Цитирую статью, которая мне очень понравилась.
***
Сегодня сразу у двух подруг в интернете увидела посты про уборку игрушек. И решила, что мне тоже есть что сказать на эту тему. Возможно, кому-то будут полезны мои размышления.
Обычно я стараюсь найти какое-то научное объяснение и посмотреть вглубь вопроса. Вот такой я книжный червь :) Сразу хочу извиниться, если задену этой статьей чьи-то чувства. Это совершенно не входило в мои планы.
То, что меня эмоционально более всего задевает в воспитательных вопросах — это выбор пути хитростей и уловок со стороны родителей. Для меня это выглядит так: вот есть какая-то невиданная зверушка, почти инопланетянин — мой ребенок. Мне нужно, чтобы он делал так, как я считаю нужным. А он не делает И я начинаю выдумывать, как мне-таки добиться своего:
Превратить все в игру
Заставить силой, наказывать, если не слушается
Лишить его чего-то значимого, если не слушает, торговаться
Обманывать
Шантажировать
Подтасовывать факты
Играть на эмоциях
и т.д...
А по факту — манипулирование!
Чем опасно? Выигрываем битву — проигрываем войну. У этих уловок есть, к сожалению, далекоидущие последствия, о которых мы не задумываемся, но которые обязательно проявляются, особенно, если эти приемы использовать постоянно.
Запугиваем, шантажируем, наказываем — ребенок начинает боятся. Да, он становится более удобным, но это путь к неврозам, которые обязательно проявят себя. А еще он понимает, что кто сильнее, тот и прав.
Обманываем, хитрим, играем на эмоциях — ребенок учиться манипулировать и обманывать. А обман это то, что увеличивает дистанцию между людьми. Тому, кому мы врем, мы не можем доверять, мы уже не можем быть искренними с ними, потому что камень за пазухой. Почему исповедь и считалась спасением (вместо психологов, которые по той же схеме работают) для грешников — рассказал и душу свою облегчил.
И в целом, такое отношение к ребенку как к объекту воздействия (а не субъекту взаимодействия), подавляет в нем личность.
Теперь ближе к теме: уборка игрушек за собой ребенком 2-3 лет.
Вначале несколько вопросов:
— Зачем мама хочет, чтобы ребенок убирал за собой игрушки? Думаю, основных ответа тут два:
1. Чтобы дома было чисто.
2. Чтобы ребенок приучался к чистоте, учился убирать на место вещи.
— Кому нужно, чтобы дома была чистота, чтобы игрушки не валялись? Практика показывает, что ребенка валяющиеся игрушки не напрягают, значит это нужно маме.
Тогда следующий вопрос: почему, если это нужно маме, а не ребенку, мама хочет получать это за счет ребенка? Провокационный такой вопрос… Казалось бы все просто — если тебе нужно, то ты и убирай.
И тогда на сцене появляется тема приучения ребенка к порядку. Дескать, это не мне некомфортно самой, когда игрушки валяются и лень каждый раз их убирать, а я ребенка к чистоте и порядку приучаю, чтобы человеком вырос.
Давайте, предположим, что ключевой момент именно в этом.
В педагогике есть понятие сензитивных периодов.
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения(Википедия)
И вопрос уборки игрушек как приучение к порядку — это вопрос как минимум среднего, а то и старшего дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает познавать законы и правила этого мира и стараться им соответствовать. А в 2-3 и даже 4 года у него мозг еще не дозрел до понимания, что игрушки нужно убирать. А, как известно, если заниматься чем-то раньше, чем мозг ребенка до этого дозреет, можно потратить кучу времени, сил, нервов… и в итоге получить тот же результат, который родители получают очень быстро и практически не заморачиваясь, но чуть позже. Когда наступило время образования этого навыка.
Главное, конечно, не упустить момент. Наверное, лет в 10 уже поздновато обучать убирать за собой игрушки :)
Таким образом, ключевым моментом этого вопроса, я считаю честность родителей в ответе на вопрос: кому нужна чистота в доме? И почему именно вас это так напрягает? Но это уже из раздела жизненных сценариев и интроектов (приходящие извне чужие ценности и установки, которые воспринимаются как свои, то таковыми не являются). Потому что, если бы не было ничего за этим, то не было бы и переживаний. Валяются игрушки — убрала и дальше живешь спокойно. Не злитесь же вы на пыль, которая появляется непременно на всех открытых поверхностях.
И работать родителям нужно с собой :) Чтобы не цепляло эмоционально. Тогда и действия родителей будут разумными, а не манипулятивными.
Какие могут быть действия родителей в этом вопросе:
1. Расслабиться и отпустить этот момент. Придет возраст, он научится.
