Личный опыт
Итак:
Идём мы в парке по дрожки (или в ТЦ), и видим ответвление. О останавливаемся перед развилкой.
Я спрашиваю: «Куда идти: направо, налево или прямо, а может назад?», — дочка думает…
Я предлагаю: «А давай направо.», — и за ручку побуждаю её повернуть направо...
А она, например, хочет идти налево, а сказать-то не может… Берёт и тянет меня за руку в другую сторону, налево…
Я говорю: «Налево хочешь? Ну хорошо, идём налево.», — так выбираем путь, по нему и идём дальше до новой развилки, где так же всё повторяем...
И так всегда, на каждой прогулке.
С полутора лет дочка уже по команде (или по выбору) сама поворачивала направо-налево...
Позже, примерно, с 2 лет, дочка сама уже предлагаем мне выбрать путь, и говорит, куда будем поворачивать…
Право-лево чётко знает, даже не путается и меня ещё поправляет, — я иногда путаю, говорю: «Идём направо!», — а поворачиваю налево…
Дочка тет же меня поправляет: «Нет, это не направо, это налево!, Направо это туда...».
Я говорю: «Ой, да, извини, я перепутала… Направо это туда...!».
Ещё:
На машине едем, аналогично.
Видим поворот, я спрашиваю: «Как думаешь, папа щас повернёт направо, налево или поедим прямо?».
Сначала я говорила: «Наверно он повернёт налево...».
Позже дочка сама уже предполагать начала..., и очень радуется, когда получается угадать.
Игра «Право-Лево» во время ГВ:
Дочка просит грудь.
Я спрашиваю: «Какую грудь тебе надо, правую или левую?»
Дочкин ответ: «Эту!», с тыканием в желаемую грудь пальцем, — не принимается.
Я переспрашиваю: «Ты правую грудь хочешь?».
Дочка: «Да, правую!».
Я пытаюсь сбить её с толку: «Или левая...?».
Дочка: «Нет! Правую грудь дай.», — ответ принят, желаемая грудь дана...
----
Аналогично играем и в игру «Вверх-Вниз»:
Поднимаясь (или спускаясь) в горку или по лестнице, траволатору или эскалатору...
Я говорю: «Поднимаемся вверх.», — и мы поднимемся...
Или говорю: «Спускаемся вниз.», — и мы спускаемся...
Или спрашиваю: «Нам сей час куда идти, вверх или вниз?», — выбираем и идём...
Так же и рассматриваем движение других машин.
Проговариваем: «Смотри, эта машина повернула направо. Та машина поворачивает налево. А вон та машина разворачивается, чтобы поехать назад. А Та машина едет прямо, как и мы...».
----
Попутно обсуждаем и светофор.
Мы подъезжаем к светофору и останавливаемся.
Я говорю: «Смотри, все машины стоят, и мы тоже… Видишь светофор. Он горит красным цветом, поэтому машины должны стоять. Щас горит светофор для пешеходов, зелёным цветом. Щас пешеходам можно переходить дорогу, а машины пропускают… Скоро светофор переключится и мы сможем поехать дальше...».
Мы поехали дальше…
Я говорю: «Пешеходы все дорогу перешли, их светофор переключился и загорелся красным цветом. Они должны теперь пропускать машины, стоять и ждать… А наш светофор переключился и загорелся зелёным цветом. Мы можем ехать дальше...».
И так на каждом, по пути, светофоре.
Также мы знаем и зебру (подземный/надземный переход), что пешеходы, только по зебре (подземному/надземному переходу) должны переходить дорогу.
Но бывает и исключение, когда зебры (подземного/надземного перехода) нет, например, во дворах… Тогда переходим дорогу крепко держась за маму (если сильное движение — у мамы на руках), постоянно смотрим по сторонам..., и не задерживаемся, быстро переходим.
Знаем и лежачих полицейских. Что папе перед ними обязательно нужно тормозить, а ямы — объезжать…
И, если папа промчится по лежачему полицейскому, не затормозит, — ругаемся на папу: «Ая-яй папа! Почему перед лежачим полицейским не притормозил!...», — тоже самое, если папа промчится по яме...
