УРОК 10. Композиция в фотографии. Как сделать кадр выразительным.
Итак, начнем с того, что у любой фотографии должен быть смысловой центр, то есть тот объект, ради которого фотография сделана. У зрителя не должно возникать вопроса, на что смотреть в первую очередь. Многие фотографы любители, считают, что достаточно поместить модель в центр кадра и работа выполнена. Однако это не так :))
Самое простое и действующее правило композиции, называется Правило третей. Я его уже упоминала в одном из уроков. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части.
Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно. Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (например дерево на фото выше).
Есть так же правило золотого сечения. Оно аналогично правилу третей, только расположение линий сетки немного отличается: они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от края изображения:
Правило диагонали.Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.
Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.
Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.
Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.
Симметрия. Мы окружены симметричными объектами, как природными, так и созданными человеком. Они могут сделать очень привлекательную композицию.
Фон. Сколько раз вы наблюдали как основной элемент сливается с фоном? Человеческий глаз отлично понимает объем и расположение объектов в сцене, а камера имеет тенденцию выравнивать и «сливать» передний и задний планы, зачастую это может испортить фотографию. К счастью, эта проблема, легко решаема — просто постарайтесь осмотреться и по возможности подобрать простой и ненавязчивый фон, составив композицию так, что бы фон не отвлекал от основного элемента.
Так же не забываем следить за тем, чтобы на заднем плане не было никаких лишних деталей, мусорных баков и деревьев торчащих из головы.
Тональная перспектива. Ощущение объема можно усилить с помощью цвета. Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилится.
Пространство для движения. Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.
То же самое относится и к взгляду человека. Куда смотрит модель, там оставляем побольше свободного места.
Правило нечетности. Простыми словами, “правило нечетного” состоит в том, чтобы иметь нечетное число объектов в Ваших фотографиях. Как пример, фотография только одного объекта или группы из трех человек. Эта методика делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу.
Эта фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении.
Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной.
Горизонт должен быть горизонтальным! если это не предусмотрено какой-то особой задумкой.
Руки и ноги не обрезаем по суставу, либо выше либо ниже, но не по сгибу! ( про это отдельно еще сделаю урок).
В этом уроке я показала наиболее распространенные композиционные приемы. На самом деле их гораздо больше. Вы можете использовать в своей фотографии как один, так и несколько вариантов одновременно.
Домашнее задание.
Сегодня будет большое и сложное :))
1. Найти в интернете примеры фотографий на каждый из композиционных приемов описанных выше.
2. Попробовать сделать фотографии на каждый из примеров. Да, за один день не сделать, но с этим заданием я не тороплю, постарайтесь найти возможность и поэкспериментировать.
3. Прочитать все первые 4 урока, про настройки фотоаппарата. Еще раз вспоминаем диафрагму, выдержку и ИСО. После месяца активной практики, думаю вы найдете там что-то новенькое для себя, на что не обратили внимания при первом прочтении.
4. Сделать одну очень классную фотографию и скинуть мне в личные сообщения. Вместе подумаем, какую обработку для нее подобрать и выставим на конкурс. Да, мы устроим конкурс на лучшее фото, только я одна буду знать, кто автор каждой работы :)) Детей и людей не ставим, потому что наших малявок очень сложно объективно оценивать, они все клевые :)) Выбирать будем как и в прошлый раз голосованием.
На выполнение всех заданий неделя, на конкурсную работу дам две недельки, чтобы уж у всех была возможность пофантазировать. От меня лично приз будет тому, кто сможет в своей фотографии использовать максимальное количество правил и при этом не переборщить!!!
Девочки, подскажите, где можно скачать фотошоп бесплатно и без всяких там номеров и т.д.?
для работы не принципиально какого года, лишь бы не совсем старый, типа 2000 года :))
Правило третей
выдержка 1/200
f 4,0
исо 100

правило диагоналивыдержка 1/500
f 5,0
исо 100

Перспективавыдержка 1/200
f 3,5
исо 100

Ритм и симметриявыдержка 1/200
f 3,5
исо 100

Правило нечетностивыдержка 1/30
f 4,5
исо 200
Сейчас еще фотку одну покажу, это я сегодня сфоткала
из окошка фотографировала?
Вот и я выставляю свое домашнее задание) Зима в этом году у нас бесснежная, немного снега нашла только в Красноярском крае. В будни не могу фотографировать. после работы уже темно, поэтому где была в эти выходные, там и фотографировала)
Правило третей

