Недавно встречались с друзьями, которые посетовали, что «выходные слишком длинные… устали отдыхать… скорее бы на работу». При этом люди совершенно не выглядели расслабленными, а наоборот усталыми и имели нарушения сна (признак психологического перенапряжения). Я рада, что они меня услышали и оставив детей с бабушкой отправились отдыхать в Горный.
Почти год назад прочитала статью о так наз. депрессии выходного дня. На многое тогда у меня глаза открылись. Нет, я и раньше любила выходные и депрессией этой никогда не страдала, но вот например никогда не понимала, почему в дни религиозных праздников работать нельзя. Всегда думала, что это какой-то предрассудок и лишь прочитав эту статью осознала, что у человека должно быть время подумать о душе. Затем и введено это правило. В статье делается больший уклон на другие религиозные учения (не православие), но смысл мне кажется в данном случае един. Сегодня специально нашла статью и дарю вам, дорогие мои подружки в качестве подарка на Рождество. Может быть будет полезно.
«Многие из вас слышали о «депрессии выходного дня». Кривая настроения у всей планеты «радует» своей предсказуемой одинаковостью, аж страшно. Кривая настроения подавляющего большинства людей медленно повышается уже в четверг вечером, достигает пика в пятницу вечером, держится на высоте всю субботу, а утром в воскресенье падает в яму. Там, в яме депрессии, многие из нас сидят всё воскресенье, и наш «понедельник-день-тяжёлый» это просто отголоски адского воскресенья. Многие шутят: Почему у меня утро понедельника начинается уже в воскресенье днём? Это горькая шутка. Куда мы дели своё воскресенье? Кто посмел украсть у нас этот прекрасный день?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к самой первой авраамической религии – к иудаизму и его заповеди о том, что нужно «блюсти субботу».
«Шесть дней делай свои дела, а в седьмой день пребудь в покое, чтобы отдохнул твой бык и твой осёл и отдыхал сын рабыни твоей и пришелец»(Шмот, 23:12)
Более поздние авраамические религии, «сдвинули» субботу. Христиане — на воскресенье, магометане —на пятницу. Но суть заповеди от этого не сильно меняется. Шесть дней в неделю – трудись и суетись. На седьмой день – отдыхай от всяких дел «для себя» и не смей суетиться, сиди в покое, как Будда.
Более того, в этот седьмой день предписано было (опять же строго-настрого) не просто «ничего не делать», а обращать свой взгляд к высокому, к духовному. Не вести праздные разговоры, а, например, почитать душеполезные книги, сходить на проповедь в храм, помогать бедным.
Считалось, что жизнь человека очень тяжела, ему просто некогда «думать о душе». И так все шесть дней подряд. Но вот один-единственный день — был роскошным подарком всем-всем-всем, даже беднякам и нищим. В этот день – каждый мог позволить себе побыть «интеллигентом», «аристократом духа», «философом», «праздным классом», человеком — размышляющем о смысле жизни и высоких материях, вместо того, чтобы пахать на рабской работе ради выплаты долгов, как обычно.
Это был строгий подарок – человек был обязан проводить воскресенье (субботу) именно так. А работодатель, в свою очередь, также не имел права заставлять своего работника – нарушать «седьмой день отдыха».
В то время депрессии выходного дня не было. Наоборот, воскресенье все любили. Даже когда оно было единственным выходным днём.
Что же произошло с нами? Всё очень просто – размышлять о духовном нам стало неинтересно. Но я хотела поговорить не об этом, а вот о чём – как сделать седьмой день заповеданного когда-то принудительного отдыха – психотерапевтической практикой, которой он, собственно, и являлся всегда?
Для этого нам нужно повернуться к истокам, к заповедям Торы и комментариям к Торе.
Два вида работы: авода и мелаха
Если читать Тору и комментарии к ней на родном языке, то соблюдение субботы сразу превращается в психотерапию, ты понимаешь — как это сделать. Перевод же никак не позволяет вникнуть в секрет.
