Вот что нашла на просторах интернета: Неклассная школа
Ангелина Хазан: За последние четыре года число российских детей, находящихся на экстернате или на договоре о семейном обучении, выросло в десять раз — с 10 до 100 тыс. Право учить ребенка дома закреплено в законе «Об образовании», и, как показывает практика, договориться со школой и перейти на семейное обучение совсем несложно.
Хоумскулинг (обучение на дому) — новый сильный тренд, связанный как с проблемами, сотрясающими всю систему школьного образования, так и с новой социальной тенденцией. Родители перестали думать исключительно о работе и готовы полностью посвящать свое время воспитанию ребенка. Я встретилась с семьями «домашников» и выяснила, почему мама-учительница лучше учительницы школьной.
Елена Каганович с детьми Сашей (10 лет), Женей (10 лет) и Семой (8 лет)
«Это была обычная среда в середине месяца. Мы сидели на кухне, и я сказала детям: «Завтра вы не идете в школу. Все началось с несоответствия ожиданий и реального результата. Дети шли в первый класс очень подготовленные — читали, писали. Но в школе начался заметный регресс: приходили вечером измотанные, здоровье и знания поползли вниз, усталость — вверх. Мы отучились в школе один год, и тот комплекс услуг, который она предлагает, перестал меня устраивать.
Первое время на семейном обучении было очень тяжело, пришлось многое нагонять. Знания за первый класс оказались поверхностными. Теперь я занимаюсь с детьми сама, трачу полчаса в день, чтобы просмотреть учебники, которые лично выбирала. Мне кажется, что курс начальной школы может объяснить любой родитель. Обучение ребенка дома — это лишь вопрос желания.
Дети занимаются по времени гораздо меньше, чем в школе: три часа в день. И поэтому у нас есть возможность ходить в музыкальную школу, на танцы, фигурное катание. Дети не вырваны из социума: в кружках и секциях тоже есть коллектив, просто он несколько отфильтрован.
Семейное образование — это не билет в один конец, мы всегда можем вернуться в школу, с которой у нас сейчас прекрасные отношения. Поначалу там были настроены достаточно агрессивно, навязывали неприемлемые условия. Но я читала закон и знала, что мы должны и что мы не должны делать. И тогда мы сели в школе, отложили эмоции подальше и спокойно обговорили график и форму аттестаций. Теперь сдаем экзамены раз в четверть. Первая аттестация была очень тяжелая, но сейчас все хорошо, Саша и Женя — отличники с похвальными листами. И ходят в школу на школьные праздники, олимпиады, общаются с классом и учителями. Мы полноправные ученики, просто на договоре о семейном образовании.
Домашнее обучение — это не лучше и не хуже, это просто другое. Если у человека есть возможность и, главное, желание заниматься своим ребенком, он будет искать способы это реализовать. И семейное образование — это просто один из способов, который для нашей семьи оказался оптимальным».
Екатерина Гущина с дочерью Таней (10 лет)
«Мы были первыми «домашниками» в нашей московской школе. Когда я пришла с заявлением о переводе на семейное обучение, на меня посмотрели очень испуганно — учителя не знают, что это такое и что им надо делать. Но я сказала, что у меня с собой есть все распечатки и положения, и они облегченно вздохнули. Открытой конфронтации со школой не было и бороться с нами никто не пытался. Мы подписали договор о семейном обучении (СО), а через год перешли на дистанционный экстернат уже в другую школу в Питере. Татьяна два года отучилась в школе, до этого ходила в садик — ее нельзя назвать изначально домашним ребенком. Но у меня возникали сомнения насчет эффективности учебного процесса. Плюс из-за некоторых индивидуальных особенностей у ребенка были проблемы с поведением. Возможность якобы социализации в школе только ухудшала нашу ситуацию.
Мне кажется, что социализация полезна, если ребенок общается с тем, кто ему интересен. Например, мы ездим в летний семейный лагерь — туда никого не согнали насильно, нет никакого контроля. В школе ребенок обязан быть в коллективе, который принудительно собран в единое целое. Да и сколько чистого времени там остается на общение? 10 минут на перемене.
