Методика раннего физического развития Домана (длинный пост, для тех,кому интересно; с рождения)

Методика раннего физического развития Гленна Домана

Методика раннего физического развития, разработанная Гленном Доманом и его коллегами, состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных навыков, развитие мануальных навыков и развитие чувства равновесия.

Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала теснейшая

взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве.

Гленн Доман – американский врач, психотерапевт, в конце 1940-х годов основавший в Филадельфии Институт развития человеческого потенциала. Первоначально Доман занимался с детьми, получившими травмы мозга и имевшими отклонения в развитии. Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались

настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.

Зачем это нужно?

Методика Гленна Домана направлена на как можно более раннее развитие всех

возможностей человеческого организма – и интеллектуальных, и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в

пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. Сравните: «обычный» ребенок начинает ползать в семь месяцев, а

«домановский» – в три; ходить обычно начинают в одиннадцать-двенадцать месяцев, у Домана – в шесть, преодолевать препятствия на пути обычный малыш начнет в восемнадцать месяцев, а воспитанный «по Доману» – в девять…

Что развивается с помощью метода Гленна Домана?

Гленн Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них – моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. В результате многолетних наблюдений сотрудники Института развития человеческого

потенциала, в котором работал Гленн Доман, обнаружили, что в своем развитии каждая из перечисленных функций проходит семь стадий. На каждой из них малыш приобретает определенные двигательные навыки, которые тесно взаимосвязаны с работой мозга. На первой стадии управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На последней, седьмой – верхними отделами коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается в работу организма, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями. В семь лет рост мозга практически завершен, и к этому возрасту уже фактически предопределено, что будет представлять собой человек и в физическом, и в интеллектуальном плане.

Конечно, и в дальнейшем сможет чему-то научиться, но для этого ему потребуется гораздо больше времени и сил.

Поэтому чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Доман утверждает, что чем раньше ребенок начнет ползать, тем раньше он научится читать, а чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он освоит высшую математику. Но в основе всего лежит движение (ползание, ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Когда начинать?

Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться к программе Домана в любом возрасте до 6,5-7 лет.

Как развивать двигательные навыки?

Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности.

Упражнение 1. Лежим на животе Доман указывает, что детеныши животных почти никогда не лежат на спине,

беспомощно барахтая лапками. Поэтому и человеческий ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.

Упражнение 2. Отсутствие пеленания

«Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может

двигать своим телом. Поэтому на ребенке должен быть минимум одежды, которая не

будет стеснять движение рук и ног.

Упражнение 3. Ползание

Дети, занимающиеся в институте Домана, начинают ползать фактически с первых дней

жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и

родители устраиваются на полу (кстати, ученики Домана даже спят на полу с детьми –

ведь малыши ползают и во сне), причем не накрытом ковром. Пол должен быть идеально

ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день,

всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный желоб для ползания (он даже

получил название «трек Домана»): к доске длиной 1 м и шириной 40 см прикрепляются

бортики высотой около 15 см, вся конструкция обклеивается поролоном, и один из краев

желоба приподнимается. Малыш, оказавшись в таком желобе, ползет как бы под горку.

Хорошим показателем считается, если ребенок в возрасте от рождения до 2,5 месяца

проползает 60-90 см без остановки в течение 10 минут, а в три месяца поднимается на

четвереньки.

Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения

– напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом

расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.

Упражнение 4. Ходьба

Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка

максимально открытое пространство. В институте Домана не существует манежей,

колясок, ходунков и прочих приспособлений, ограничивающих свободу движений

малыша. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так

задерживается формирование чувства равновесия; да и вообще перемещаться, задрав руку

выше головы, крайне затруднительно. Можно поставить в комнате невысокую

устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться.

Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте

ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры,

перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз

по лестнице.

Упражнение 5. Бег

Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется

устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.

Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и

дистанцию. В институте Домана на первой неделе устраивается 20 пробежек на 90 м, а на

24-й – две пробежки на 900 м. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например,

соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы.

