3 месяца 1 неделя
1. Любимая песенка
Ваш малыш только начинает понимать, что некоторые слова по звучанию похожи на то, что они обозначают. Мы предлагаем вам веселую музыкальную игру, которая обязательно понравится вашему малышу.
Развитие навыков:речь и понимание причины и следствия
Что вам понадобится:специальных приспособлений не потребуется.
Спойте любимую детскую песенку. Например, такую:
«Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки погреть».
Сначала напевайте тихо и медленно:
«Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть».
Затем звонким голосом пропойте:
«Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!»
И сами хлопайте в ладоши при этих словах. Повторите песенку сначала, на этот раз, прихлопывая ладонью по полу, стулу или кровати. Если хотите, возьмите куклу или плюшевого мишку и сделайте вид, будто они тоже хлопают в ладоши. Вы можете развлечь малыша этой музыкальной игрой во время смены подгузника, а также в том случае, если вы не хотите, чтобы ребенок задремал. (Например, перед приемом у врача в поликлинике).
2. Бабочка
В три месяца малыш начинает проявлять интерес к животным и насекомым. Поэтому если вы предложите ему поиграть в бабочку, малыш с радостью согласится.
Развитие навыков:речь, моторика
Что вам понадобится:специальных приспособлений не потребуется.
Сядьте на пол, скрестив ноги, и расположите ребенка у себя на коленях спиной к вам. Наклонитесь вперед над малышом, вытянув руки, так, чтобы вы нависали над ним подобно крыше. Вы будете коконом. Помогите малышу тоже немного наклониться вперед и скажите нежно: «Маленькая гусеница, пора просыпаться!» Медленно поднимайте руки над головой и приговаривайте: «Ты выходишь из кокона и становишься бабочкой!» Затем выпрямитесь и поднимите ручки малыша. Разведите руки в стороны и, как будто взмахивая крыльями, приговаривайте: «Бабочка, расправь свои крылышки!» Если вы будете часто играть с малышом в эту игру, он скоро научится «взмахивать крыльями, как бабочка».
Вариант игры: когда малыш начнет ходить, он может заползатьк вам на колени, как гусеница. А затем вставать и «улетать» с ваших колен, как бабочка, продолжая «махать крылышками», кружась по комнате.
3 месяца 3 недели
1. Разные барабаны
Ваш ребенок достиг, наконец, того возраста, когда он может от души постучать по всем окружающим его предметам – это такое счастье (по крайней мере, для него)! Видя, что одним движением своего кулачка он может нанести чувствительный удар, ребенок убеждается в том, что действие приносит свой результат. Вы можете превратить это занятие в игру, которая не только доставит ребенку удовольствие, но и кое-чему его научит. Поставьте перед ним задачу – извлекать высокие и низкие звуки.
Развитие навыков:слух, чувство ритма, понимание причины и следствия
Что вам понадобится:пустые стаканчики от мороженного или другие контейнеры с крышками из картона или пластика; пленка для пищевых продуктов.
Сделайте из них несколько барабанов, издающих звуки разной тональности, чтобы ребенок мог почувствовать разницу между глухими и звонкими звуками. Чтобы превратить банку или любой другой контейнер круглой формы в барабан, достаточно его обмотать по вертикали в несколько слоев скотчем или плотной бумагой. Можно поступить еще проще, используя контейнеры с готовыми крышками, по которым можно барабанить, например, пластиковые коробки для пищевых продуктов, жестяные банки из-под конфет или из-под сухих продуктов, например, риса, горчичного порошка или какао. Свяжите или склейте несколько барабанов вместе упаковочной лентой или скотчем, так, чтобы получилась ударная установка. Поставьте барабаны так, чтобы малышу было удобно стучать по ним пальцами и ладонями. Покажите ему, как это следует делать.
Вариант игры: если ваш ребенок уже умеет держать предметы руками, попробуйте использовать еще и самодельные барабанные палочки. Лучше всего для этого подойдут палочки для еды, но и обычные карандаши – тоже неплохой вариант. Возьмите кусок ваты или бумажной салфетки, оберните им концы палочек и прикрепите клейкой лентой. Покажите вашему ребенку, как ими пользоваться, ударяя по крышке и по бокам барабана. Довольно скоро у вас дома появится своя собственная ритм-секция.
2. Дрыганье ногами
По мере того, как подвижность вашего ребенка возрастает, дрыганье ногами становится одним из его любимых способов размять конечности. А если делать это в воде, малыш не только сможет чувствовать, как разлетаются брызги, но и получит еще один урок на понимание причины и следствия.
Развитие навыков:крупная моторика, понимание причины и следствия
Что вам понадобится:ванна.
