростки этих клеток, проводящие электрические импульсы между ними, составляют белое вещество. Вот мозг и есть чередование серого и белого вещества. Всё это вещество организовано в более крупные структуры.Среди них есть пять древних отделов, доставшихся нам от животных, и есть неокортекс – новая кора больших полушарий, покрытая бороздами и извилинами. На их поверхности определённые участки отвечают за конкретные функции. На затылке, например, находятся зрительные поля, в височной области – слуховые, в теменной и большой части лобной доли – моторные поля, которые управляют нашими мышцами. В лобной и частично в теменной – ассоциативные центры, которыми мы, если можно так сказать, думаем, принимаем решения. Но вся эта рассудочная деятельность находится в постоянном противоречии с нашей древней системой, которую морфологи называют лимбической, а психологи – центрами подсознания. Эти центры непроизвольно организуют нашу жизнь так, что у нас есть сексуальные устремления, физиологические, пищевые, то есть те автоматические поведенческие акты, которые позволяли нашим предкам выживать и адаптироваться к среде. Идёт бесконечный конфликт между «надо, необходимо» и «не хочу, не буду» – тем, что мы называем разумом и внутренним чувством, внутренними желаниями. Так вот, морфологическая организация того и другого исследована очень плохо. Неизвестны функции, непонятно, как они выполняются. Например, как думает человек, когда решает математические задачи? Это же не зрение, не слух, не пища, не размножение… Генетическая изменчивость мозга колоссальна. Размеры одних и тех же полей – зрительных, например, или слуховых – различаются от человека к человеку в десятки раз. И вот представьте: у Вас, допустим, зрительные поля в десять раз меньше, чем у соседа, и, как Вы ни старайтесь, художником Вам не быть. Зато у Вас, возможно, развиты слуховые поля, и тогда Вы – прекрасный музыкант или композитор. Ожидать, что Вы наймёте сто человек воспитателей и после этого получите умницу, бессмысленно. Получите такого же точно козла, который запрограммирован родительскими генами. Воспитанием можно развить уже имеющееся, но нельзя создать. Сколько Вы Шумахера ни сажайте в «Запорожец», он «Мерседес» не обгонит. В роли Шумахера в данном случае выступает воспитатель, как Вы понимаете.

– Почему же тогда говорят, что при обучении, воспитании образуются новые связи между клетками и они более интенсивно начинают работать?

– Каждая нервная клетка примерно каждые сорок дней образует одну новую связь и разрывает одну старую. Воспитанием можно ненамного увеличить число связей. Но Вы учитесь на художника хоть всю жизнь, но ничего не добьётесь, если семнадцатое поле у Вас маленькое.

– Ну а если мне по жизни, допустим, не хочется реализовывать способности?

– А Вас Ваши большие поля заставят. Они доминируют в поведении, принуждая человека реализовывать свои потенции. Большие зрительные области – будешь художником, большие слуховые – музыкантом или композитором. Если развита древняя лимбическая система – ну и будет человек бегать со спущенными штанами по всей Москве и оплодотворять всё, что движется. Впрочем, исключительно выраженные способности встречаются редко. Тому же художнику ведь не только зрительные области важны, он ещё и рукой владеть должен. А если не будет большого моторного поля, никогда он ничего не нарисует. Поэтому гении – редкость. Гений – это комбинация большого числа необходимых полей.

Итак, что ждёт человечество? Физически крепкие, ведущие здоровый образ жизни граждане с маленьким мозгом. Потому что мозг будет прогрессивно уменьшаться, что с ним и происходит последние 120 тысяч лет. Чем выше уровень социализации гомо сапиенс, тем меньше нужен мозг. Зачем человек с выдающимися способностями массе посредственностей? Что с ним делать? Старый библейский принцип — побить камушками. Человек с выдающимися способностями нарушает социальную структуру бараньего стада. Поэтому люди наиболее интеллектуальные из любых социальных сообществ всегда вытеснялись. Если ты обладаешь способностями, приспосабливайся к стаду… Так что деградация, которая началась с момента уменьшения размера мозга, будет прогрессивно нарастать.