Сейчас я сама учу Татьяну, мы учимся полчаса утром и полчаса вечером, чаще методом погружения. Мне нравится система Шаталова: 1–2 месяца мы фокусируемся только на одном предмете. Исключение — английский язык, он у нас распределен на весь год. За пару месяцев абсолютно реально пройти школьную программу по всему предмету. Просто в школе есть система, из которой невозможно вырваться. Мне нравится сам процесс — придумывать какие-то подходы, проверять на ребенке. Своеобразный спортивный интерес — попробовать что-то свое. Это не каждому подойдет.
Конечно, Татьяна ходит на улицу, играет. Но сейчас я не вижу у нее большого желания общаться с детьми. Она не ищет место в большой стае и была такой всегда, это не следствие семейного обучения. Кому-то общение дает энергию, у кого-то ее забирает. Это становится очевидным с возрастом.
Как я буду в 10–11-м классе объяснять алгебру и физику? Главное — заранее сформировать интерес к предмету, и моя задача — помочь заинтересоваться. А то, что ребенок без участия школы не поймет программу, — такого не будет».
Хоумскулинг — форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ с обязательными аттестациями в школе, имеющей государственную аккредитацию. Ребенок обучается по общей школьной или индивидуальной программе дома, без отрыва от семьи. Домашнее обучение возможно в форме экстерната или учебы по договору о семейном образовании.
Наталья Киселева с детьми Сашей (13 лет), Лешей (11 лет) и Вовой (11 лет)
«Мои мальчишки провели начальные классы в вальдорфской школе. Это, конечно, похоже на обычную школу, но все-таки другой подход. Уроки преподавались «эпохами»: «эпоха русского языка», «эпоха математики». Дети в этой школе должны постоянно присутствовать, чтобы не выпасть из контекста. А наш Александр занимался автоспортом, был чемпионом России по картингу. Его пригласили в итальянскую команду, и он часто уезжал за границу. Когда возвращался, было сложно влиться в школьный ритм.
К тому же у нас в России вальдорфская система очень хорошо проработана для младшего школьного возраста, но для старших классов дела обстоят труднее. Хороших учителей-предметников мало, большая текучка кадров. В итоге мы решили уйти на домашнее обучение. Узнали про Центр И.М. Чапковского, где нас все устраивало: очень удобно для детей, которые занимаются чем-то еще. А младшие ребятишки у меня как раз увлечены спортивным ориентированием, полстраны объездили.
В Центре такая система: сотрудники оформляют нас на экстернаты в обычные школы Москвы, мы сами ничего не делаем. Просто ходим в центр учиться два раза в неделю. У старшего Саши восемь пар по 1,5 часа в неделю и еще один урок на 45 минут. Каждый школьный предмет — отдельная пара. У младших сыновей в неделю пять пар. Дома мы самостоятельно занимаемся в среднем около двух часов в день. Что касается аттестаций, то мы пишем контрольные в центре гораздо чаще, чем в обычной школе. А наши оценки и ведомости хранятся в школе, при которой мы закреплены на экстернат. Троек у нас нет.
Я сама по образованию педагог начальных классов и понимаю, что в традиционной школьной системе очень много лишнего. Учителя просто отрабатывают часы за зарплату. Личностей, действительно готовых работать с детьми, мало. А в центре совсем другие отношения: дети могут с директором разговаривать без проблем, задавать вопросы. Там принято не бояться.
Часто меня спрашивают: а как же коллектив? У моих детей точно есть тусовка. Они же много времени проводят в секциях, мы успеваем не только поучиться, но и заниматься своими любимыми делами. У моих детей больше свободного времени, чем у их сверстников».
Елена Гидаспова с сыном Матвеем (9 лет)
«Наш Матвей сейчас в третьем классе, но я бы сказала, что мы учимся не три года, а всю жизнь. Ребенок всегда просил знаний, и мы ему их давали по мере необходимости. Для того чтобы учиться, нам не нужно было специально ходить в детский сад. Мы просто плыли по течению реки, опираясь исключительно на интересы сына.
