Дисциплина - не наказание.

Вопросы воспитания послушания рано или поздно встает перед всеми родителями и каждый решает его по-своему. Одни используют объяснения, вторые наказания, третьи — оба методы и добавляют еще что-то оригинальное. А задумывались ли Вы, какой результат от использования того или иного способа Вы желаете получить? Ведь это очень важно!

Самым распространенным ответом на вопрос «какую цель Вы преследуете воспитывая у ребенка дисциплину» есть — «хочу чтобы ребенок слушался», «подчинился требованиям», «придерживался установленных правил».

Воспитание дисциплины у детей — это в первую очередь воспитание умения выполнять установленные требования. Конечной целью воспитания дисциплины является воспитание самодисциплины (умение управлять собой) и как следствие — воспитание ответственности.

Почему именно «воспитание умения»? Маленькие дети не могут самостоятельно корректировать свое поведение. Окружающий мир для них — это крупный исследовательский центр. Любознательность и жажда познания движут ими. Они постоянно увлекаются процессом и забывают о Ваши требования. Задача родителей научить ребенка своевременно вспоминать и выполнять установленные правила.

К сожалению, некоторые родители не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какой стороны к ней подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного совсем не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи друзей, родственников, а чаще всего воспитателей, учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими с ребенком из-за того, что боятся потерять ее любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют ее плохое поведение со словами: «Ребенок есть ребенок».

Помните, установление рамок положенного целиком лежит на ответственности родителей! Процесс воспитания нельзя игнорировать или откладывать на потом.

Дисциплина должна основываться на понимании ребенком мотивов требований, которые ей предъявляются. Почему нельзя делать то и зачем нужно делать это.

Резкая запрет вызывает у ребенка протест и сопротивление, а понимание причин сводит сопротивление к минимуму. Чтобы смягчить запрет предложите малышу альтернативу.

• Нельзя прикасаться к включенной утюга, потому что она горячая, можно обжечься.

• Сегодня мы не пойдем гулять, потому что ты болеешь.

• Давай уберем лишние игрушки, потому что они мешают.

Чтобы уменьшить количество запретов (особенно для маленького ребенка) старайтесь убрать все, что опасно или дорого Вашему сердцу. Запрещайте только то, что действительно недопустимо (играть со спичками, есть песок в песочнице и др.).

Часто у родителей возникает сомнение, правильно ли они воспитывают ребенка: «Возможно, я излишне требователен или, наоборот, чрезмерно мягкий?» Родители всегда нервничают и чувствуют себя неловко, если их ребенок начинает плохо себя вести в публичном месте. Они считают, что допустили какую-то ошибку в воспитании, и теперь их ребенок ведет себя хуже всех. Такая реакция естественна. С другой стороны, родители должны понимать, что плохое поведение свойственно маленьком детям. Ребенок понимает, как следует себя вести, а как не следует, испытав все модели поведения, и «плохие» и «хорошие», и исходя из реакции окружающих, делает выводы, а также дальнейший выбор.

В процессе воспитания родители должны иметь в виду возраст ребенка и его способности по восприятию.

Малыш, которому не исполнилось еще и двух лет, требует постоянного внимания и напоминаний, а четырех — или пятилетний ребенок уже имеет свойство самоконтроля и понимает, что хорошо, а что плохо. Методы, которые действуют с более взрослыми детьми, например остановиться и обдумать свое поведение, не действуют с маленькими, которые еще не понимают, что плохого они сделали, или не в состоянии запомнить правила поведения.

У маленьких детей чрезвычайно сильное жажда познания окружающего мира. Им крайне необходимо ко всему прикасаться и делать многое самим, поэтому они не думают об ограничениях. Поскольку мгновенные желания маленьких детей настолько велики и они живут только здесь и сейчас, малыши редко понимают, что делают что-то неправильное, даже если им об этом и говорили по нескольку раз. Если малышей в этом возрасте постоянно напоминать о том, что та делает что-то плохое, она будет удивляться и расстраиваться.