Когда в Торе идёт речь о заповеди соблюдения субботы, то для понятия «работа» там берётся слово «мелаха», а не «авода».
Хотя на древнееврейском оба слова, и мелаха, и авода означают — работа. Но с нюансами.
По своему невежеству я всегда считала, что в субботу особо запрещён труд для прибыли, для стяжания (авода). Ну, например, нельзя брать из офиса работу на дом, чтобы получить премию и повышение от начальника, мол, я умный и усердный, в отличие от вас.
В общем, я считала, что суббота запрещает подчёркнуто — авода — труд для наживы, за зарплату, за конфетку.
Но раввин мне всё объяснил. Оказывается, о таком труде как авода —в субботу даже никто и помышляет говорить – настолько это очевидно, что «это нельзя»!
Даже дураку не придёт в голову уточнять, что седьмой день отдыха от дел запрещает «делать деньги», заниматься «бизнесом». (А я — дурак).
Нет! В Торе пишется только о запрете на труд под названием мелаха!
Запрет на труд Мелаха в седьмой день
Работа мелаха – это труд творческий. Работа созидательная, работа мАстерская, работа умелая. Мелаха – это когда мы что-то… улучшаем, совершенствуем, приводим в порядок или же — создаём-созидаем нечто новое, дотоле не существовавшее. И вот всё это — нельзя.
Вот, оказывается, какую работу запрещает нам прародитель всех авраамических религий и европейской духовности!
Вы можете завопить — как же это так? А мои хобби? Разве я не служу Богу, вышивая икону или даже просто – пионы – крестиком? А не могу ли я во славу Бога помыть окна свои? А разобрать на гитаре песенку? А вот так. Не можете. То есть, можете, но получите-распишитесь депрессию выходного дня.
А сейчас начинается мощная психотерапевтическая практика, изложение её сути, и вы сами всё поймёте.
Что же должен познать, почувствовать, ощутить каждый из нас в субботу (в седьмой день)?
Каждый из нас, если хочет жить без депрессии, должен оставлять свой «командный пост Человека» строго один раз в неделю. Даже не обирать сухие листья с цветов в горшке. Сбрасывать с плеч «бремя белого человека», пастуха Природы и людишек поглупее, и признавать свою «малость» в сем мире.
Человек должен как бы «отойти в сторону» и разрешить этому миру жить без вмешательства человека и его Ума, хоть один день.
Седьмой день – день полной гармонии нас с миром. Для этого в седьмой день мы принимаем мир целиком и ничего в нём не меняем. Как бы… машем рукой на недометённый пол и говорим: «Отдаюсь на волю Божию!»
Знатоки Торы говорят, что седьмой день – это репетиция или демо-версия – того Иного мира, в котором мы все окажемся после того, как наша земная жизнь закончится. Этот «мир иной» называется Олам А-ба или Грядущий мир.
И честно говоря – это не «репетиция», как я выразилась, а самая настоящая «чудесная» манифестация, проявление – Того мира в Этом, нашем с вами.
Вот поэтому когда мы не оставляем мир в покое, а продолжаем его и себя «совершенствовать», мы совершаем страшный грех и глупость — мы не даём возможности Тому миру проявиться в Этом.
Для чего раз в неделю земному миру нужно приглашать к себе в гости Иной мир – Грядущий мир Ола А-ба?
Как бы это сказать… для дезинфекции, что ли...
Ну а поскольку Иной мир не может проявиться в земном мире (из-за нас, не отдыхающих в седьмой день), то жить в нашем земном мире уже всё хужее и хужее.
Олам а-ба — совершенный мир. Но если ты слеп, глух и туп, то ты можешь пройти мимо даже совершенного мира и не заметить его нигде.
Поэтому в седьмой день мы должны учиться ощущать мир совершенным. Тогда мы не пройдём мимо Олам А-ба, в своё время.