Знаем, что пешеходы ходят, только по тротуару, а машины ездят, только по дороге.
Если мы идём по дороге, где нет тротуара, крепко держимся за маму и идём с противоположной стороны от дороги. При сильном движение — у мамы на руках.
Знаем остановку автобусов (или троллейбусов, трамваев, маршруток). Люди идут на остановку, ждут автобус, чтобы сесть в него и поехать по своим делам… И автобус высаживает людей, только на остановке...
Знаем метро, поезда, самолёты, яхты...
...
----
И так, как только слезли с коляски в 1 год, во время прогулки (или поездки), всегда по максимуму стараюсь всё комментировать в мельчайших подробностях, побуждая дочку на всё обращать внимание.
Примерно с 2 лет, дочка мне уже сама всё комментирует..., когда нужно сама хватает за руку и ускоряет шах, у дороги всегда «вжимается» в меня...
Важно: Во время игры деть должен быть здоровым и в хорошем настроении и заинтересован игрой.
Если деть капризничает или плохо себя чувствует, — это может его раздражать и довести до истерики.
Если вы увидите, что у ребёнка нет интереса к игре, не настаивайте. Предложите поиграть позже...
Процесс должен быть интересен ребёнку и приносить положительные эмоции. При первых проявлениях негатива, игру прекращаем.
__________________
P. S.: Если вы полагаете, что до того, как деть заговорит, с ним бестолку заниматься, типо он ни чего не поймёт..., и нужно ждать, когда он заговорит..., — это ошибочное мнение!
Пусть он не умеет разговаривать и не всё понимает… Но, как научится говорить, так и будет вам выдавать, всё, что услышал от вас раньше.
Не зря психологи, момент, когда деть с коленок самостоятельно встал на ножки и сделал свои первый шажки, называют — исследовательский.
С этого момента ребёнок — исследователь! А значит, всё уже можно и нужно...
Итак:
Идём мы в парке по дрожки (или в ТЦ), и видим ответвление. О останавливаемся перед развилкой.
Я спрашиваю: «Куда идти: направо, налево или прямо, а может назад?», — дочка думает…
Я предлагаю: «А давай направо.», — и за ручку побуждаю её повернуть направо...
А она, например, хочет идти налево, а сказать-то не может… Берёт и тянет меня за руку в другую сторону, налево…
Я говорю: «Налево хочешь? Ну хорошо, идём налево.», — так выбираем путь, по нему и идём дальше до новой развилки, где так же всё повторяем...
И так всегда, на каждой прогулке.
С полутора лет дочка уже по команде (или по выбору) сама поворачивала направо-налево...
Позже, примерно, с 2 лет, дочка сама уже предлагаем мне выбрать путь, и говорит, куда будем поворачивать…
Право-лево чётко знает, даже не путается и меня ещё поправляет, — я иногда путаю, говорю: «Идём направо!», — а поворачиваю налево…
Дочка тет же меня поправляет: «Нет, это не направо, это налево!, Направо это туда...».
Я говорю: «Ой, да, извини, я перепутала… Направо это туда...!».
Ещё:
На машине едем, аналогично.
Видим поворот, я спрашиваю: «Как думаешь, папа щас повернёт направо, налево или поедим прямо?».
Сначала я говорила: «Наверно он повернёт налево...».
Позже дочка сама уже предполагать начала..., и очень радуется, когда получается угадать.
Игра «Право-Лево» во время ГВ:
Дочка просит грудь.
Я спрашиваю: «Какую грудь тебе надо, правую или левую?»
Дочкин ответ: «Эту!», с тыканием в желаемую грудь пальцем, — не принимается.
Я переспрашиваю: «Ты правую грудь хочешь?».
Дочка: «Да, правую!».
Я пытаюсь сбить её с толку: «Или левая...?».
Дочка: «Нет! Правую грудь дай.», — ответ принят, желаемая грудь дана...
----
Аналогично играем и в игру «Вверх-Вниз»:
Поднимаясь (или спускаясь) в горку или по лестнице, траволатору или эскалатору...
Я говорю: «Поднимаемся вверх.», — и мы поднимемся...