Торгашев А., Просто мозг (интервью с С.В. Савельевым), журнал «Большой город», 2003 г., N 31.

https://www.youtube.com/watch?v=YT8Yn26Y2K0


Белый Клык
Белый Клык
Сочи
023606

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Дымок
Дымок
Сочи
ты им так безоговорочно восхищаешься)
вот для расширения кругозора antropogenez.ru/review/686/ разбор его книги. Передергивания, ошибки, вранье и все такое

вот еще о савельеве stelazin.livejournal.com/99402.html
по желанию можно еще погуглить
Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

я опираюсь не только на него, а в целом на результаты исследований РАН. по поводу представленных статей — по порядку.

ошибка 1 — Зубы у более примитивных приматов (в частности, тупай и лемуров) покрыты острыми буграми и приспособлены для измельчения, кроме растительной пищи, еще и твердых покровов насекомых.У обезьян Старого Света из семейства мартышкообразных (Cercopithecidae) только два предкоренных зуба, а их хвосты никогда не бывают хватательными. Они питаются растениями, насекомыми и другими мелкими животными.https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Fwww.ido.rudn.ru%2Fpsychology%2Fanthropology%2Fch3_1.htmlболее подробно про зубную систему.

и так далее по тексту. прежде чем писать глупые комментарии — хотя бы открыли учебник антропологии для начала.

по поводу второй ссылки — это вообще даже не стоит комментировать. человек не обладает малейшими знаниями — тезисами, зато развел дискуссию на страницу. дискутировать нужно фактически — доводами, а не услышанными где-либо адаптивными понятиями.

прокомментирую только один пункт во второй ссылке — по поводу молекулярного строя серотонина и лсд :Серотонин — нейромедиатор, участвующий во множестве нейрофизиологических и психических процессов в центральной нервной системе. Одним из хорошо известных «аналогов» серотонина является галлюциногенный наркотик ЛСД. вот тебе мед издание почитать когда будет время. https://www.baby.ru/goto?url=http%3A%2F%2Fbiomolecula.ru%2Fcontent%2F1193

если критикуешь молекулярный уровень — приводи конкретику, а не просто «земля круглая и вертится, что за чушь».

любой факт из уст Савельева подтверждается научными изданиями, а «комментаторы» не выдерживают никакой критики, даже того же гугла, это просто апофеоз самонадеянности — глупости

Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

ничье заявление нельзя принимать как факт пока ты не ПОДТВЕРДИШЬ ФАКТИЧЕСКОЕ положение. если ты думаешь что я посмотрела видео и вау, поразилась уму Сергея Вячеславовича принимая его за идол правды — ты ошибаешься. но! все его доводы имеют свое отражение в научной степени, вся ИНФОРМАЦИЯ ИМЕЕТ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. чего нет у комментаторов с «расширенным кругозором» взявшимися обсуждать без начальных знаний, не доказавшими ни один факт повлиявший на их мнение как формирование оппозиционной точки зрения.

Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Тюшенька
11 лет
Ростов-на-Дону

Я бы даже поспорила с автором — слишком уж он утрирует очень во многом, а кое где, так вообще просто передергивает факты.

Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

подробнее. вообще-то это профессор биологии и морфогенеза, он говорит именно на основании ФАКТОВ.

Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Тюшенька
11 лет
Ростов-на-Дону
Каких фактов? Которые передергивает? Он красиво апеллирует к среднестатистическому уменьшению головного мозга. Да, всё так. Но он «случайно» забывает упомянуть об исследованиях, которые выявили бОльшую задействованность мозговых клеток, ответственных за мыслительные процессы. И сокращение идёт за счет уменьшения количества рудиментарных частей нашего мозга, то есть те части мозга, которые отвечали за махание хвостом, после его перехода в рудиментарный отросток сначала просто перестали работать, потом бездействовали, и уже только потом, спустя много-много поколений, исчезли из нашего мозга. И это только один частный пример, их на самом деле гораздо больше. У нас мозг постепенно переходит из количества в качество. Только и всего. И это признанный учеными факт. Только про него такие, как этот профессор, благополучно не вспоминают.
Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

кто проводил эти исследования? нейроны и клетки — это совершенно разные структурные виды — синапс и органический геном.

Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

когда будет время — посмотри лекцию. там доступно объясняет фактическое строение мозговых структур, эволюция и синтез синапсов.