Мы должны усилием воли оставить этот земной мир без наших гениальных доработок – разок в неделю. Для этого мы должны твердить как коан или как аффирмацию загадочные слова великого Раши: „для тебя вся работа уже сделана“.
В седьмой день мы учимся испытывать – благодарность к Хозяину и благодарно пользоваться лишь тем, что у него для нас припасено.
Современные чтецы недельных глав Торы говорят об этом вообще жёстко, вот так:
»Отдыхая в седьмой день, занимаясь в этот день только духовной деятельностью, мы показываем, что не считаем себя хозяевами мира. Мы провозглашаем Владыкой мира – Всевышнего".
Ты в гостях, расслабься
Представьте себе, что вас радушно пригласили в гости с ночёвкой, накрыли для вас стол, приготовили постель. Вы пришли, зная, что хозяева вас ждали и постарались.
И вот вы начинаете демонстративно – перемывать их тарелки и вилки, просить более свежее кухонное полотенце, а потом говорите, «так, это я вообще не ем, это я есть у вас не буду, сварите мне пару яиц, нет, я сам сварю, а то вы ещё сварите»… Затем вы идёте в спальню, достаёте из своей сумки своё постельное бельё и брезгливо перестилаете кровать — своим бельём.
Вот примерно так же с точки зрения мудрецов Торы выглядит поведение человека, который позволяет себе в седьмой день — творческий труд, направленный на улучшение мира – труд мелаха.
Умение расслабляться
Умение расслабляться, «отпускать ситуацию», вот что такое заповедь о субботнем дне! Это и только это — цель заповеди, а не запрет на работку ради выгодных денег, конечно же.
В йоге этому же расслаблению способствует поза Шавасана – поза «Мертвец». То же самое, что и суббота, шабат в иудаизме.
В дзен же – это практикование недеяния — вэй у-вэй.
Теперь вы поняли, как предупреждать и лечить общую для всех современных землян — депрессию выходного дня?"
Елена Назаренко
А это из комментариев к статье, мне показалось что есть дополнения:
«Елена, огромное спасибо за статью! Так грамотно еще ни один психолог, кажется, субботний отдых не разбирал.
Есть несколько замечаний.
1. Бизнес по Торе в субботу не запрещен. Он ничего не меняет в мире, кроме перекладывания денег из кармана в карманОднако, заниматься бизнесом в субботу запретили еврейские Мудрецы (Сангедрин), потому что это обычно связано с записями, а вот написание букв — это уже изменение мира (мелаха). По той же причине Мудрецы запретили перекладывать с места на место деньги, пишущие предметы и пр. — чтобы нечаянно не совершить ими запрещенного действия (запрет «мукцэ»).
2. В субботу абсолютно не запрещено подметать пол, если в этом возникла необходимость в саму субботу (например, разбился стакан, рассыпались крошки). Нет никакой обязанности в святой день сидеть в грязи. Нельзя мыть пол, потому что это можно сделать заранее, и также это связано с отжимом тряпки (отжим — вид «мелаха»). По этой же причине, если не хватает посуды, можно мыть посуду в субботу, если не греть для этого воду и не пользоваться отжимающейся мочалкой.
Общее правило таково: суббота не должна превращаться в мазохизм и «уход от мирских потребностей». Все, что не является «мелаха», можно делать, если в этом возникла необходимость. Например, пользоваться сливным бачком в туалете
А о том, что является «мелаха», а что нет, можно прочитать у РаМБаМа в книге «Особые дни еврейского календаря», это 3-й том галахического кодекса «Мишнэ Тора», недавно вышел перевод на русский язык. Можно купить в интернет-магазине «Еврейская книга», раздел «Иудаизм».
3. «Отпускать ситуацию» в субботу нужно только в том, что касается улучшения мира (природы и созданного человеком), но не в том, что касается социума. Социум улучшать можно и нужно. Просить прощения, завязывать знакомства, укреплять дружбу, знакомить парня и девушку.»
