НДБ: Спасибо, понятно. Теперь хочется немного поспрашивать тебя опять про Англию и про актульные для нас темы. Вот скажи, что ты думаешь о текущей активной кампании «за домашние роды»? Я читала утверждение, что это даже безопасней.
ДЦ: Преимущества домашних родов это: отсутствие госпитальной резистентной к антибиотикам инфекции, а также приватность и комфорт. У вас обязательно есть акушерка (частная или NHS). И это квалифицированная акушерка, которая чаще всего действительно знает свое дело. Если роды проходят успешно, то воспоминания о них остаются самые приятные. Общий риск домашних родов для здоровой женщины без всяких противопоказаний статистически, в общем, небольшой.
С другой стороны, с тех пор как кампания «за домашние роды» была запущена, ее сразу же начали исследовать, и с тех пор несколько притормозили. В том числе ужесточили отбор и перечень противопоказаний. Есть , суммирующая публикации в British Medical Journal по этому поводу. Так вот их исследования показали, что для тех, кто рожает первый раз, риск домашних родов выше, чем в госпитале. Для рожающих повторно – одинаков.
На самом деле, основную массу осложнений действительно можно предсказать заранее. Но от трагической случайности не застрахован никто. И есть факторы, которые заранее предсказать невозможно. Например, по данным исследований, риск массивного акушерского кровотечения с потерей более 2,5 литров крови – 3,7 на 1000 родов. И если вам случилось попасть в эти 3,7 промилле, то сильно лучше оказаться в больнице, потому что 6,6 женщин на один миллион беременностей, осложнившихся массивным акушерским кровотечением, заканчиваются летальным исходом. И происходит все очень быстро. Даже в госпитале акушерское кровотечение это крайне серьезная ситуация, требующая срочной активации всех ресурсов: службы крови, анестезиологии, хирургии и так далее…
С точки зрения здоровья ребенка, риск внезапного дистресса в родах, требущего срочного кесарева сечения, случается редко. Но это всегда – случай крайней неотложности. В таком случае у акушерской бригады есть 15-20 минут на то чтобы родить ребенка живым и без церебрального паралича и других осложнений, вызванных кислородным голоданием.
ДБ: Если бы рожала твоя дочь или жена, ты бы советовал ей рожать дома?
ДЦ: Нет. Для свои близких я бы предпочел госпиталь. В том числе из-за таких факторов, как акушерское кровотечение и внезапный дистресс плода. Хотя допускаю, что мое мнение предвзято – просто по роду службы я видел много случаев, когда дело шло «не по плану». И на мой взгляд, статистика – это что-то абстрактное пока оно нас не касается. А вот когда этой самой статистикой вдруг становитесь именно вы, то лично для вас это может превратиться в серьезную драму. Это мое личное мнение, и оно может не совпадать с официальной позицией Королевской Коллегии Акушеров и Гинекологов.
ДБ: А что ты думаешь о родах в воду?
ДЦ: Облегчение процесса схваток, создание более комфортных и менее болезнененных для женщины условий – это, конечно, прекрасная идея. У многих госпиталей NHS сейчас есть специально оборудованные комнаты с бассейном. Если противопоказаний нет, то вполне имеет смысл помещать туда желающих женщин. Когда дело доходит непосредственно до самих родов и полного раскрытия шейки матки, роженицу лучше переместить в специально оборудованную родильную кровать.
При родах в бассейне минусы сводятся к отсутствию постоянного мониторинга, но для здоровой женщины без противопоказании и при наличии квалифицированной акушерки – риск достаточно низок. Ну и понятно, что если в процессе родов захочется «эпидуралку», то анастезиолог в бассейн не нырнет и роженице придется продолжать роды на кровати.
Я бы не стал рекомендовать непосредственно сами роды в воду – это связано с дополнительными рисками. Роды под шум прибоя на берегу Средиземного моря или Тихого Океана – это экстрим с вытекающими последствиями.
ДБ: Кстати, какое у тебя мнение об эпидуральном обезболивании?
ДЦ: Мое мнение, Даша, основано на данных клинических исследований и собственных наблюдениях. Эпидуральная анeстезия не задерживает первый период родов, когда происходит раскрытие шейки матки от 0 до 10 сантиметров. Но из-за отсутствия болевой чувствительности женщина иногда тужится менее интенсивно. Таким образом, «эпидуралка» может удлинить второй период родов – от полного раскрытия шейки матки до непосредственно рождения ребенка. Соответственно, увеличивается риск того, что может понадобиться вакуум-экстрактор или щипцы.
При этом надо заметить, что слово «щипцы» хоть и звучит страшно, очень безопасная процедура, зачастую спасающая жизнь ребенку. Правильно наложенные щипцы – это процедура очень нежная и нетравматичная. И если в России навык владения щипцами в значительной мере утрачен, в Англии это не так. Англичане изобрели щипцы и хорошо ими владеют. При лицензировании врача акушера-гинеколога – этот навык тестируется как ключевой и перепроверятся ежегодно.
Тем не менее, речь идет об инструментальном вмешательстве, а это, конечно, по определению имеет некий дополнительный риск.
Возвращаясь к эпидуральной анестезии, процент материнских осложнений очень-очень маленький, процент парализованных – ничтожно мал. То есть, иначе говоря у женщин в Великобритании больше шансов быть пораженными молнией, нежели чем получить перманентный паралич ног в результате эпидуральной анестезии. Никаких акушерских показаний для эпидуральной анестезии нет, это делается исключительно для обезболивания родов.
ДБ: Что ты думаешь о перехаживании срока больше, чем на 2 недели?
ДЦ: Есть результаты исследований, которые говорят нам, что риск мертворождения между 37-мью и 42мя неделями, составляет 2-3 смерти на 1000 родов. Риск мертворождения после 42 недель – 7 на 1000 родов. То есть фактически риск увеличивается в 2 раза. И увеличивается риск за счет того, что плацента может просто неожиданно перестать работать.
Соответственно, политика NHS и Королевской Коллегии – это предложить индукцию родов через 12 дней после срока. На мой взгляд. это разумно. Тем не менее, выбор всегда остается за пациенткой.