В семье родился малыш. Для окружающих рождение ребенка уже радость… а для родителей и родственников радость приумножается гордостью. И вот, новоиспеченный родитель говорит «У меня сын!» или «У нас доченька!». Так хочется поделиться какой пол у ребенка с окружающими, ведь это так важно. Помочь им в этом может традиционный выбор цвета: голубой для мальчиков и розовый для девочек.
– Ой, какой чудесный мальчик! Богатырь! – говорят, видя ребенка в голубом.
– Какая красивая девочка! Принцесса! – скажут, увидев малышку в розовом.
– Кто у вас: девочка или мальчик? – недоумевают, заметив ребенка в зеленом или желтом.
И это скорее не стереотип, а традиции.
Почему все именно так?
Это пошло от российской императорской семьи. Со времен императора Павла I (указ от 1797года) все новорождённые члены императорской фамилии становились кавалерами высших степеней российских орденов: девочки – Св. великомученицы Екатерины, мальчики – Св. апостола Андрея Первозванного. К этим наградам полагались муаровые ленты: розовая с серебристыми окаймлениями и, соответственно, голубая.
Царской семье стали подражать и перевязывать мальчика синей ленточкой, а девочку – красной или розовой, постепенно вошло в традицию.
Мода эта медленно распространялась в Европе. К началу XX века о том, откуда все началось забыли, а всеобщее распространение в цивилизованных странах половая привязка синего и розового получила только в 1960-х гг.
Но так было не всегда… как не удивительно, в других странах все было наоборот.
В 1914 году американская газета советовала матерям: “Если вам нравиться одевать своих детей в одежду подходящего цвета, и если вы следуете традициям, то используйте «розовый» цвет для мальчиков и «синий» для девочек, согласно”. [Газета «The Sunday Sentinal», 29 марта, 1914 года]
Причина в том, что "розовый" – это более сильный цвет, который больше подходит мужской половине человечества, а более нежный и мягкий синий цвет соответствует женской натуре”. [Журнал «Ladies Home», июнь 1918 года]
Со взрослыми, с традициями, вроде, разобрались. А как же сами дети воспринимают цвета?
В первые шесть недель малыш видит только свет и мрак, поэтому мир для него черно-белый. И лишь после начинает различать цвета. Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только уж потом — фиолетовый, синий и голубой.
Поначалу практически всем детям нравятся яркие, сочные цвета, зачастую даже «кислотные» и неестественные. До десяти лет многие дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый. Но после десяти лет они начинают предпочитать синий. Это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки настроения.
Цветовые предпочтения детей сильно связаны с половой принадлежностью. Сколько бы исследований ни проводилось, ученые всегда приходят к выводу, что большинство маленьких девочек предпочитает розовый, лавандовый и фиолетовый. Маленькие мальчики любят черный и другие темные тона больше, чем девочки.
Является ли подобное пристрастие врожденным или приобретенным, культурно обусловленным? Взрослые бессознательно приучают мальчиков и девочек любить разные цвета, выбирая для них одежду и игрушки. Однозначного ответа на этот вопрос ученые дать не дают. Кто-то считает, что тяга к разным цветам является врожденной, а кто-то – приобретенной.
Не секрет, что цвета имеет психологическое влияние. Это касается не только интерьера детской комнаты, игрушек, одежды ребенка, но всего окружения.
Белый цвет – цвет чистоты, невинности, стерильности, характеризуется совершенством и завершенностью. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.
Синий цвет ассоциируется с глубиной и чистотой. Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий – цвет Царицы небесной Девы Марии. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии.
Оттенки синих тонов пробуждают воображение и вызывают интерес к «далёким мирам». Если вы хотите обратить или привлечь внимание ребёнка конкретно к чему-либо – используйте немного синего цвета.
Голубые цвета – свежесть, лёгкость и невесомость. Голубой цвет оказывает расслабляющее влияние на весь организм ребёнка, успокаивает, а так же может оказывает понижающий эффект на давление. Это цвет беспечности, эмоциональности и общения, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств.
Фиолетовый цвет – цвет беременных. Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Вызывает ощущение внутреннего покоя и гармонии. Символизирует духовное совершенство и чистоту, изобилие и просветление. В перстне кардинала – фиолетовый аметист – символ воздержанности.
Красный цвет оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие. Из всех цветов он самый теплый. Можно сказать, что красный – любимый цвет детства. Любимые детские игрушки красного цвета: красный мяч, красный самокат и т. д. Красный цвет дарит радость, активизирует и возбуждает, его не должно быть много.
Розовый цвет — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре¬красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити¬ческих и конфликтных ситуаций.
Оранжевый цвет – цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех.
Этот цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
Желтый цвет – распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности. Желтый цвет гармонизирует и вызывает у ребёнка радостные ощущения, при этом стимулирует его к послушанию и сосредоточенности. Также желтый цвет благоприятно влияет на возбуждённых, нервных и неспокойных детей. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы.
Зеленый цвет символизирует процветание и новые начинания. В нём заложена жизненная возможность, он не обладает действующей во вне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию – не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние. Зелёный цвет может повлиять на развитие и изменения характера у детей. Он оказывает положительное влияние на проявляемый интерес к познанию окружающего мира и учебе. Оттенки зеленого цвета могут внушать смелость и уверенность в себе. Однако не стоит увлекаться зелёным, если ребёнок – флегматик.