Заполните ванну или небольшую детскую ванночку водой на 10-15 см, не больше. Положите ребенка на спину в воду, подложив руку под его голову, чтобы вода не попадала ему в уши и, так, чтобы его лицо не оказалось в воде. Дети, как правило, обожают барахтаться в воде, и тут же начинают радостно дрыгать ногами. Чем сильнее они бьют по воде ногами, тем выше летят брызги. Ребенок увидит, что брызги летят именно оттого, что он работает ногами, и как только он это поймет – держитесь!
3 месяца 3 недели
1. Американские горки
Теперь, когда у вашего ребенка уже достаточно сил, чтобы уверенно держать голову, он начинает учиться управлять своим телом, чтобы в последствии научиться переворачиваться, садиться, и, наконец – вставать. Эта игра помогает развивать общую координацию движений, и может быть использована в качестве ежедневного упражнения для расслабления перед сном.
Развитие навыков:крупная моторика
Что вам понадобится:пляжный надувной мяч, фитбол или валик.
Если вы используете пляжный мяч, его нужно надувать не до конца, так, чтобы он мог катиться, но при этом оставался достаточно мягким. Осторожно взяв ребенка руками чуть выше пояса, положите его животом на мяч или подушку и покатайте его взад-вперед и из стороны в сторону. Примечание: валик дает возможность мягко и спокойно перекатывать ребенка взад-вперед, но не позволяет катать его из стороны в сторону.
2. Смотри, кто пришел!
Детям, только начинающим постигать причинно-следственные связи, очень нравится, когда перед их лицом неожиданно возникает какой-нибудь предмет. Наибольшую радость вызовет, конечно же, ваше лицо, но малышу будет еще интереснее, если вы, играя, состроите несколько смешных рожиц.
Развитие навыков:понимание причинно-следственной связи и понимание того, что даже если объект не находится в поле зрения, он все равно продолжает существовать.
Что вам понадобится: что-нибудь, за чем можно спрятаться.
Посадите малыша в детский шезлонг или автомобильное кресло. Сядьте так, чтобы ребенок вас не видел, а потом неожиданно выпрыгните перед ним, широко улыбаясь или делая круглые глаза, как бы от удивления, и посмотрите, засмеялся ли ваш ребенок. Повторите это несколько раз с разными смешными (но не страшными) выражениями лица. Появляйтесь каждый раз с другой стороны – из-за спины ребенка, справа или слева от него. Можно это повторять до тех пор, пока ваши лицевые мышцы не устанут. Вы можете также играть в эту игру, неожиданно высовываясь из-за двери или из-за любого угла.
3 месяца 4 недели
1. Говорим по телефону
Когда у ребенка начинают развиваться речевые навыки, это сразу становится заметно: он постоянно пытается общаться с вами, используя звуки, количество которых быстро увеличивается. С помощью этой игры вы можете способствовать развитию его речи.
Развитие навыков:речь
Что вам понадобится:два игрушечных телефона. Можно использовать и настоящие телефоны, предварительно их выключив или отсоединив от сети.
Один телефон дайте ребенку и придерживайте трубку рядом с его ухом. Начните говорить в другую трубку, произнося слова медленно и с выражением. Делайте длинные паузы между «вопросами» и «ответами», и вы вскоре заметите, что ребенок начинает вам отвечать, лепеча что-то на своем языке. Это прекрасный способ помочь ребенку освоить искусство диалога, и вскоре – гораздо раньше, чем вы думаете – он начнет высказывать вам собственное «мнение» на своем языке.
2. Театр теней
В этом возрасте в каждом ребенке пробуждается зритель. Он начинает с возрастающим интересом следить за движущимися предметами и изображениями. Вы можете заметить, что малыш стал посматривать на экран телевизора, который раньше игнорировал. Помогите ему стать активным зрителем, использовав для этого «театр теней».
Развитие навыков:зрение
Что вам понадобится:источник света.
Театр теней существует в культурах разных стран мира. На детей производит впечатление неожиданность и таинственность, окружающая появление и исчезновение танцующих теней. Сядьте на пол, держа ребенка на коленях или усадив его рядом с собой. Направьте на стену свет фонаря или лампы, и протяните руку так, чтобы на стене была видна тень от вашей ладони, как на экране. Начните с простых движений – помашите рукой или, держа ладонь перед источником света, меняйте число выставленных пальцев. Затем попробуйте с помощью рук изобразить животных, например, утку или собаку. Помогите вашему ребенку махать ручками так, чтобы он мог видеть тени от них, и покажите ему, насколько тень от его руки меньше, чем от вашей. Наконец, взяв его за руки, помогите ему сделать несколько разных теней. А напоследок пусть тень ему помашет и скажет «спокойной ночи».