1.МОНОТИПИЯ
Суть: отпечаток краски на бумаге с гладкой поверхности.
Что нужно: кусок стекла или плитки, бумага, акварель, мягкие кисточки, вода.
Процесс: смачиваем стекло, наносим на него пятна краски, сверху накладываем лист, аккуратно переворачиваем и снимаем стекло.
Что получается: очень живописные разводы, которые дают простор для воображения: «Смотри, мама, это тучи! А тут – лес… А вот волны!»
Конечно, сам бог велел потом увиденное среди пятен дополнить деталями.
С помощью этой техники можно сделать фон, а изображение на нем нарисовать графическое, тонкой гелевой ручкой – когда просохнет.
Можно создавать целенаправленные отпечатки, в том числе симметричные: краска наносится на одну половинку листа, потом складываем его – и получаем вторую половину картинки!
Можно «печатать» краской с разных форм – например, с листиков или вырезанных из картона шаблончиков. Тогда лучше брать более густые краски – гуашь или акрил.
Или предварительно накладывать на лист вырезанные простые трафареты – тогда фон получится красочным, а изображения белыми.
2. КЛЯКСОГРАФИЯ
Суть: из красочной кляксы можно «раздуть» оригинальные фигуры.
Что нужно: плотная бумага, толстая кисть, гуашь, трубочки для напитков.
Что получается: капаем на лист краской, потом через соломинку дуем на нее, делая линии. После чего, в зависимости от увиденного, дополняем изображение рисунком или аппликацией.
В этой технике особенно здорово рисовать деревья – ветки получаются очень натурально изогнутые.
3. ВЕСЁЛЫЕ ТОЧКИ
Суть: для художников-профи это – отдельный стиль, называется «пуантилизм».
Что нужно: бумага, гуашь, палитра, ватные палочки.
Что получается: на палитру наносим краску разных цветов, макаем палочки – и плотненько покрываем пространство цветными точками. Для удобства предварительно сделаем легкий карандашный набросок.
Рисовать точками можно и с помощью кисточек, но их, в отличие от палочек, нужно будет не лениться мыть. Еще прикольные точки получаются контурами для ткани, но ими следует работать осторожно, чтобы не выдавливать слишком много и не делать лужиц.
4. НАБРЫЗГ
Суть: что дети любят – так это брызгаться. А делать это краской куда веселее, да еще и со смыслом!
Что нужно: бумага, жидкая краска, трафареты (вырезанные из картона силуэты), старые зубные щетки.
Что получается: накладываем на листик наши трафаретки – и с помощью щетки «распыляем» краску по поверхности, потом снимаем картонки и видим картинки. Можно накладывать несколько слоев – как контурных изображений, так и красок.
5.ЦАРАПКИ
Суть: эта техника носит элегантное французское имя «граттаж».
Что нужно: восковые карандаши, гуашь, бумага, жидкое мыло, свечка и тонкая палочка (например, спица или использованный стерженек).
Что получается: раскрашиваем лист карандашами, потом натираем свечкой, а сверху покрываем слоем темной гуаши, смешанной с мылом (чтобы ложилась ровненько). Когда краска немного просохнет, процарапываем на ней рисунок. Получается очень необычно и таинственно, особенно ночные и космические сюжеты.
6. СВЕЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВА
Суть: рисунок волшебным образом проступает – белыми линиями по цветному фону.
Что нужно: бумага, свечка, акварельные краски и широкая кисточка.
Что получается: рисуем по бумаге контуры каких-нибудь предметов или существ свечкой, как фломастером. Потом покрываем лист акварелью. Поскольку краска стекает с парафина или воска, нарисованные ими контуры остаются белыми или в точечку.
7. МОЗАИКА ИЗ БУМАГИ
Суть: древние художники так украшали храмы и дворцы, а мы и у себя дома так можем.
Что нужно: лист плотной бумаги, клеевой карандаш, цветная бумага, ножницы.
Что получается: цветную бумагу режем на полосочки, а потом на мелкие квадратики. Контур рисунка делаем простым карандашом, аккуратно покрываем лист клеем и лепим на него мозаику. Красиво получается, когда слегка проступающий фон – темный.
8. И РИСУНОК, И АППЛИКАЦИЯ
Суть: отличная идея для совместного семейного проекта: мама ровно рисует, ребенок с удовольствием раскрашивает и клеит.
Что нужно: лист-основа, бумага для деталей, краски или фломастеры, копирка (ее можно сделать самим, густо закрасив бумагу мягким карандашом или углем), ножницы и клей.
Что получается: старший художник рисует на основе общий рисунок «в условном стиле», а на другой лист переводим его отдельные детали – несложные и геометрические, вроде кругов и полукругов. Ребенок раскрашивает детали нужными цветами, вырезает и клеит на шаблон, собирая картинку-паззл.
9. ПУШИСТАЯ АППЛИКАЦИЯ
Суть: картинка получается объемной и мягкой.
Что нужно: плотная бумага, клей ПВА, остатки цветной пряжи.
Что получается: нитки режем ножницами на мелкие кусочки. По карандашному контуру намазываем места для одного цвета клеем, аккуратно насыпаем туда нитяные обрезки равномерным слоем и слегка придавливаем пальчиком.
10. ФРИЗЛАЙТ, РИСУНОК СВЕТОМ
Суть: на темном фоне горят волшебные «светящиеся» рисунки.
Что нужно: фотоаппарат с функцией настройки выдержки и фонарик.
Что получается: в темной комнате вы ставите на устойчивую поверхность фотоаппарат с установленной на нем длинной выдержкой (10-15 секунд). Ребенок зажигает фонарик, вы наводите на него резкость и нажимаете спуск. Светохудожник «рисует» фонариком линии в воздухе, пока фотоаппарат не сделает «щелк». Потом рассматриваете: на что похоже? Можно рисовать абстракции или попытаться проводить контуры несложных предметов.
Интересно очень! По возрасту нам не всё подойдёт, будет делать по своему, «сяма». Но идеи очень интересные! Представила себе «набрызг». «Пушистая аппликация» — интересно, подобное делали в садике, только с крупой!