Мы сразу понимали, что в школу ребенок не пойдет. На освоение учебной программы дома у нас уйдет гораздо меньше времени, чем у детей, обязанных сидеть за партой. Тем более учитывая, что в классе так много человек и внимание преподавателя рассеивается на всех. Матвей любит учиться, и у него есть желание и потребность всегда получать больше. Что касается необходимости коллектива… Я знаю людей, которые окончили школу и институт и живут со страшной социофобией. И знаю тех, кто не ходит в школу и прекрасно себе общается. Мы ездим в семейные лагеря, и я вижу, как Матвей быстро и активно выстраивает отношения.
Перед тем как оформить договор о СО, мы звонили в наше управление образования, пытаясь найти дружественные «семейникам» школы. В интернете я читала много страшных историй о том, как школы строят козни. А получилось в итоге, что мы пришли в нашу районную школу и никаких проблем не было. Единственная сейчас сложность — нам навязывают слишком много аттестаций. По закону ребенок не должен сдавать больше 12 работ в год. А с нас требуют. Мы этот вопрос решим.
Никто из детей ни разу не сказал, что хочет в школу. Они очень ценят свою жизнь, жизнь с правом выбора
В школе все предметы растягиваются и загоняются в рамки, а хочется, чтобы ребенок рос как индивидуальность, ориентируясь на свои интересы. Программу можно осваивать и креативно. Например, мы любим делать презентации из слайдов на тему по географии, просто для себя. Или в магазине я его спрашиваю: «Как мы округлим эту сумму? Сколько процентов в нашей сумке занимают фрукты?» Наше обучение проходит постоянно.
Мы просто хотим проводить время с пользой. У нас столько всего: музыкальная школа, вокал, акробатика, английский, немецкий. И школьными предметами мы не занимаемся каждый день. Учиться три раза в неделю по 45 минут вполне достаточно».
Ирина Грачева с детьми Никитой (12 лет) и Тимофеем (10 лет)
«Я свою точку зрения никому не навязываю, но для меня очевидно: если я родила детей, то я за них полностью отвечаю. И эту ответственность хочется как-то выражать.
Мне не хотелось отдавать своих детей на общественное воспитание по многим причинам. Минусы школы всем известны. Подростковая жестокость, порнография, пьянство, ранний секс. Одновозрастной коллектив всегда становится средой для возникновения лидеров, причем не всегда лидеров положительных. И всегда появляются изгои. К тому же школьный коллектив часто ребенка просто ломает. Я знаю, о чем говорю, — сама работала преподавателем, школьный стаж 9 лет. Много чего я там наблюдала. По личному опыту у меня сложилось ощущение, что для своих детей мне хотелось бы чего-то другого.
Первый год мы вообще не прикреплялись к школе — это был так называемый анскулинг. Но потом подписали договор о семейном обучении с ближайшей районной школой. Нас там в штыки не восприняли, и дальнейшие отношения складывались хорошо, теперь мы ходим на аттестации раз в триместр.
При помощи домашнего обучения мы легко решили какие-то свои проблемы. Один из сыновей долго испытывал трудности в чтении, такому ребенку в школе было бы крайне сложно. А дома мы это свободно преодолели, и по чтению у нас пятерки.
Я занимаюсь с детьми сама, так как умею это делать. Если в определенный момент они скажут мне, что хотели бы учиться в школе, я не буду возражать.
Конечно, мы не сидим в четырех стенах. У нас очень много дополнительных занятий: музыка, детский научный клуб, компьютерный клуб, плавание, айкидо. Но мальчики знают, что первая половина дня, 4–5 часов, должна быть посвящена школьным занятиям. Конечно, за ними еще надо следить, ведь они пока не доросли до сознательной учебы.
На данный момент никто из детей ни разу не сказал, что хочет в школу. Они очень ценят свою жизнь, жизнь с правом выбора. Даже в этом возрасте они понимают, что так все-таки лучше — иметь выбор, чем быть насильственно погруженным в какую-то среду, которая им чужда».
Оригинал http:/ / /society_edu. /20121002/ 327977723.html
Я вот понимаю что для психики и развития моего старшего сына домашнее учение идеальный вариант, но я сомневаюсь что смогу дать ему знания того уровня какие дают в школе, а ваше мнения? И есть ли у кого нибудь реальный опыт такого обучения?