Пожаловаться
наталья
наталья
Григорий
9 лет
Тверь
Неоднозначно все.и насчёт маленького мозга не согласна. Больше личностная инфантильность лежит. Не зрелость и неготовность. Отвечать за свои поступки, за действия.но информационные потоки очень сильны и пусть никто не думает долго и много о том как огонь зажечь, но думает о других вещах.компенсаторно



Пожаловаться
ЖенаМужа
ЖенаМужа
Москва

«Ожидать, что Вы наймёте сто человек воспитателей и после этого получите умницу, бессмысленно. Получите такого же точно козла, который запрограммирован родительскими генами.» Родительские гены на гениальность не влияют. Гении, обычно, рождаются у совершенно заурядных родителей. Соглашусь с тем, что гениями рождаются, а не становятся, но не стоит столь приуменьшать роль воспитания и развития ребенка. Потому как не все рождаются гениями и детей можно развивать. Различия интеллектуального уровня развития ребенка, с которым занимаются и который растет как «трава в огороде», заметны уже в детском саду. Ну а что вырастает из таких детей, я вижу из своих сверстников: ничего хорошего.

«Итак, что ждёт человечество? Физически крепкие, ведущие здоровый образ жизни граждане с маленьким мозгом.» С этим совершенно несогласна. Считаю, что наше поколение наиболее интеллектуально развито, чем поколение наших родителей. И наши дети будут умнее и смышленей нас. Поток информации с каждым годом увеличивается, несмотря на то, что, кажется, будто все вокруг упрощается и не требует задействования больших умственных способностей.

Как пример. Мой ребенок может позвонить бабушке по скайпу полностью сам, хотя с трудом еще управляет мышкой. И его этому не учила. А дедушке раз 10 объясняли как отправить почту и он все равно не смог.

Как итог к всему этому хочу сказать, что считаю очень важно заниматься с детьми. Пусть они и не станут Энштейнами. Просто не стоит предъявлять к ним завышенные требования и требовать невозможного.

Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

интернет — функция пользователя — не показывает интеллект. по поводу генов — есть интересное видео из кунцкамеры САвельева из РАМН, там зародыши абортированные с патологиями — например циклоп — младенец с одним глазом, без носа и рта, он подробно рассказывает про днк и мутации хромосом которые дают это. как формируется мозг у следующей особи в днк цикле.

Пожаловаться
ЖенаМужа
ЖенаМужа
Москва
Это не интеллект — это способность быстро анализировать и усваивать информацию. Что немаловажно для развития интеллекта.
Пожаловаться
Катерина Федотова
Катерина Федотова
Казань
Хорошая статья. Я вообще не понимаю, зачем специально растить гения? Я вот занимаясь с сыном хочу просто дать ему возможность попробовать все многообразие, доверяю ему, иду за ним, я хочу просто помощь распознать то, что заложенно природой, богом, талант есть в каждом человеке, я уверенна в этом! Просто нужно помощь ему, не давить, а дать возможность раскрыть его, ну а дальше развивать.

По поводу стадо — в точку прям, ну и пусть камешками кидают… я не хочу быть частью этого ( стадо)

Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Сочи
Как фишка ляжет, и не мы ее кидаем
Пожаловаться
ღღღЛена ღღღ
ღღღЛена ღღღ
Денис
14 лет
Константин
11 лет
Сочи
Ну, не знаю… Я не согласна. Гениев рано или поздно все равно признают. Чтоб мы без них делали вообще?!
Пожаловаться
Белый Клык
Белый Клык
Сочи

так гении есть, но это именно из-за зарожденного мозга, а не путем воспитания.

Пожаловаться
ღღღЛена ღღღ
ღღღЛена ღღღ
Денис
14 лет
Константин
11 лет
Сочи
Ну, это понятно



Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Пожаловаться
Людочка
Людочка
Тюмень

какой-то не радужный прогноз(

и статья неоднозначная...

Пожаловаться
МарьяИвановна
МарьяИвановна
Поддерживаю. Неоднозначная статья
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Пусан
Про камушки хорошо сказано
Пожаловаться
Яна
Яна
Юлия
7 лет
Новая Каховка

+++