Как научить говорить малыша

Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.

Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.

Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.

СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.

Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек.

Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Давайте обсудим это.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?

Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!

Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.

Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

Условия игры

Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:

во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;

во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;

в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.

Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.

Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста).

О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?

Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.

Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

Песочек, камешки...

Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!

Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?

Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.

Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.

Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.

Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики.

Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Говорящие пальчики

Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.

На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.

Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямикомв ведерко.

Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.

Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.

Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.

Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

Ладони на столе — ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.

Пальчики здороваются — малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.

Человечек — ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.

Коза — малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.

Козлята — то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки — ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

Зайчик — малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).

Ладошка- кулачок- ребро — ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.

Деревья — малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).

Флажок — большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

Гнездо — соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

Корни растения — прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Пчела — указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи — скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук — пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Стол — правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.

Ворота — соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

Мост — поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Ромашка — соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

Ёжик — ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

Бочонок с водой — слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Игра «прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.

Игра «сорока» — при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.

Игра «пальчик-мальчик» — ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Игра «белка» — малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.

Игра «этот пальчик» — ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.

Игра «по грибы» — малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.

Игра «апельсин» — малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.

Игра «ну-ка, братцы, за работу» — ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.

Игра «алые цветы» — малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).

Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в «Мишку-косолапого».

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

Речевое сопровождение действий.

Этот прием очень важен для построения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными словами. Например, когда малыш (1,5 — 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда


Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
030790

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва

Игры хорошие, а вот «непонимание» не может быть универсальным советом и главным стимулом, ну никак. Хотя бы потому, что это ложь ребенку.

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
какая ложь если я действитльно не понимаю что он ГОВОРИТ?
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва
Если действительно — нет, конечно. Специально взяла слово в кавычки, т.е. имею в виду случаи, когда понимаешь, но он не говорит как положено, а говорит другое или показывает, ведь таких случаев очень много.
Пожаловаться
mama-nata
mama-nata
Андрюшка
8 лет
Сочи

пассивный запас 2-3 летнего малыша проверить сложно! Раз!

И даже делая вес перечисленное, не факт что ребенок заговорит к 2-2,5 годам… а то и 3м

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
проверить сложно, но думаю что есливыолняет то что ему говоришь то значит знает значения слов
Пожаловаться
mama-nata
mama-nata
Андрюшка
8 лет
Сочи
но все равно это оооооооооочень приблеженное значение. Ребенок может обобщать все. Сама знаешь. У меня вообще кроме как истеричное АААА до 2,7 ничего не говорила и не хотела. ты хоть тресни со всеми методиками, пальчиковыми играми — ей пофиг. Она даже не хотела смотреть на меня как я это говорю. Хотя знаешь что и занимаюсь с ней много… но вот так вот… Зато сейчас пошел шквал слов, пока на ее языке, но каждый день это хороший прогресс — успевай записывать за ней)
Пожаловаться
Марина
Марина
Москва
Какая полезная статья!



Пожаловаться
КSЮWА
КSЮWА
Мария
8 лет
Александр
6 месяцев
Ростов-на-Дону

я вас умоляю, тут большая часть мамаш к 2м годам не могут научить ребенка ходить на горшок, а вы за речь говорите)))))И кстати не все мальчики похже начинают разговаривать, и ваще развитие ребенка зависет на прямую от родителей, а не от него самого… Т.к. большинство родителей рассуждают — мол прийдет время сам научится, поймет и сделает, а как если ему никто ничего не показывает, обьяняет и уж тем более не показывают… Многие 2 раза показали, ребенок не понял и они считают что он тупой и не поймет

Пожаловаться
ЗЛОдейка
ЗЛОдейка
Саратов
++++
Пожаловаться
кочанчик
кочанчик
Новосибирск
Стесняюсь спросить, а как связаны горшок и речь?

И да, я та мамаша, что так рассуждает) моя теория проста: никто еще не оставался на начальном этапе развития. Все поползли, сели, пошли, заговорили и научились ходить на горшок. С давлением со стороны родителей или нет. Мой сын 2 недели назад впервые сел на горшок. До этого вообще его эта тема не интересовала. Он с ним не играл, не надевал на голову, не выкидывал, не истерил при его виде… короче я та, кто этот предмет купил и благополучно о нем забыл. Так вот, вот уже 2 недели он ходит туда по своим делам без единого промаха и напоминаний с моей стороны. Сам. И, опять же, я его не учила в прямом понимании этого слова. И я счастлива, что я сэкономила на порошке и вечных постирушках обоссанок, на коврах и мокрых диванах и конечно же я пожалела свои нервы.

А по поводу речи… опять же, я из тех, кто уверен, что молчаливым еще никто не оставался. Это не значит, что я со своим ребенком не занимаюсь. Просто по мне, это скорее комплекс идеального родителя, чем необходимость.