2. Если вам важно, чтобы для ребенка, как и для вас чистота в доме стала ценностью, в этом возрасте просто достаточно вашего примера.
3. Можно просить ребенка помочь вам. «Помоги мне пожалуйста, собрать игрушки. Поможешь?». И дайте ему право отказать вам, если он не хочет. Можно обращать его внимание на то, что игрушки надо убрать, просить о помощи, но не давить, и, ни в коем случае, не наказывать за отказ и не пугать. В идеале, на этом вообще не стоит заострять внимание. 2-3 года такой период, когда ребенок утверждается в своей самости (я сам) и на любое давление он будет еще больше сопротивляться.
4. Ну и решать вопрос уборки в доме, например, ограниченным количеством игрушек в зоне доступа ребенка. Маме тоже должно быть комфортно и они не должна поминутно убирать за ребенком. Такой подход не считается манипуляцией.
А мне в книжке про Сережу понравилось, как мама просила Сережу убрать игрушки «Ты ночью пойдешь в туалет или попить и наступишь в темноте спросонья — и ножку поранишь и игрушку сломать можешь, давай лучше уберем».
Вот сижу и думаю — это манипуляция?
И ксттати в монтессори очень четко у нас было. Играешь -играй. Поиграл — положи на место, пока не положил, новый материал взять не можешь. Т.е. просто правило.
мы вот только недавно начали осваивать уборку. но чаще всего это выглядит именно как я убираю, дочь помогает. в редких случаях, когда подвернется подходящий момент, я взываю к ее логике и порой помогает) имею ввиду ситуацию, когда она просит какую-то игрушку ей дать, а тем временем пол весь завален другими. обращаю ее внимание на это и объясняю, что если не убрать, играть-то негде! ну и вместе убираем.
а вообще, спасибо за статью, ибо уже стала замечать за собой влияние установок извне… после прочтения осознала и теперь наседать на ребенка точно не буду)
А остальным не комфортно, когда он в шкафах и бумагах устраивает бардак. И за стол после него садиться кушать жутко неприятно. А дома пусть делает что хочет, мне пофиг.
Вы за его столом на том же месте кушаете в смысле? почему неприятно после него за стол садиться?
Я в итоге не поняла, отчего нет аппетита тогда кушать?
Скорее всего то же, что и мои — слишком заставляли его быть прилежным и убирать за собой. Теперь ему отвратительна мысль об уборке, ведь это ассоциируется с психическим вампиризмом и насилием. А от родителей он еще не сепарировался духовно, поэтому ему ради бунта против них не сложно самому терпеть беспорядок.
У тебя ведь дочь вроде на место убирает все, разве нет?
любой разумный человек понимает, что шантаж, угрозы и тд это плохо.
в других статьях пишут, что ребенок ДОЛЖЕН учиться, понятное дело в игровой форме. и если ребенок не понимает, то его ручками складывать немножко. поймёт.
и безусловно, ПРИМЕР МАМЫ. о чём автор написала.
а НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА ДО 4 лет??? это слишком поздно уже. они уже совсем большие.
если не приучать, откуда ребенок узнает, что такое горшок?
у наших друзей в 3 года ребь научился всегда в горшок ходить, тк до 1.5 в глаза его не видел.безусловно, тут еще гипоксия сильная может повлиять в родах(которая у него была).
наш ребенок голенький всё время, в кофточке\футболочке… и он порой сам подходит к горшку и стоя в него писает. наврядли бы он это делал, если бы не знал что это
Когда она сделала лужу, я ей просто говорила: «Ты пописила.»
А потом когда я сама ходила в туалет, то говорила: «Я хочу писить, я иду в туалет».
мне достаточно сказать: Настя, собери игрушки, скоро спать. она иногда сама убирает а потом бежит и говорит: Мамочка, смотри, я все убрала! как чисто! это манипуляция?
в шоке))) если честно!!! какие все нежные стали...
поддержу девушку выше, что дома есть свои порядки… поиграли-будь добр убери!!! нас так воспитывали… и никакими там нервозными не стали))))))и никто нами не манипулировал...
зато и сейчас у меня дома все чисто и т.д… засранкой не выросла))
имхо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
уж простит!!.. правда, но эт уже попахивает другим!!!
у меня в семье есть личный пример!
как мама в семье детей даже одежду слаживать и выворачивать после носки не приучила… а деткам то по 10 лет… уж проверьте-что не несть семья засранцев!!!.. дома грязь, все не на месте, одежда не чищена, посуда не мыта, вообщем жуууть!!! Ответ, от этой мамы гениален-МЫ НЕ ЗАМОРАЧИВАЕМСЯ, МЫ ПРОЩЕ ЖИВЕМ!!!