У нас положительный опыт домашнего обучения. Уже второй год мы учимся в Домашней школе «Фоксфорда», очень нравится, очень довольны. Все началось с того, что сына унижали в школе. Хуже всего, что это был престижный лицей и унижали не в открытую, просто психологический прессинг. В результате, он приносил двойки, потому что не мог у доски на глазах у обидчиков решать задачки, которые дома щелкал, как орехи. Мы шагали в неизвестность и было немного страшно, но в «Фоксфорде» нас сразу взяли под крыло: объяснили, как все оформить, помогли на сайте у них освоиться. Сын быстро вошел в ритм и стал получать удовольствие. Расписание настолько удобное, что ко второму году обучения он сам попросил записать его в бассейн (раньше спортом не интересовался): утром и днем занятия, в три бассейн и вечером аенлийский и углубленка. Кстати, благодаря «Фоксфорду» сын начал участвовать в олимпиадах.
Спасибо за ваш отклик!!! мы просто находимся в очень похожем положении… расскажите пожалуйста, подробнее про этот “Фоксфорд”?? Мы пробовали уже интернет урок, но совсем не понравилось — нудно и никакого контроля. у меня ребенок через пять минут тянется за телефон… но и в школе оставлять его не хочу ((( подскажите, примут ли в “фоксфорд” в середине года?
В «Фоксфорде» вам скучно точно не будет! Занятия живые, в онлайне можно задавать вопросы преподавателям и с одноклассниками общаться, правда, если не по теме урока, модератор сразу банит. Что касается контроля, то все видно по автоматическим отчетам и куратор помогает успеваемость отслеживать (хотя для сына Арина больше друг, чем контролер). В середине года, думаю, возьмут, по крайней мере, недавно на экскурсии, которую «Фоксфорд» проводил, я с одной мамочкой разговорилась, они перешли перед нг — проблем не было. Мне кажется, сейчас тоже можно, но в любом случае позвоните туда — вам менеджеры все лучше расскажут. +7 (800) 500-17-81
Такое ощущение, что это заказчики фоксфорда рекламу толкают! На всех форумах подобные «положительные отзывы» с участием фоксфорда. Будьте бдительны! Причем у автора пустая страница, сейчас посмотрела. Уже понятно, что это реклама.
о своей школе как о «месте получения знаний» остались, пожалуй, только плохие впечатления.
по рассказам мужа — он тоже не особо доволен.
но мы учились в 1999 — 2010, всё же давно.
по рассказам знакомых, сейчас в простых нечастных школах всё стало еще хуже — мат на уроках, вайфай в классе, отсутствие знаний, и получается, что это уже не «адаптация к коллективу», а какие-то палки в колеса на пути к получению знаний. И не только знаний, кстати! А отношения к прилежности, обязанностям и тд!
когда в классе на протяжении 10 лет сделать дз — значит стать дойной коровой раздолбаев и «ботаником» — ну что за отношение к работе у него будет?
может быть, обобщаю, но не утрирую точно. У нас было ТАК. Хотя я, казалось бы, из Москвы.
что касается домашнего образования — деток пока нет, но всё чаще думаю о том, что в шк они ходжить не будут.
единтсвенное что (и этого вариант, кстати, не нашла здесь в комментах) попробую по возможности чтобы приходил учитель/репетитор на дом.
Я так думаю: я бы сама обучала своего старшего дома — я многие предметы знаю — а что не знаю — могу узнать. Я учитель информатики, параллельно веду математику и физику. Раньше даже довелось вести русский язык, литературу, ИЗО, музыку, основы религии, историю, физкультуру и черчение! Но мой сын обожает школу и очень хочет туда ходить!
Когда люди видят, сколько много для своего возраста знает и умеет мой старший сын — то они говорят: «Ну, мама же учитель!» А при чем здесь этот факт? Ни при чем! Это зависит больше от ребенка. Рассмотрим теперь младшего: ему 2 года, но цвета он не знает. Занимаемся постоянно, а ему как бы пофиг. Очень любит биться обо всё лбом. У меня сомнения в его способностях… Может, у него зпр, а может, просто всем своё время. Увидим.