Пожаловаться
mama-nata
mama-nata
Андрюшка
8 лет
Сочи
я с дочкой очень много занимаюсь, и стараюсь именно на развитие речи. Но она упорно не повторяла и не делала того что я просила (пальчиковые игры). Сколько только я методик не испробовала, чтобы завлечь ее — нет! На горшок мы рано кстати начали ходить… А вот говорить хоть что-то начала у меян в 2,7… Но я точно знаю, что у нее пассивный словарь очень богатый (хотя его измерить сложно), возможно больше чем у сверстников… но пока он на уровне пассивного и детский лепет… Так что не факт, что если ребенок не говорит, с ним не занимаются
Пожаловаться
кочанчик
кочанчик
Новосибирск
Ксюша, меня нисколько не напрягают другие, более успешные дети. Лично мне и так хватает домашних дел и я в плане горшка действительно ленивая мамаша. Но нисколько об этом не жалею.

Мой и сел в 9 месяцев, и пошел в почти 1,5 (вот на этом этапе я действительно волосы на попе рвала и парилась). И только потом сделала умозаключение, что всему свое время. Это к школе надо паниковать, что ребенок не имеет математического склада ума (а так хотелось!) Или не дано ему много читать. А до 7 лет для меня лично нет поводов ддя беспокойств. Мой сын не рисует, например. Совсем. Никак. Даже прямые палки и кружочки это из разряда фантастики. Я и занималась с ним, и в развивашках обращала внимание педагогов на этот момент… а потом плюнула. Ну и что? Ну не художник у меня ребенок. Да и пофиг. Мир не первернулся.

Что же касается речи, то здесь как и с горшок — личный пример. Дети априори подражают. И я считаю, что лучше всяких развив пособий это читающая вслух мама. Имхо. на данный момент сын идет семимильными шагами в сторону болталогии. Да, среди сверстников он «отстающий» — больше на своем говорит. Но меня это реально не парит. Немым еще никто не оставался.

Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Вот кстати, по поводу читать книжки вслух — очень хорошая методика для развития речи ребёнка. Надо читать, читать и ещё раз читать, и побуждать ребенка на разговор. Например спрашивать у ребенка во время чтения, кто это нарисован. В общем, я тут недавно сделала вывод для себя, что пластилин и книги — самые лучшие помощники в развитии речи ребенка.)
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва
А нам скоро 3. И молчит партизан(((
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
мой ровесник вашему- ситуация аналогичная. вот только-только что-то понятное стало появляться
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва
У нас только- отдай, моё, отпусти, уйди, ага, неть. Вот и весь наш запас
Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
девочки, не верю. :) думаю, что вы либо какие-то слова не замечаете — не понимаете, либо он их когда-то говорил, а сейчас себе записал и не говорит их, и вы их соответственно не слышите. :)

попробуйте прислушаться. сами удивитесь. а если будете вспоминать что они говорили раньше, так еще больше удивитесь.

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
есть такое кстати — раньше говорил сейчас нет в лексиконе.
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва
Блин, я бы с удовольствием " разобрала " слова, еслибы было что разбирать. Меня этот Ленин на броневике, с рукой вперед и мычанием, и нифига не понятно что ему надо, дико бесит прям временами. Вот он руку в никуда вытягивает и я должна угадать, что нести. Теория — не понимать его, приводит к дикой истерике, нет даже попыток сказать сто он хочет
Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
====Ленин на броневике, с рукой вперед и мычанием,==== ляяяяяя… валяяяяяяюсь

да. есть такое. как идиотка тоодно то другое трогаешь. потом не выдерживаю беру на руки поднимаю говорю «бери сам… пи-пи-пи...» берет. ну я ему и талдычу «чего сложно было сказать „дай мне эту хрень?“

либо ухожу нафик, чтобы не заорать.

Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
да. потом начнет говорить. ;) просто ради интереса вспоминайте чего говорил ;)
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
ну у нас… болтун мой кароч. он всегда балаболил что-то на своем. и сейчас балаболит но уже с проблесками слов. и их прилично. то ли накопилось, то ли садик помог. то ли… не знаю. я попробую пост написать про это :)

зы. артикуляционную гимнастику делаете?

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

У нас примерно так же)))

Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург

===При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов===

Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
не, допускаю что пассивный запас таков и есть. но моему 2,8 и только сейчас что-то понятно в речи стало
Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
«конец второго года жизни» это как понимаю «коло двух лет». то есть первый год — 0-12 месяцев, 2-1 год 12-24 месяца. так вот. какой словарный запас там в 300 слов может быть?
Пожаловаться
Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
9 лет
Новосибирск
пассивный — то есть не тот который произносит, а который понимает.
Пожаловаться
Da10
Da10
Санкт-Петербург
ну понимает это может быть. но в статье-то про пассивный ни слова ;)