И тут идет логическая цепочка, вырастит, моя племяха (дочь этой мамы, про которую рассказываю), такой же засранкой (упаси Боже!!!), как и ее мама...
и что?! это по вашему хорошо!!!
Я точно знаю, что эта, так называемая «засранка» будет гораздо более дружелюбна, чем Вы. У меня мама — чистоплюйка… Не дружат с ней, ну она слишком высокомерна. В квартире чисто, а в душе — срач.
Так что вы не засранка!!! Раз у вас «качели „
сама хожу убираю, Каринка смотрит на меня смотрит, и давай тоже игрухи в коробку кидать и смеется… Не убирает ну и ладно…
но чаще просто сама помогает, без просьб и игр…
знаете… вот мне кажется если честно, что если раньше материнский инстинкт как-то разделялся так как детей было много, а сейчас у многих по одному малышу, и вот весь свой инстинкт на этого одного бедного ребенка падает) над ним трясутся как над писаной торбой. Это тоже не к добру для него же в будущем.
Шлепнула по попе?? мать ехидна! сказала не то слово? испортила психику навсегда! оставила с бабушкой? причинила стресс...
вот мамы, у которых трое, четверо детишек, как-то проще к этому относятся, я заметила. и нормальные дети вырастают.
самое главное — мамино внимание! обязательно должно быть его как можно больше в первые годы жизни. играть с ребенком, приобщать к делам по дому, смеяться с ним, гулять, не быть ворчливой нянькой — а просто любить и не ориентироваться на всякие пособия, книги и тд…
«ворчливая нянька» — это как правило та женщина, которая требует порядка от ребенка, или заставляет его приучаться к горшку. Да, ребенка не нужно приучать к горшку, не нужно учить говорить «спасибо», не нужно учить есть ложкой. Ребенку главное не мешать учиться это делать самому.
А «шлепнула по попе» — это действительно проблемы самой мамы, причем глубокие и психологические. Это из детства самой мамы идет, как правило. Это внушенные установки извне. Возможно, саму маму так воспитывали, не в любви и заботе, а в принципе «кто старше/сильнее, тот и прав».
никто не ставит ребенка во главу семьи. Вот неправильна и обратная крайность — считать, что ребенок ниже других членов семьи по иерархии.
конечно… просто последнее время очень многие именно вот этим и занимаются. а какое количество пособий, психологических тренингов, книг по воспитанию!!! их все даже перечитать нереально.
и в каждом есть эти «ни в коем случае! никогда! вы должны!»… мамы слишком замороченные стали. Да еще в каждой теории свои приверженцы, которые между собой постоянно встревают в ярые споры, какая методика лучше, и как это можно воспитывать вот так, когда надо вон эдак)))
по поводу шлепка по попе-соглашусь.меня лупили ремнём, мою маму бабушка избивала ремнем, сестру… это всё с детства… это установка воспитания. с этим нужно бороться.
а по поводу приучения к горшку, что плохого, если увидеть «ЗНАК хотения писать\какать»посадить и а-а или пись-пись? ведь в книге жизнь без подгузника так и написано.мы с 13 д высаживаем сына.
по поводу ложки тоже согласна-захотел-кушает, нет-нет… никогда не совали насильно… захотел есть руками-пожалуйста. с 7 мес наш держит ложку и очч давно ест самостоятельно и супы жидкие.
про спасибо еще не знаю-не доросли ;))) но этикет на то и этикет );
У меня самой очень много блоков и разных искаженных убеждений, которые были внесены мамой мне в детстве. Книги помогают избавиться мне от собственного шлака, чтобы не воспитывать дочь так, как моя мама, например. Чтобы самой расти.
ложку тоже дала до года, когда дочка сама захотела. то сама ела, то я ее кормила. зато сколько счастья у ребенка)
кстати, спасибо дочка за мной освоила. просто начала повторять и все, насильно я ее не учила и не заставляла. сейчас могу иногда напомнить, но настаивать не буду)
т.е. у вас вы собираете игрушки и дома срач?
я лично знаю, какие это неврозы, беситься, когда вокруг «не убрано». И какая это гадость в итоге в семье… Неврозы жены никогда не приводят к добру во взаимоотношениях с мужем и детьми...
Чистить молочные зубы — вредно для их здоровья.
ради бога простите… но это просто черта всему, что вы выше писали!!!
согласна)) я конечно за то чтобы дети сами за собой убирали — но тратить кучу нервов себе и детям на сон грядущий не хочу. сама убираю. обычно дети подключаются. типа куклу спать уложи, машинки в гараж и т.д. особенно любят расправлять и убирать родительскую кровать))