правша или левша?

Для начала вам нужно знать две вещи. Во-первых, очень важно установить, правша или левша ребенок, причем, в первую очередь, для него самого. Во-вторых, до 5 лет вы не сможете определить на 100%, какая рука у него ведущая.

Вы могли читать о том, что определяет ведущее полушарие головного мозга и как это может повлиять на будущее ребенка. Какие способности у него будут развиты в большей степени, а какие – чуть в меньшей. Какие стремления станут «призванием», а какие – «из-под палки». Все это имеет смысл предусмотреть, но мало кто знает, что если ребенок (или взрослый) пишет правой рукой, то это вовсе не означает, что у него ведущее полушарие левое. Или наоборот.

Мы, как существа биологические, имеем те или иные врожденные признаки. Но мы еще и социальные существа, и в течение жизни можем развивать особенности, например, праворукость при ведущем правом полушарии, или леворукость при ведущем левом. Есть много примеров «переученных левшей».

На самом деле это вовсе не значит, что ведущее полушарие тоже меняется. Оно дается нам с рождения (если посмотреть на снимки полушарий головного мозга, ведущее будет всегда немного больше). Допустим, малыш ест левой рукой. Значит ли это, что его ведущее полушарие правое? Или же ребенок держит совочек в правой руке. Ведущим полушарием у такого малыша будет левое?

Скорей всего, не все из предполагаемых двуполушарных детишек таковыми являются. Cуществуют дети, у которых оба полушария в равной степени отвечают за те или иные действия. Например, они могут есть как левой, так и правой рукой, или карандаш держат то в левой, то в правой руке. Такое явление называют амбидекстрией. Кстати сказать, природой такой процесс не предусмотрен, а значит, нагрузка на соответствующие органы будет распределяться с большей интенсивностью. Такой малыш будет быстро утомляться с нарастанием объема потребляемой информации.

Как же узнать, какое все же у ребенка развито полушарие? К счастью, у 4-4,5 летнего ребенка уже развита двигательная активность и органы чувств, исследуя которые, можно установить истину. Попробуем понаблюдать за слуховой, зрительной и двигательной функциями, чтобы выявить у ребенка ведущее полушарие. Именно они являются главными в восприятии мира малыша. А любая активность ребенка начинается именно с восприятия.

Стоит поиграть в эти нехитрые игры, чтобы исследовать ведущую руку, ногу, ушко и глазик.

Исследуем ручки и ножки

  1. Попросите малыша сцепить ладошки в «замок» так, чтобы большой палец одной руки накладывался на палец другой. Тот палец, который оказался сверху, будет говорить о том, что эта рука ведущая. Но сразу вывод делать не стоит, так как это движение может быть ошибочным. Для точности нужно попросить ребенка разжать ладошки и поменять большие пальцы местами. Затем спросить: тебе так удобно? Вне зависимости от ответа (хотя он тоже имеет значение), попросите проделать то же самое в третий раз, только со словами: сделай так, как тебе удобно. Тогда, скорей всего, и будет определена ведущая рука.
  2. Попросите малыша обнять плюшевого мишку. Затем попросите его погладить (ведущая рука гладит).
  3. Попросить показать, как «сорока кашу варила» (ведущая рука рисует круги).
  4. Предложите ребенку скрестить руки на груди («поза Наполеона»). Ведущая рука окажется сверху, потому что она должна быть свободной для внезапных оборонительных действий, если говорить о биологическом значении природных явлений.
  5. Попросите малыша переложить карандаши с одного листа, сложенного гармошкой, на другой, также сложенный гармошкой, причем нужно попадать в пазы. Сначала одной рукой, затем – другой. Такое нестандартное занятие заставит работать ведущую руку.
  6. Предложите малышу сделать несколько шагов назад. Первая шагающая нога будет указывать на ведущую двигательную систему.
  7. Предложите ребенку поиграть с мячом. Пусть он возьмет мяч и кинет его в цель (например, в обруч). Некоторые берут мяч одной рукой, а кидают – другой, но попадают в цель именно ведущей рукой.

Исследуем глазки

  1. Попросите малыша заглянуть в щель двери, замочную скважину или калейдоскоп (его нужно держать двумя руками для точности эксперимента). Ведущий зрительный анализатор будет активно участвовать в процессе.
  2. Попросите малыша зажмурить один глаз. Зажмуривается не ведущий. Это, скорее всего, также связано с тем, что малыш боится потерять контроль над ситуацией и ведущий глаз должен оставаться «начеку».
  3. Обратите внимание на наклон головы при записи имени, рисовании. Глаз, противоположный стороне наклона, оценивается как ведущий.