Диагональ
Перспектива
Ритм
Немного темноватая вторая в ритмеСимметрия

И еще немного фантазии в симметрии. Муж был «подопытным кроликом»)))
Фон
Тональная перспектива
Тональная перспектива + диагональ. Обе фотографии ниже
Пространство для взгляда.
Пространство для движения ( из старых)
Правило нечетности
А еще в эти выходные я получила первый опыт фотографирования ребенка — был первый день рождения племянника мужа. Как же это тяжело))) Мальчишка скупой на улыбку, пытались улыбнуть всем миром))) ну немного выложу фотографий. Строго не судите)Но на недочеты укажите, чтобы умнее быть в следующий раз. Пришлось фотографировать со вспышкой обычной. Уж очень освещение оставляло желать лучшего. Исо на полную не справлялся даже. Как-то такДа отражатель дома остался. А папу и мне хотелось убрать, но малыш пока неуверенно сам стоит и родители не дали рисковать им. Трясутся над ним)
Вот и я наконец добралась)))Итак)
Правило третей:
1/80 f3,2 1250iso

Диагональ:1/320 f3,2 640iso

Перспектива:1/80 f3,2 4000iso

Ритм1/125 f3,2 1250iso

Симметрия1/80 f2,8 4000iso

Фон1/400 f3,2 640iso

Движение1/1160 f3,2 640iso

Нечетность1/1250 f3,2 640iso
Уффф))Коротейшей выдержкой на некоторых фото пыталась ловить снег-был снегопад и хотелось снежинок))а в общем надеюсь все правильно поняла и сделала))Вообще за задание отдельное спасибо Юль!)))И как всегда рада конструктивной критике!)))
Юлечка, я все никак не сделаю задание( простите меня))))
Эту неделю сижу дома, самочувствие плохое( животик побаливает, тренировочные схватки что ли.Еще и у дочки ДР в воскресенье. Решили даже не отмечать шумно, только крестные и бабушки с дедушками.
Думаю на след. неделе выполню точно.)))))
Правило третей

Правило диагонали
ПерспективаРитм

Симметрия
Фон
Ну вот, вроде все, жду критики. С движениями и тональной перспективой так и не смогла ничего путевого сфотографировать(Ого, умничка! Классные фото и идеи, надеюсь с ручными настройками все фотографировала? :)) Про движение, последняя фотография подходит, у голубей взгляд налево и там как раз есть им местечко для движения
Правило третей.
f3.5 1/125 iso 100
f5.6 1/160 iso 200
Правило диагонали.
f3.5 1/160 iso 100
Ритм
f 4 1/160 iso 100

такой вариант f5.6 1/160 iso400
Симметрия.f 5 1/160 iso 400
f 4 1/160 iso 400
Перспектива.
Найти пустую аллею не удалось
f4.5 1/160 iso 400
C тональной перспективой не нашла, что сфотографировать( если найду, то добавлю
Фон+правило нечетности
f 4.5 1/160 iso 800
C движением в кадре все понятно, но сфотографировать было не кого… В инете нашла вот такого плана еще пример
т.е. направление «взора» скамейки...
f 4 1/160 iso 200
Вроде бы ничего не забыла
Спасибо
особенной красоты у меня нет( но что смогла...
Юля, надеюсь, правила я правильно поняла? :)) пока вот это. нашла свои первые первые фотографии :) хочется пофоткать в центре, но не успею в ближайшие дни. а задание выполнить хочу.
Правило диагоналей
Перспектива + ритм (если я правильно усвоила)
Пока так. вот свежее фото, по тому же правилу
Правило нечетности (мандарины недавние:)))
Правило третей и фона понимаю. фото есть с ребенком только, но в темке не хочу выкладывать. постараюсь найти что-то стоящее и сфотографировать.
Если в милицейских сводках передадут, что ищут девушку, которая бегает с фотоаппаратом по городу и все снимает, то не сдавайте меня

Молодец, я тобой горжусь! А телек я не смотрю, так что вряд ли узнаю сводки :))

А вот еще моя вариация на тему правила третей, диагоналей и фона :))Эдакая Аленушка получилась
Вот, моя сегодняшняя съемочка :)) обработка минимальная, уж поверьте :))
супер
а фото для конкурса в помещении д.б.? или и на улице можно?!
Твоя красавица просто великолепна!!!!
Ты уже Юлькины фото видела?!