Вместо того, чтобы давать наставления, лучше все время быть вместе с маленьким ребенком, общаться с ней и следить за тем, чтобы она не причинила вреда. Если за детьми не следить, то они теряют чувство правильного и неправильного поведения. Дети до трех лет любят противопоставлять себя ограничениям и говорят «нет» не только потому, что они желают продолжить игру, но и потому, что им необходимо отстаивать свою независимость и открывать свои новые способности.

Иногда родители задают нелепые ограничения, потому что не знают уровень способностей своего ребенка.

Маленький ребенок не может отделить свои поступки от самого себя, поэтому ей кажется, что плохая она сама, а не то, что она сделала.

Четырех — или пятилетние дети ведут себя по-другому. После того как ребенку сделали замечание и еще и дернули, она начинает злиться, ее пораженное самолюбие требует мести, и ребенок начинает проверять, насколько далеко она может зайти в своем непослушании. Однако и в этом возрасте дети очень нуждаются в родительской поддержки и любви.

Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение была непосредственно связана с тем, что у ребенка отняли. Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить ее, если она не изменит своего поведения, то потеряет игрушку. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между непослушанием, предметом и его потерей. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторение неправильных поступков.

Страх наказания провоцирует у ребенка развитие таких черт характера как лживость и скрытность, в некоторых случаях — мстительность и агрессию (нужно же каким-то образом компенсировать свое унижение). У ребенка крепнет уверенность, что проблемы в этом мире решаются только силой.

Да, иногда приходится «включать строгого отца» и " вводить штрафные санкции". Но при этом необходимо помнить, что:

1. Наказание должно соответствовать тяжести поступка.

2. Физическое наказание недопустимо.

3. Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают.

Одним из главных элементов в процессе воспитания является интонация, с которой родители разговаривают с ребенком. Если их голос звучит четко и уверенно, дети всегда слушаются. Если же ваш голос звучит неубедительно, в нем есть нотки сомнения, ребенок будет и дальше продолжать шалить. Наиболее подходящий тон — с уважением, но строгий. Родителям стоит говорить об ограничении спокойным, вежливым и твердым голосом. Если же первое предупреждение не подействовало, следует лишь немного повысить и ужесточить тон. Кричать на детей бесполезно, хотя иногда бывает очень сложно удержаться от крика. Иногда помогает прижать ребенка к себе поближе и, глядя ей в глаза, несколько раз напомнить о запрете спокойным голосом.

Когда родители пытаются призвать ребенка к порядку, им стоит задуматься о своем настроении. Иногда, переживания собственных проблем отражается на поведении ребенка. Обязательно скажите малышу, что вы сегодня имеете плохое настроение и извинитесь у нее за неосознанные вспышки гнева. Попробуйте остаться наедине с собой и успокоиться.

Нельзя показывать свою власть над ребенком и быть с ней жестокими. Если ребенок чувствует себя все время подавленной вашим авторитетом, если она постоянно получает негативные эмоции от общения с родителями, что же тогда будет побуждать ее на хорошее поведение? Жестокость родителей провоцирует в ребенке гнев, агрессию и недовольство самой собой.

Вспомните собственное детство. Были ли ваши родители жестоки с вами? Желаете ли вы, что и ваш ребенок почувствовала то же неприятное чувство гнева? Обычно те родители, с которыми плохо обращались в детстве, всегда говорят, что со своими детьми они будут вести себя иначе.

Но в моменты раздражения им бывает трудно сдержаться. Помните, что ребенок учится не по вашим словам, а по поступкам. Если в вашем поведении по отношению к ребенку будет уважение и доброта, так же поступит и она. Когда детям хорошо, они и ведут себя хорошо и помнят о те рамки дозволенного, которые вы перед ними поставили. Уважая детей, вы тем самым учите их уважать других. Кроме того, необходимо хвалить ребенка, если он ведет себя хорошо, так же и делать замечания, когда она начинает шалить.