И второй комментарий:
«Елена, это Ваша находка, или новая тенденция в психотерапии, к которой Вы нас подключаете? Потрясающе, если честно.
Светскому человеку тяжело вдруг начать соблюдать Субботу, причины вы очень точно выделили. Я честно пытаюсь уже много лет, не усердно, а так, чтобы почувствовать вкус, знакомый религиозным с детства. Честно говоря, чтобы приобрести этот навык, многообещающий, как Вы вывели здесь, необходимо усилие, над собой, и вообще.
У жизни, даже заведенной на религиозной основе, ведь есть подвыподверты, и, один из них: обеспечить нормальное приобщение к Духовному всей семье. и это ложится на плечи Женщины. Поэтому в пятницу, там где соблюдается Суббота, пыль в доме стоит столбом, и на кухне кипит работа с самого утра. Убрать дом и наготовить еды надо успеть за час до наступления Субботы. Потому как с поялением на блюднеющем небосводе пятницы первой звезды, юная Суббота вступает в свои права. Тогда наработавшаяся Женщина зажигает свечи, а отец отправляется в синагогу с детьми, чтобы… а она ждёт его за накрытым столом, есл ине захотелось туда, или просто нет сил. Женщине можно не молиться. Тора признаёт её знающей и любящей Б-га изначально. Но это необходимо Мужчине. Так, отступление, которое, Вы, елена, надеюсь. когда-нибудь разовьёте, не без помощи вашего уважаемого ребе.
Кроме самоанализа и прочей психотерапии, у этого дня есть неисчерпаемый потенциал пользы для семьи. Выключается телевизор и телефон. Все вместе и друг с другом.
… Так вот если взять меня, отдельно взятую и старающуюся проникнуться, то после всего этого прекрасного, что в Субботу, что является вечером Пятницы, т.к. у евреев день меняется с наступлением вечера, назавтра, мне просто необходимо (иногда) повозиться с опавшими листочками в вазонах. Мои же мужчины благостно отдаются субботнему отдыху, у них это, чёрт возьми, получается, без давления и поучений. Как это?
К слову сказать, депрессией понедельника никто из нас особенно не страдает, так, немного необходимо раскачаться на работе. Зато всегда есть выбор субботней выпечки от сослуживцев. А вот Субботы ждём хорошим ожиданием.
Кстати, заметили, что за границей напрягает отсутствие настоящего выходного.»
спасибо за статью! Согласна, что нужно посвящать хотябы один день в неделю своему духовному развитию, оставить всю суету и расслабиться, но в реале так сложно это осуществить, когда у тебя маленький ребенок и нет помощников, кроме мужа, который тоже устает на работе. Вообще, мне кажется, с появлением ребенка я просто забыла, что значит расслабиться.Все время есть неотложные дела, какое там посидеть. В последнее время часто об этом думаю. Думаю ваша статья это знак, что пора что-то менять
Депрессией выходного дня никогда не страдала;)
Спасибо за статью, было интересно читать. " отпустить ситуацию"-хороший способ перезагрузки))))). Это применимо к проблеме, которая вертится у тебя в голове или не отпускают какие-либо навязчивые мысли. Я подумаю об этом завтра, как говорила Скарлет. А сегодня, седьмой день недели, когда духовно развиваешься. Неважно, что тебя вдохновляет, поднимает до состояния счастья, рисование, чтение стихов, рок музыка или классика, а может просто приготовить вкусненькое для своей семьи, кулинария тоже искусство и для кого-то любимое дело. Или уединение, прогулка по лесу. Да все, что душе угодно. А если ходить и думать, что это нельзя делать в седьмой день и то, так это ограничение и напряжение, не будет ли от него депресника потом))))) а так согласна про седьмой день чтобы никакой работы, но только я за релаксацию или активный отдых, обращение к духовному.......
