5 воспитательных приемов с обратным эффектом

1. Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь

Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами.

Результат: отвлеканием мы способствуем тому, что негативные чувства остаются внутри ребенка и не находят выхода. Даже если внешне он при этом успокаивается, вероятнее всего, они дадут о себе знать при первом удобном случае, а мы будем удивляться, почему это из-за какой-то ерунды ребенок закатил часовую истерику. Эмоции – это энергия, ее необходимо как-то использовать. Почему-то мы наивно полагаем, что они могут просто исчезнуть. Пожалуй, нет больше в мире вещей, от которых мы ожидали бы подобных чудес. Мы прекрасно понимаем, что чувство голода никуда не денется от того, что мы займемся работой (да, про него на время можно забыть, но организм будет прилагать все усилия, чтобы сообщить нам, что пора подкрепиться). Мы не думаем, что бардак в квартире рассосется, если мы из нее на какое-то время уйдем. Наконец, мы не тешим себя иллюзией о том, что позывы в туалет пройдут сами собой (навсегда и бесследно!), если отвлечься на что-то другое, только потому, что они возникли не вовремя. Мы просто ищем способ ответить на эти сигналы наиболее цивилизованным способом:) Эмоции требуют от нас того же. Они возникают не от дурной наследственности и не от природной склонности детей быть манипуляторами и вредителями – они сообщают нам о том, что что-то пошло не так. И даже если невозможно это что-то исправить, их необходимо выразить, прожить, чтобы они не накапливались и не создавали эффект неразорвавшейся бомбы.

2. Если ребенок кусает – нужно укусить в ответ.

Цель: показать ребенку, что укус – это больно, развивать в нем сочувствие.

Результат: мы демонстрируем таким образом много всяких идей ребёнку, но только не то, что кусать нельзя, потому что это причиняет боль. Например, мы показываем, что кусать все-таки можно, раз сами себе это позволяем. Также мы демонстрируем, что побеждает сильнейший. Ещё – что нам его не жалко и мы готовы причинить боль. Что надо мстить. Что от нас можно ожидать всякое. Почему мы рассчитываем на то, что отзеркаливание действий ребёнка приведёт к появлению сочувствия? Потому что надеемся на то, что ребёнок сделает простой математический ход: меня укусили и мне больно – следовательно, когда я кусаю, укушенному тоже больно. Мне не нравится, когда мне больно – следовательно, и другому человеку это не понравится. Я люблю своих родителей – следовательно, я не хочу, чтобы им было больно, потому что боль – это плохо. В голове все это звучит гораздо короче, а если пытаться оречевить – получается, что ход вовсе не один. А еще, рассчитывая запустить в голове ребёнка этот алгоритм, мы не помним, что

  • а) у него еще нет словесно-логического мышления для такой многоходовки;
  • б) в дело вмешиваются чувства – ему, например, страшно. Или обидно. Или всё вместе. И доверие к воспитателю подрывается. Тут уж не до логики.

Таким образом, если цель подобного приёма – сделать так, чтобы ребёнок не кусался, возможно, этот вариант сработает. Если же цель – научить сочувствию, эмпатии, то стоит подыскать другой вариант.

3. Чтобы ребёнок не вырос жадиной, надо настаивать, чтобы он делился.

Цель – научить ребёнка быть щедрым.

Результат: самый что ни на есть, противоположный. Как правило, нам хочется делиться в двух случаях:

  • 1) мы уверены, что того, чем мы делимся так много, что нам не придётся себя ущемлять;
  • 2) нам очень хочется сделать приятное близкому, и мы готовы даже пожертвовать чем-то, чего нам и самим хочется.

