Как ребенку привить любовь к чтению книг

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15—20 лет назад?

Можно предположить, что это несколько причин,
в том числе — изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще.

Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети.
Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.

Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени.
Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико.

Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными погонями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои.
Дети делают это легко. Привыкнув к такой «плотности информации», наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от современной продукции диснеевской киностудии.
Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные приемы, о которых мы будем говорить ниже.

Сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж. Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают (зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка, то есть молодёжное общественное мнение постепенно отходит от «высоколобых» в сторону компанейских «своих парней и девчонок». Тем самым мы снова, уже в следующем поколении «догоняем Америку».

Вы хотите, чтобы ваш ребенок зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским?
Вот здесь придется потрудиться.
Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками.
Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его к народным сказкам, к описаниям Бианки, к Родари, Носову.
Не забудьте Льва Толстого и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет переходите к историческим повестям для детей («Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой» «Без семьи" и т. д.).
Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения.
Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интерес ном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола.
Ребенку захочется побыстрее узнать продолжение, и, скорее всего, он продолжит чтение самостоятельно. Дальше ваша задача — осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги.

Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме.
Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафов. Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. «Волшебник Изумрудного города»?
Вот тебе продолжение! И так далее.
Постепенно расширяйте палитру жанров.
Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки.

И помните: ребенку, который «научился читать» в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха.
Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.
Иногда, подрастая, такие дети перестают читать нравящиеся родителям книги и переходят к современной литературе.
В этом нет ничего страшного.
Вы сделали все, что могли, и к Пушкину, Шекспиру и Достоевскому ваши дети еще вернутся на следующих этапах возрастного развития.

ღINGIGERDAღ
ღINGIGERDAღ
Киров
01683

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анька-пулемётчица
Анька-пулемётчица
Младшенькая
13 лет
Москва
ох, как бы я хотела, чтобы моя дочь читала классику!!!