интересная статья, есть над чем поразмыслить) почитала комментарии к посту — тоже интересно)) у меня что ни день — то понедельник… не знаю, что будет, когда пойду на работу, только по субботам наверное и буду успевать делать домашние дела, а в воскресенье отдыхать душой и телом)
Суета сует… Я для себя так понимаю: надо просто отключиться от мирского в молитве, медитации, как бы оторваться от земли, посмотреть на всё со стороны. На расстоянии многое видится иначе. Тогда в душе появляется легкость и в понедельник с чистой душой на работу. «День тяжелый» у тех, кому не хватило напиться и покуролесить с пятницы по воскресенье, да и работа не мила. Если длинные выходные спланировать и заполнить полезными поездками, походами, играми, общением, то откуда депрессии быть....?
По мне так сути не уловила психолог. Много, очень много внимания ничегонеделанию. А суть-то «субботы-воскресенья» — труд, но духовный. Отвлекись от тела и потрудись над душой. А без этого и проведя весь день лёжа на диване и не пошевелив пальцем будешь в депрессии, потому что всё равно отдал день телу. И активничают в Куршавелях, и разъезжают по Мальдивам, и спускаются с горы Арарат… но без отдания Господу этого дня всё равно получают тоску — потому что где нет Бога, есть нечистый, и третьего не будет.
Наташа, С Рождеством тебя и хочу поблагодарит за поддержку. Сходили мы с детками сегодня в храм. Такая красота там! И Лица людей все такие добрые, открытые. У меня конечно щекотало в животе от такой своей «храбрости». Но не было бы ощущения праздника, если бы не сходили. Я потом еще напишу как мы этот праздник отметили. Очень мне сегодня хорошо на душе несмотря на то, что сынок уехал. Обычно в день его отъезда я реву и у меня ощущение катастрофы в душе бывало.
Ответ для Натальи: Кстати, перечитала еще раз, вот это место разве не о том, что ты имеешь ввиду?: «Более того, в этот седьмой день предписано было (опять же строго-настрого) не просто «ничего не делать», а обращать свой взгляд к высокому, к духовному. Не вести праздные разговоры, а, например, почитать душеполезные книги, сходить на проповедь в храм, помогать бедным.»
Если появляется возможность отключится от мирских забот неизменно обращаешься внутрь себя или становишься внимательнее к людям… — это очень поверхностный, кажущийся нам, взгляд. Себя можно познать, лишь очищаясь постом и молитвой, каясь и причащаясь. И узнает человек такого себя, что ужасается. Это и есть обращение внутрь себя — без Бога и церкви это невозможно.Происходит это в том числе и в ходе исполнения этой третьей заповеди.Внимательность к другим людям с этим мало связана. Усилием воли можно быть внимательнее к людям, но познать себя — нет. Это только по благодати Божией и только когда начинаешь очищать сердце.
С Рождеством Христовым, очень рада за тебя с детками. Мира в душе, радости и тепла вам всем!!!