Для того чтобы научить ребенка самодисциплине, нужно время. Понимание, что такое хорошо и что такое плохо, приходит постепенно. Четырех-, пятилетние дети еще не в состоянии выстраивать цепочку — причина-последствия. Если Вы испробовали все методы, а ребенок все равно ведет себя плохо, подумайте над тем, нет ли каких-нибудь в это время изменений в вашей семье. Возможно, у вас родился второй ребенок, или вы переехали на другую квартиру, или кто-то в семье болеет, или произошло расставание. А может быть и то, что вы очень мало времени проводите с ребенком.

В конце концов дисциплина должна сформировать у ребенка самоконтроль и ответственность за свои поступки.


LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
012622

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена
Елена
Новосибирск
Я все больше и больше убеждаюсь, что Толстой был прав, что воспитывать нужно для начала себя, дети просто копируют наше поведение. Мы сначала лупим детей дома, потом удивляемся, что они лупят других детей в школе. Мы сначала теряем контроль и орем на них, потом удивляемся, почему ребенок закатывает истерику. Мы делаем вещи на глазах у ребенка, которые ему делать нельзя, а потом удивляемся, откуда его двойные стандарты в голове и почему он жадничает и не делится с другими детьми. Мы спорим и ссоримся с партнером, и удивляемся, почему ребенок спорит с нами обоими. Мы скрываем дурные привычки, а когда ребенок все понял и начал делать так же, начинаем удивляться, это с каких таких младых лет… Мы сначала запрещаем ребенку делать то, что делали сами, о расстраивается, а мы еще его за это и наказываем.
А дети запоминают вообще ВСЕ. тут недавно племяш заявляет маме, спроси у Лены, как зовут мальчика из мультика, который сильный и папа у него сильный, она смотрела этот мульт в детстве. Я давай вспоминать, какие мульты показывала ему дома, ничего ен подходит. И тут выясняется, что он как-то смотрел Геркулеса, а мы, взрослые, сидели в другой комнате, и я просто зашла на минутку к нему, увидела мульти по телеку и сказала — О, люблю этот мультик, тоже смотрела его в детстве". Я забыла, он — нет :)
Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Пожаловаться
Ирина Дворкина
Ирина Дворкина
Новосибирск

гугл-переводчик?))) я слегка закипела читать

Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Из группы ВК. Я больше для себя подобные статьи сюда копирую, ну и другим на обозрение, а то в вк всё теряется.)
Пожаловаться
Ирина Дворкина
Ирина Дворкина
Новосибирск
я про стиль написания)))))))
Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Ясно) я просто не обращаю внимание))
Пожаловаться
Ирина Дворкина
Ирина Дворкина
Новосибирск
у меня не получилось не обратить
Пожаловаться
Елена
Елена
Вера
12 лет
Сергей
28 лет
Нижний Новгород

в закладки

Пожаловаться
Россияночка
Россияночка
Алиса
9 лет
Виктория
8 лет
Ксения
6 лет
Томск

Эх, у нас дисциплина… В 6 подъем, в 21 отбой для обоих детей, с малой конечно по разному бывает.Режим питания, куски не таскаем и ребенок растет самостоятельным и ответственным! И полезно и удобно!

Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Пожаловаться
Россияночка
Россияночка
Алиса
9 лет
Виктория
8 лет
Ксения
6 лет
Томск
Я пользу поняла, когда старшая дочь начала стабильно укладываться в 21 час, до года спала как попало, потом начала приучать и будила и на улицу водила и купала по 2 часа, лишь бы в 18 на 10 минут не уснула, а потом… Боже… свободные вечера… А когда начался сад, вообще классно! Мы в сад ходим четвертый год и ни раз она не плакала, что не выспалась… Сейчас уже сама чувствует своё время
Пожаловаться
LisalisAnna
LisalisAnna
Виктория
8 лет
Новосибирск
Молодцы!)