В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет

ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во

время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться. К

четырем годам ребенок, занимавшийся по программе Домана, может пробежать 5 км без

остановки за 40 минут.

Как развивать мануальные навыки?

Упражнение 1. Захваты и висы

Это упражнение меняется по мере взросления ребенка.

На первом этапе, когда ему еще не исполнился месяц, всячески закрепляйте

хватательный рефлекс ребенка: вкладывайте ему в ладошки большие пальцы своих рук,

чтобы он мог как следует ухватиться. Повторяйте это не менее десяти раз в день. Когда

ребенок чуть-чуть подрастет, найдите гладкий деревянный штырь длиной около 45 см.

Также десять раз в день вкладывайте этот штырь в ладони ребенка, позвольте ему

ухватиться, а затем приподнимайте палку на несколько сантиметров.

Постепенно приподнимайте палку с ребенком все выше и выше, приучая тело малыша

удерживать часть собственного веса (нижняя часть его тела лежит на поверхности). Затем

переходите к полному висячему положению. Сначала потренируйтесь в кроватке: дайте

малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук и полностью поднимите его, пусть он

пару секунд повисит в воздухе. Когда вы убедитесь, что ребенок может несколько секунд

висеть, не разжимая рук, соорудите ему небольшой турник в проеме двери (на высоте,

равной росту ребенка плюс 5 см), на пол положите небольшой матрац. Приложите руки

ребенка к турнику и дайте ему немного повисеть, поддерживая его за бедра. Делайте это

не менее 15 раз в день, а время виса доводите до 10 секунд.

Упражнение 2. Горизонтальная лестница

В коридоре между двумя стенками прикрепите горизонтальную лестницу (можно

воспользоваться, например, стенкой от детской кроватки), причем учтите, что она должна

выдерживать вес взрослого – ребенок захочет ползать по ней лишь тогда, когда увидит

пример родителей. Переставляйте руки и ноги ребенка, подражая перемещению по

горизонтальной лестнице (для этого на первых занятиях потребуется присутствие двоих

взрослых), занимайтесь этим не менее десяти раз в день по 20-30 секунд. Постепенно

приучайте ребенка передвигаться с помощью обеих рук и сложным перехватом. В идеале

он должен иметь возможность заниматься на этой лесенке без участия взрослых, поэтому

закрепите ее на 5 см выше роста ребенка. Доводите количество упражнений на лестнице

до 30 раз в день.

Как развить чувство равновесия?

Все перечисленные ниже упражнения необходимо выполнять не менее десяти раз в день.

Упражнение 1. Раскачивания

Практикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу,

совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на спину, поднимите ребенка над собой и

плавно покачивайте в разные стороны. Покачайтесь вместе в кресле-качалке. Встав на

колени, возьмите малыша вертикально и осторожно опустите в горизонтальное

положение, поддерживая его за голову. Просто попрыгайте и потанцуйте с ребенком.

Положите ребенка на большую подушку или простынку; осторожно поднимите ее за один

край так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону, затем приподнимите

другой конец.

Упражнение 2. «Карусели»

Когда ребенок немного подрастет и привыкнет к различным раскачиваниям,

устраивайте ему «карусели» на руках у родителей. Положите малыша животом себе на

плечо и повертитесь в одном и в другом направлении, повторите то же самое, положив его

боком к себе на плечо. Раскачивайте ребенка, держа его за руки и за ноги (для этого могут

потребоваться два взрослых). Покрутите ребенка в разные стороны, держа его одной

рукой за левое запястье, а другой за левую лодыжку, затем – за правое запястье и правую

лодыжку. Подбрасывайте малыша, повернув его лицом к себе. Покачивайте, держа только за ноги.

Упражнение 3. Кувырки и перекаты

Все предлагаемые действия сначала сделайте сами на глазах у малыша, а потом

помогите ему самостоятельно освоить аналогичное движение. Покажите ребенку, как

можно перекатываться по ровной поверхности через бок в разные стороны. Научите его

кувыркаться: стоя на четвереньках, он уже может сам упираться руками и головой в пол.