Есть ещё вариант делиться с каким-то расчётом: например, добиться расположения. Или потому что мы боимся, что о нас плохо подумают. Вот как раз последний вариант «щедрости» – частое следствие такой тренировки. А первые два требуют определённой степени зрелости, готовности смешивать чувства (я хочу это сам, но мне хочется сделать приятное) и созревания пространственно-временных представлений (я знаю, что я смогу получить это снова). До определенного возраста не стоит этого ожидать от ребенка (уж точно не надо требовать этого от малышей в песочнице – именно там главное средоточие «педагогики щедрости»). Как же помочь ребенку быть щедрым? Все банально – личный пример (искренней щедрости, а не вынужденной, показной). И перед тем как стать щедрым надо прочувствовать, что такое собственность. То есть если у ребенка просят игрушку, надо признать за ним право отказать.

4. Чтобы ребенок не стал плаксой, надо показывать ему незначительность его проблем.

Цель: помочь ребенку легко справляться с переживаниями.

Результат: приблизительно такой же, как и с отвлеканием. Единственный способ справиться с эмоциями – выпустить их наружу. Другое дело, что можно делать это по-разному: рыдать, кричать, кусать себя, пинать кошку, проговаривать чувства, нарисовать их, написать письмо. Но для того, чтобы овладеть разными способами, нужно время и опыт. И хорошо бы, чтобы это сопровождалось принятием и поддержкой взрослого. Почему взрослые не плачут над каждой царапинкой? Отнюдь не потому, что им сказали, что это ерунда, а потому, что они САМИ знают, что это – ерунда, и это – следствие опять-таки развитой интеграции и временных представлений. Они знают, что боль от царапины скоро пройдет, что она быстро заживёт. К этим знаниям их привело неоднократное проживание этой ситуации в сочетании с постепенным развитием мозга. А вот те, кто, следуя примеру настойчивых взрослых, стал запрещать себе испытывать эмоции «из-за ерунды», нередко взваливают на себя непосильную работу, терпят неуважительное отношение или затягивают с решением проблем со здоровьем, потому что им сложно понять, что стоит слёз, а что — нет.

5. Чтобы ребенок был вежливым, надо с раннего возраста требовать соблюдения правил приличия.

Цель: научить ребенка быть внимательным и заботливым.

Результат: может и не противоположный, но мало коррелирующий с заботливостью и внимательностью. Все зависит от того, сколько эмоций и труда мы вкладываем в работу над вежливостью. Если ребёнок от наших требований чувствует, что мы не готовы принимать его «букой» (а то, придёт ли ему эта идея в голову, зависит не только от того, подразумеваем ли мы это, но и от чувствительности ребенка), вряд ли для него это станет приятной процедурой и проявлением заботы. Это будет обременяющей обязанностью. Если просто время от времени подсказывать, не настаивая, – вероятно, это не приведёт к противоположному результату, но лучше понимать, что вы это делаете ради благополучия окружающих, а не ради развития детской морали. Забота и внимательность раскроются в ребёнке сами в условиях тёплого, принимающего и доброжелательного окружения, транслирующего ему ощущение безопасности окружающего мира.

Надежда Монастырская


Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
150980

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова

спасибо, статья хорошая, но не соглашусь с первым пунктом:

надо смотреть на ситуацию и ребенка. если ребенка не отвлечь, то простой каприз с паданием на пол и криком перейдет в истерику с заливом. когда взрослый человек ругается (нипример я), на первый взгляд кажется, что «попустило», но в сущности, ругань еще больше накручивает человека, чем если ьы он промолчал. думаю, что нужно давать выпустить эмоции ребенку, но перенаправив их в другое русло, например активной игрой, в которой он будет хохотать до упада. это тоже эмоционально разгружает, но при этом дает агрмон счастья вместо адренналина.

полностью согласна с пунктом 3. до 3 лет у детей еще не развито пространстенное и временное понимание. когда ему говорят «дай мальчику поиграть», для него его лишают того, что ему так дорого или просто хочется. психологи говорят, что до 2-3х лет у них нет и чувства социума. они еще не умеют играть с др. детьми.

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
видимо мне повезло с сыном, у нас бывали истерики всего пару раз и то потому что ребенок был уставший и не спал достаточное кол-во времени. ему очень легко что-то объяснить, он абсолютно все понимает… поэтому мне не понять тех родителей, которым надо применять силу в воспитании детей…
Пожаловаться
Yulia Jacquot
Yulia Jacquot
Париж

пишут-единственный способ -выразить, выплеснуть эмоции.а как же то, что у ребенка может быть не выработан механизм остановки реакции, тем более младенца… и будет по на растающей-отвлек… легче всем… а порой ничем и не отвлечешь....