Исследуем ушки

  1. Дать ему телефон и разыграйте разговор по телефону. Ухо, к которому будет приложена трубка, и будет ведущим.
  2. Разыграйте ситуацию: кто-то пришел, нужно прислушаться. То ухо, которое ребенок повернет к источнику звука, будет ведущим.
  3. Еще один способ узнать ведущее ухо – дать послушать, как тикают наручные часы. К какому ушку он их приложит, то и будет ведущим.

Чем больше фактов, указывающих на правые ведущие системы, тем выше вероятность, что ведущее полушарие у такого ребенка левое. И наоборот. Удостоверившись в этом, можно определять подходящие спортивные секции, кружки, школу.

Как развиваются полушария

Сами по себе полушария не развиваются. Развиваются связи, которые обеспечивают работу всех структур мозга. Поэтому вы сможете развить до профессионализма сильные стороны или подкорректировать слабые. Например, занятия на музыкальном инструменте, где задействованы две руки, мощно развивают связи между двумя полушариями. Вообще вся двуручная работа очень важна при развитии межполушарных связей. Про двигательные занятия и так все ясно.

Оставьте планшеты, телефоны, смартфоны, телевизор и прочую ненужную технику до тех пор, пока ребенку не исполнится хотя бы 5 лет. Кроме бесполезного потока информации в раннем возрасте они ничего не дают. Дайте возможность малышу познать полную гамму чувств и образов мира руками, глазами, ушами, телом, кожей, пальцами, локтями, коленками, попой и даже животиком. Только тогда его мозг будет наполняться нужной для него и естественной информацией.

Нет времени на игры? Вот что еще может делать ваш малыш

  1. Помогаем маме на кухне – вытираем тарелки, раскладываем по ячейкам ложки, вилки, моем под водой фрукты, овощи. Достаем и перебираем контейнеры, кастрюли, ковшики т.д. вкладываем их друг в друга и выкладываем. Попросите потом помочь сложить все на место.
  2. Помогаем маме в ванной – выкладываем выстиранное белье в таз, затем подаем маме, когда она его вешает, относим пустой тазик на место. Переставляем флаконы с жидким мылом. Можно заодно и ручки помыть.
  3. Помогаем маме в комнате – можно возить пылесос, нажимать на кнопку. Можно выделить малышу тряпочку для пыли, пусть ходит и вытирает все подряд. Можно показать, куда какую вещь убрать. Разрешайте открывать и закрывать ящики комода. Поверьте, малыш вскоре не будет разбрасывать оттуда вещи – он поймет, что их туда нужно складывать.

Ярослава
Ярослава
Мариям
11 лет
Караганда
37626

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оля
Оля
Константин
14 лет
Караганда

Мне почему-то вообще без разницы — левша или правша. Как ему удобнее, пусть так и пишет. Некоторые родители на самом деле интересуются, задумываются — кем же будет их ребенок? А смысл?

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Арина
8 лет
Караганда

спасибо за эту статью. У нас все правши в семье, а сына держит ложку левой рукой, переживаю как буду учить писать и т.д. Но, видимо, еще рано переживать

Пожаловаться
Ярослава
Ярослава
Мариям
11 лет
Караганда
а вот я со старшим уже начинаю мучаться, пишем прописи специальные, леворукие, но мне то неудобно, хотя Я стараюсь! а в школе как? вот посадят правшу и левшу рядом и будут они толкаться!
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Караганда

ну в школе их рассадят, что бы удобно было, это не страшно я левша, когда писала все тут же размазывала рукой, в тетрадь было страшно смотреть и меня мама переучила, так я теперь универсал!!! в универе, когда нужно было много и быстро писать, все завидовали, я правой рукой пишу, устала, в левую ручку переложила и наоборот!!!

потом все у меня лекции переписывали :-)))

а вообще говорят переучивать нельзя...

Пожаловаться
Марина
Марина
Илья
17 лет
Владислав
11 лет
Москва

вот тетст сложить руки и какой палец наверху вообще не правильный так же как наполеон ))) все наоборот ))




Пожаловаться
Юлия
Юлия
Арсений
14 лет
Константин
11 лет
Самара
Старший все делал левой рукой до 6 лет. И невролог и логопед сказали не переучивать что эта рука у него ведущая. Я так и сделала. Но ближе к 7 годам, когда мы стали активно готовиться к школе я и не сразу заметила, что сын стал писать и все делать правой рукой
Пожаловаться
Ярослава Леонидовна
Ярослава Леонидовна
Хабаровск

у нас вообще в семье все правши