Вам придется лишь немного подтолкнуть малыша и убедиться, что при кувырке

подбородок упирается ему в грудь. Выполняйте по одному кувырку десять раз в день, а

затем по несколько кувырков не менее 15 раз в день. Обязательно останавливайте ребенка

до того момента, когда ему самому надоест это упражнение.

Упражнение 4. Хождение по бревну

Первая стадия этого упражнения – хождение по начерченной на полу полоске (шириной

10 см, длиной 20 см). Затем сделайте тряпичного «удава»: туго набейте «колбаску» из

прочной ткани ватой или старыми тряпками, зашейте ее и предложите малышу походить

по нему. Когда он освоит хождение по «удаву», возьмите деревянное бревно размером

5×10 см и длиной 2,5 м. Положите его на пол стороной 10 см и попросите ребенка

походить по нему. Не поддерживайте ребенка за руку, но будьте начеку, чтобы

подхватить его в случае опасности. Когда хождение по бревну станет привычным,

научите его ходить спиной вперед и увеличьте высоту над полом.

Дополнительные упражнения

Всячески поощряйте двигательную активность ребенка и практикуйте самые разнообразные упражнения:

• преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;

• лазание по канату и деревьям;

• прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;

• подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);

• качание на качелях;

• приседания, перемещение на корточках;

• упражнения на батуте;

• различные гимнастические упражнения и наклоны.

Что для этого надо?

Для занятий по методике Домана необходимо время – может быть, самое ценное и самое недостающее в жизни родителей. Сам Доман говорил, что его система предназначена для «профессиональных родителей», то есть таких, для которых воспитание ребенка является главным смыслом жизни. Несложно подсчитать: если каждое упражнение выполнять по десять раз в день, свободного времени у родителей (как и у малыша) будет чрезвычайно мало.

Кроме того, придется изготовить некоторые приспособления для занятий (лестницу, турник, качели) и найти место в доме, где их разместить.

Где узнать об этом подробнее?

Публикации о методике Домана многочисленны, например: Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным». Стоит отметить книгу «Сохранить здоровье ребенка. Как?» (СПб.: «Прайм-Еврознак», 2006). С методами физического развития ребенка Домана во многом сходны методы Никитиных, описанные в их книгах.

https://www.baby.ru/lines/


Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
0104569

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анастасия Белова
Анастасия Белова
Милада
8 лет
Владислав
5 лет
Сочи

Одна из моих настольных книг.

Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
Я тоже себе хочу… Вы покупали? а то у меня книга друзей, отдать надо
Пожаловаться
Анна
Анна
Николай
19 лет
Татьяна
9 лет
Киров

ну и методы! Прям выращивание каких-то тарзанов)) а есть какие-то исследования, что дети именно после этой методики становятся умнее сверстников? Сомневаюсь… И убила фраза «спят на полу» — каменный век одним словом

Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
Эти исследования проводились больше 20 лет. В своей книге он пишет, что родители не должны делать ничего, в чем не уверены
Пожаловаться
Анна
Анна
Николай
19 лет
Татьяна
9 лет
Киров
А ваш малыш в 3 месяца уже стоял на четвереньках?
Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
Я ее только сейчас читаю. Лизе уже почти два))
Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
На животике по кроватке ползала. На четвереньки месяца в 4 стала пытаться вставать, получилось это после 5
Пожаловаться
Анна
Анна
Николай
19 лет
Татьяна
9 лет
Киров
ну там написано, что можно начать до 6 лет. Удачи!!!
Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани
А что смешного? Люди не на пустом месте это написали. 
Пожаловаться
Евгения Бабий
Евгения Бабий
Даниил
6 лет
Славянск-на-Кубани

Уже начали, спасибо

Актуальные посты
первый год с малышом как мы учились быть папой и мамой скачать
первый триместр и витамины
первый годик видео