Пожаловаться
Даша
Даша
Киев

хорошие советы как не надо делать, а как надо то в итоге?




Пожаловаться
Вiльна
Вiльна
Донецкая

Все хорошо написано, я более менее придерживаюсь к этому… но насчект боли, я могу 3 раза повторить, что мне больно и делать вид что я плачу… если ноль реакция, и продрлжает драться… тогда получает ответ.

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
мы пока не деремся… стараемся не доводить до такого…
Пожаловаться
Вiльна
Вiльна
Донецкая
Тут дело не в доводить))) она может биться и с ОЧЕНЬ хорошим настроением)) просто подойти и щипнуть, задеть ногой… я помню у племянницы в этом же возрасте тоже такое было))) И так только со мной)
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
она видимо так пытается показать свои чувства. может попробовать обнимать ее наоборот побольше, чтобы показать, как правильно проявлять свои чувства. и говорить ей как вы любите ее…
Пожаловаться
Вiльна
Вiльна
Донецкая

да так оно и есть… бьет значит любит)))))))))))

Я и так ее обнимаю, и зацеловую, 100 раз вдень люблю говорю))) боюсь что даже с перебором, иногда уже отталкивает. Я сама эмоцианальная очень.

Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца

Очень хорошая статья.Согласна с ней полностью.

Пожаловаться
Мышка-мать
Мышка-мать
Мишутка
8 лет
Киев
Спасибо! Отличная статья!
Пожаловаться
КудряшкаЯ
КудряшкаЯ
Киев
Интересно



Пожаловаться
даша морозова
даша морозова
Фёдор
10 лет
Коломна

оо сохраню себе

завтра у нас распродажа книг

пойду покупать. а то атас у нас полный

что с ребенком делать незнаю

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
нелегкая это работа, воспитать хорошего человека…
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Alisa
11 лет
Шамбери

не со всем согласна.

Пожаловаться
МамаТаня
МамаТаня
Dima
9 лет
Москва

а я первым пунктом пользуюсь, а энергию можно на площадке на улице выплеснуть

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
я написала, так как тут одна подруга написала, что делать когда ребенок кусает, 90% советов было — укуси и ты его! Озверел народ!
Пожаловаться
МамаТаня
МамаТаня
Dima
9 лет
Москва
я даже себе представить это не могу честно говоря
Пожаловаться
Olga
Olga
Nicholas
8 лет
Лондон
Я честно своего ущипнула пару раз, ну не знала куда деваться, он мне так грудь надкусывал и оттягивал, что искры из глаз сыпались, у меня машинально это сработало, не знала, что делать, чтоб отпустил, а если так просто кусает за руку например, то стараюсь не обращать внимание, думаю, это возрастное от переизбытка эмоций
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Елена, народ давно озверел! Это норма тут, если ребенка ударили, укусили, дай в ответ! Это они так безобидно учат ребенка стоять за себя! И это считают ОНИ НОРМАЛЬНЫМ!
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
да я тоже тут недавно особь одну видела, учила дочь с горки детей ногами толкать! я так жалею, что ничего не сказала ей. но разве до таких доходит?
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж

Olga, я один раз только в жизни неудержалась и хлопнула сына по попе. Я до сих пор помню его выражение лица: он так посмотрел на меня будто я с ума сошла, то есть у него в глазах было прямо таки беспокойство за меня и какое-то недоумение! После этого я больше никогда не поднимала руку. Могу прикрикнуть очень редко, но работаю над самоконтролем. мы все живые люди...

Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
«Они» это простите КТО? Вы по каким-то определенным критериям выделяете себя в отдельную группу?
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет

Первые два предложения перечитайте.

Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Конечно в отдельную. Я не учу ребенка жестокости и лупасить в ответ.
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Т.е. если я вас правильно поняла, пошел он в школу, собрались пацаны, набили морду, а лег себе тихонечко и терпит. Вы же не учили его жесткости? Как по мне ребенок должен знать все грани человеческих эмоций и поведения. И вообще вопрос: вы робот? Вас не возможно вывести из себя? По поводу физнаказаний, тут согласна, не практикуем. У меня, к примеру, ребенок, когда бы в периоде от 1-1,5 лет без изменения интонации не понимал, что он что-то делает не так. И если ему продолжать в слащавом тоне напевать, то он будет делать тоже самое без всяких зазрений совести)
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Я на эту тему дискутировала тут сто раз. Почитайте, что говорят психологи по этому поводу. Если в кратце, то маленькие дети, а ваш еще маленький, не способны понять что такое дать сдачи в ответ. И если кто-то совершенно нечаянно его задел, то он вполне может долбануть в ответ. Бить в ответ — это не выход, это раз, иногда можно еще большую агрессию спровоцировать в ответ, особенно в наше время, это два, и три, парой лучше развернутся и уйти.

Про пацанов выше — пример глуповат, во-первых, если пацанов много, то хоть лежи, хоть дерись получишь сполна. И лучше в обществе зарабатывать уважение мозгами, а не кулаками.

Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Вот не интересно с вами! Вы в одной плоскости зрите. Пример, если вы не поняли, на то и пример, а в жизни на самом деле миллион вариантов может произойти. Я имела в виду возможность допуска «перекоса» в воспитании ваших детей. Понимаете, чтобы в должной мере оценить добро, надо знать зло, а иначе баланса не достичь. Это как 2 чаши одних весов! И как мне показалось, есть еще у вас линия навязывания своего мнения. Вы должны показать две стороны одной медали, а право делать выводы — оставить за ребенком. Так как ребенок — это ваше продолжение, то поверьте ему хватит сил и ума сделать правильные выводы. Чтение отдельных книжонок без базового знания психологии и педагогики, без опыта, это как по бокам пирог надкусить, а до начинки не добраться. Успехов!
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Вы не забывайте, что есть инстинкт самосохранения и этому не учат. Я стою на своем и не показывала никогда ребенку приемчики, именно потому, что она в волю возраста не оценит и будет применять где угодно, как я выше и писала. Но если ее целенаправленно пнут, она может пнуть в ответ! Это я наблюдала на площадке. И еще раз повторюсь, не учила я ее драться или как там....«постоять за себя». Случай у нас был и не один, смотрю по ситуации, иногда попинались, успокоились, разошлись, если дело заходит далеко, то разруливаю ситуацию я. Обычно уважу ребенка и объясняю обоим что такое хорошо и что такое плохо, либо чаще это объясняет и мама другого ребенка, те мы вместе.

Про добро, зло и равновесие маленько не из этой темы. Я все же попыталась объяснить о незрелости детской психике в этом нежном возрасте. Право выбора будет позже, когда ребенок научится оценивать ситуации и тд., тогда к данной теме можно будет еще раз вернутся, особенно, если у ребенка будут конкретные вопросы.

Психологией увлекаюсь давно, и начинала как раз с добра и зла, так что дискутировать можно долго и много, с вашей стороны было опрометчиво делать вывод о чтении «отдельных книжонок». И Вам удачи!

Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова
соглашусь с «Тетушкой». все должно преподноситься детям в в том возрасте, в котором они это могут воспринять и применить правильно, и в том виде, в котором они могут таки это воспринять правильно. если вы укусите реьенка в 1,5-2 года, он поймет таки это, как предательство, а в 5-6 может вы и сможете ему донести, что это способ вашего воспитания.