Даже не знаю, наверно и нет смысла дальше развивать эту тему… Ты имеешь свои очень глубокие внутренние убеждения. И умеешь очень точно подбирать аргументы в пользу своих убеждений. Напишу только то, что уже проговорила себе еще вчера мысленно с тобой разговаривая: наверно поняла твою точку зрения. Если не напишу, будет зудеть в мозгу)))
Я сама была в ситуации, когда круглосуточно как белка в колесе. Уж не знаю, причем тут служение лукавому… На мне был новый, незнакомый дом, новый, непривычный мне уклад жизни, двое малышей полностью на мне и двое взрослых мужчин, которых я должна была хотя бы кормить. Физически тяжелая беременность и долгий отходняк после родов (реально все болело несколько мес.), а помощи ждать неоткуда было. И все это я не сама для себя придумала и захотела. Беременность была совершенно незапланированная, больше того, мы все делали, что бы ее не случилось. Но вот случилось и я оставила ребенка только из страха перед Богом. Пишу как есть. Грубо, но правда. Я точно знала, что нам это очень все тяжело дастся. Так и было. Да и сейчас еще не восстановились после этих последних 2,5 лет. Отношения с мужем на нуле (спасибо, хоть не в минусе). Себя, свой внутренний мир только восстанавливаю. Я была как робот: научилась каждую минуту использовать и силы распределять и время. Не то что бы возможности наедине со своими мыслями побыть не было, а, извини за подробность, в туалет бегала когда получится, а не когда захочется. Даже забывала по 15-16 час. про это. Что в рот забрасывала не чувствовала и не помнила… Какой пост, если и так 5 лет ничего нельзя. Из одного грудного вскармливания в другое со строжайшими ограничениями. Молитвы даже «Отче наш» просто не могла договорить: засыпала. Сказки дочке не могла рассказывать, засыпала на полуслове и начинала буробить во сне.
Легче стало только после того, как сыночку год исполнился. Но привычка забывать о себе еще шлейфом тянулась. Только этим летом приходить в себя стала: сын старший приехал и когда уходил с детьми гулять днем я тупо сидела на диване в тишине. Не было ни мыслей и желаний. Забыла, как это желать, как это думать о чем-то кроме необходимых бытовых задач. И ничего хорошего тот год Тименого младенчества мне не принес в духовном плане: я перестала жалеть кого бы то ни было кроме себя. Стала черствой истеричной толстой бабой с вечно немытыми волосами. Вот когда у меня появилась возможность просто быть наедине с собой я стала восстанавливаться.
Каюсь в душе почти каждый день Так приучил меня папа, сначала это был самоанализ прожитого дня, а уж потом, когда стала узнавать православие стала смотреть на свои поступки и мысли с этой точки зрения, а исповедь мне лично ни разу не принесла ничего кроме разочарования. Все формально и второпях. Один раз было не формально и не в торопях, но тоже, знаешь, священнику было со мной интереснее разговаривать, чем мне с ним. А жаль. Я вообще огромный интерес у людям обычно имею.
Я знаю людей, которые постятся, причащаются и исповедуются с завидной регулярностью, но это как-то не отражается на их духовном росте. И знаю тех, кто вообще к православию параллельное отношение имеет, но это не мешает им продвигаться в своем духовном познании и совершенствовании. Знаю честных и добросовестных работников, работающих на совесть, а не во славу Божию. Знаю очень «набожных», воцерковленных людей, которые классно приспособились в этом мире жить за счет других (в материальном плане и я не только про деньги, я про все, например, человек может сбросить своих троих детей на другого и поехать изучать историю православия, а тот другой не может себе ничего позволить, потому что своих четверо, приведенных трое, больная свекровь, о которой надо заботься бы дочке, а дочка вот в паломничество ударилась, нехай невестка позаботиться). Легко раздавать милостыню, когда тебя и твоих детей кормят одевают, оплачивают им репетиторов и кружки люди, которые забыли про духовное развитие, а зарабатывают деньги. Я пишу о конкретных примерах из жизни.
Наташа, таких как ты: цельных и гармоничных в своей вере я встречала очень редко. Таких единицы. И думаю, это тоже своего рода божий дар. Помнишь, как про ведро и наперсток? Ну не всем же быть ведрами. Кому то хотя бы наперсток наполнить и то благо.
Все сложнее в этом мире. Разве можно так взять и отвернуться от огромной части человечества не исповедующего православную веру? Психолог писал не для православных. И таких в нашем мире больше. Я и сама явно не ведро, поэтому мне показалось, что статья полезная.
Вот и мир из души ушел. А жаль. как говорят: «не судите, да не судимы будете». Вроде и судить никого не собиралась, а только как пример привести, а получилась, что и осудила и смуту в душу впустила...