Так что домашнее обучение — это если детям хорошо от этого, и родители смогут. И если результаты будут. С младшим, например, я, кажется, не справляюсь((
сейчас, глядя на своих детей, я могу сказать что с удовольствием старшего перевела на домашнее обучение, ему достаточно общения в своих секциях, а школа только своебразным тормозом для него становится, а вот младший точно с удовольствием будет ходить в школу, как раз из за этого преславутого общения...
и кстати из вышеперечисленных комментов минусом домашнего обучение (практически единственным) девочки назвали отсутсвие адаптации в обществе… но допустим детям с выраженным асоциапотическим характером это как раз может и навредить..))) так что я так до сих пор не выделила для себя что лучше и как)))
«Мне кажется, что социализация полезна, если ребенок общается с тем, кто ему интересен. Например, мы ездим в летний семейный лагерь — туда никого не согнали насильно, нет никакого контроля. В школе ребенок обязан быть в коллективе, который принудительно собран в единое целое.»
В жизни нам приходится общаться, к сожалению, не только с теми кто нам интересен, и рано или поздно ребенку придется встретиться и с неприятными ему людьми, надо уметь уживаться и с теми и с другими. Как же университет, работа, там тоже коллектив не по личным предпочтениям создается, вот это, я считаю, и есть социализация. Школа, это лишь начальный этап социализации, и если его пропустить, вырезать, потом ребенку будет очень сложно в жизни, это мое мнение.
Меня тоже удивляет акцент на социализации в школе.Если посчитать свободное время от уроков в школе( перемены), например, 5 перемен по 15 минут. И в противовес время каникул( особенно летних).
Меня больше смущает уровень знаний, которые может дать родитель.
я за обычное школьное обучение. тоже читала эту статью.
да, при индивидуальном обучении ребенок больше получит знаний, больше спросить можно с него, но социализацию никто не отменял
интересная статья действительно есть плюсы и минусы, я задумалась Мне кажется начальные классы надо пойди в школу и уже судя как ребенку будет там принимать решения оставаться или нет, что бы быть на дом обучении надо что бы кто то с ним был дома как минимум бабушка но лучше мама или папа иначе никак, вы пришли с работы у вас куча дел и в том числе объяснить материал а не только проверить выполненные задания мне кажется что пол часа и пол часа вечером это не правда гораздо больше потребуется времени самой почитать потом объяснить и закрепить на это пол дня уйдет, но плюс может быть что ребенок действительно уяснит материал
с одной стороны-за, адаптация и всё такое, а с другой-против, пока не введут в школе форму, не отменят телефоны и всевозможные навороченные гаджеты, да элементарно даже учебники, написанные с ошибками, в школу то страшновато отпускать.Хотя пока моя выростет-не известно что вообще будет, в сад то ещё не пошли, и туда страшно, нянечек опять сокращают, а группы растут.Под чьим присмотром будет ребёнок-не понятно, если в группе 30-40 человек (
Лично у меня от школы осталось гораздо больше негативных воспоминаний, чем позитивных. Учителя были даже психически больные, жестокие одноклассники, кого-то били (в том числе девочек), курили, матерились и тп… И даже хорошие учителя ориентировались на общую массу тех, кто способен учиться лишь на троечки. Это все неправильно. Уверена, что если бы я училась дома, пусть даже по тем же учебникам, знала бы в 1000 раз больше, поскольку времени на это оставалось бы больше и ориентироваться можно было на мои способности, а не на других (была в классе девочка, которая с трудом склоняла слова, а если учителя находились очень профессиональные и требовательные, родители троечников ходили гуртом к директору и требовали отстранить столь требовательного учителя, потому что их детям все это не нужно в таком объеме). А общаться с другими детьми можно в других заведениях. Я за домашнее обучение, школьную программу (даже и 11 класса) любой родитель с учебником объяснит (даже если плохо учился в школе, теперь осознанно сядет и разберется). А для подготовки к поступлению в вуз можно и репетиторов нанять по определенным предметам (вузовских преподавателей, а не учителей школьных)
я за обычное обучение в школе. за домашние обучение только по состоянию здоровья
общение с детьми и умение вести диалоги и отвечать перед всем классом и т.д. только плюсы. у меня старший в 9 классе учится.с 1 класса делает уроки сам.учится все года на 4 и 5, не устает и все ему нравится))