и потом про медаль, добро и зло. не обязательно давать проживать ребенку сло, чтоб показать, что оно существует и какое оно. за вас это еще 100 раз сделает социум, а наша задача, как родителей не дать ему разочароваться в добре

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
согласна 100% с oksy
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Кусать ребенка не обязательно. Достаточно напомнить ему, что он делает больно. Но про больно он должен знать, а иначе как он вас поймет, как вы говорите в таком «бессознательном возрасте». Вы к примеру никогда не пробовали горячего, от того, что я 100 раз скажу горячо, вам понятнее не станет, пока вы сами не попробуете, а попробовав однажды, запомните на всю жизнь. Я не говорила, что зло должны делать родители. Я написала, что ребенок должен его знать, чтобы в полной мере оценить добро, а это тоже, что и пример с горячим) Сознание и восприятие ребенка в любом возрасте оценивается только вашими рамками. Я говорю с ребенком наравне с рождения и иногда диву даюсь насколько он уже много знает, что по мнению других рано для нашего возраста.
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
А я не согласна)
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Эмм, те если ваш ребенок полезть в розетки, вы будите ждать пока его ударит током? По вашим методам выходит так.
Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова
я даю доче потрогать чашку горячего чая, чтобы она поняла причину, по которой я ей отказываю в этом же чае, но не позволю ей руку в кипяток засунуть. еще, надо учить интонацией голоса слову «нельзя», но не злоупотреблять запретами иначе ребенок перестанет реагировать. в некоторых случаях, например с розеткой, лучше поставить безопасный кляп на розетку, чем повторять 100 раз нельзя
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
Это я у супер мамы спрашиваю, а так, так же делаю, как вы.
Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова
ну, не суди строго. у каждого свои методы. меня в детстве били. и не мама, а братья и сестра. когда была молоденькой, то тоже была уверена, что буду бить, а с возрастом приходит мудрость. главное, что собеседница не бьет ребенка — это больше всего травмирует. а остальное со временем покажет результаты
Пожаловаться
Тётушка
Тётушка
СемикГномик
9 лет
И, кстати, опять для супер мамы, даже с горячей кружкой мне пришлось как минимум раз 5 дать потрогать, что бы донести ребенку, что горячо, а не на раз, как утверждаете вы. Да, наверное, если руку засунуть в кипяток на раз, то это запомниться на долго, но я такими методами не воспитываю.
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Да и пальцы в розетку сую и руку в кипяток опускаю) Всего доброго, разговор окончен
Пожаловаться
Lisenok
Lisenok
Булочка
6 лет
Пекин

интересно! возьму на заметку!

Пожаловаться
Ксения Пермякова
Ксения Пермякова
Ульяна
9 лет
Новоуральск

интересненькая статья!

Пожаловаться
Рыжик
Рыжик
Ростов-на-Дону
А как тогда воспитывать ребенка?
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
прочитайте книгу: Общаться с ребенком. Как? — Гиппенрейтер Ю.Б., там детально описано
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Личным примером. Можно даже ничего не говорить при этом)) Т.к. слова всегда дешевле поступков. И по мере взросление ребенок будет понимать всю глубину происходящего.
Пожаловаться
Рыжик
Рыжик
Ростов-на-Дону
Те когда ребенок обрывает обои, ему ничего не надо говорить, а ждать когда он поймет, что нельзя этого делать, так?
Пожаловаться
ツSuperMamaツ
ツSuperMamaツ
Киев
Вы не поняли вообще что я имела в виду. Вы спросили за «воспитание», я выше вам ответила.
Пожаловаться
Рыжик
Рыжик
Ростов-на-Дону
Я у вас уточняю на конкретном примере!

Те вы не знаете как эта система работает

Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова
надо понять причину, по которой он это делает. и попытаться исправить причину (обтда, месть, скука, выплеск эмоций), а не результат (обрывание обоев). а если ребенок крохотный. как в вашем случае — то всего лишь этап его развития. ему ничего невозможно объяснить, просто в таких случаях надо отвлекать на что-то более интересное
Пожаловаться
Рыжик
Рыжик
Ростов-на-Дону
Спасибо за разъяснение.

Обои подклеили и интерес теперь к ним утерян.

Пожаловаться
oksy
oksy
Монтова
Актуальные посты
пимофуцин
пинается в животе когда погладишь
найти описание и происхождение имени татьяна