Или говорю: «Спускаемся вниз.», — и мы спускаемся...
Или спрашиваю: «Нам сей час куда идти, вверх или вниз?», — выбираем и идём...
Так же и рассматриваем движение других машин.
Проговариваем: «Смотри, эта машина повернула направо. Та машина поворачивает налево. А вон та машина разворачивается, чтобы поехать назад. А Та машина едет прямо, как и мы...».
----
Попутно обсуждаем и светофор.
Мы подъезжаем к светофору и останавливаемся.
Я говорю: «Смотри, все машины стоят, и мы тоже… Видишь светофор. Он горит красным цветом, поэтому машины должны стоять. Щас горит светофор для пешеходов, зелёным цветом. Щас пешеходам можно переходить дорогу, а машины пропускают… Скоро светофор переключится и мы сможем поехать дальше...».
Мы поехали дальше…
Я говорю: «Пешеходы все дорогу перешли, их светофор переключился и загорелся красным цветом. Они должны теперь пропускать машины, стоять и ждать… А наш светофор переключился и загорелся зелёным цветом. Мы можем ехать дальше...».
И так на каждом, по пути, светофоре.
Также мы знаем и зебру (подземный/надземный переход), что пешеходы, только по зебре (подземному/надземному переходу) должны переходить дорогу.
Но бывает и исключение, когда зебры (подземного/надземного перехода) нет, например, во дворах… Тогда переходим дорогу крепко держась за маму (если сильное движение — у мамы на руках), постоянно смотрим по сторонам..., и не задерживаемся, быстро переходим.
Знаем и лежачих полицейских. Что папе перед ними обязательно нужно тормозить, а ямы — объезжать…
И, если папа промчится по лежачему полицейскому, не затормозит, — ругаемся на папу: «Ая-яй папа! Почему перед лежачим полицейским не притормозил!...», — тоже самое, если папа промчится по яме...
Знаем, что пешеходы ходят, только по тротуару, а машины ездят, только по дороге.
Если мы идём по дороге, где нет тротуара, крепко держимся за маму и идём с противоположной стороны от дороги. При сильном движение — у мамы на руках.
Знаем остановку автобусов (или троллейбусов, трамваев, маршруток). Люди идут на остановку, ждут автобус, чтобы сесть в него и поехать по своим делам… И автобус высаживает людей, только на остановке...
Знаем метро, поезда, самолёты, яхты...
...
----
И так, как только слезли с коляски в 1 год, во время прогулки (или поездки), всегда по максимуму стараюсь всё комментировать в мельчайших подробностях, побуждая дочку на всё обращать внимание.
Примерно с 2 лет, дочка мне уже сама всё комментирует..., когда нужно сама хватает за руку и ускоряет шах, у дороги всегда «вжимается» в меня...
Важно: Во время игры деть должен быть здоровым и в хорошем настроении и заинтересован игрой.
Если деть капризничает или плохо себя чувствует, — это может его раздражать и довести до истерики.
Если вы увидите, что у ребёнка нет интереса к игре, не настаивайте. Предложите поиграть позже...
Процесс должен быть интересен ребёнку и приносить положительные эмоции. При первых проявлениях негатива, игру прекращаем.
__________________
P. S.: Если вы полагаете, что до того, как деть заговорит, с ним бестолку заниматься, типо он ни чего не поймёт..., и нужно ждать, когда он заговорит..., — это ошибочное мнение!
Пусть он не умеет разговаривать и не всё понимает… Но, как научится говорить, так и будет вам выдавать, всё, что услышал от вас раньше.
Не зря психологи, момент, когда деть с коленок самостоятельно встал на ножки и сделал свои первый шажки, называют — исследовательский.
С этого момента ребёнок — исследователь! А значит, всё уже можно и нужно...
Я также все комментирую, только с одним пунктом не согласна:
Но бывает и исключение, когда зебры (подземного/надземного перехода) рядом нет… Тогда переходим дорогу крепко держась за маму (если сильное движение — у мамы на руках), постоянно смотрим по сторонам..., и не задерживаемся, быстро переходим.
Я бы не стала учить переходить дорогу там где нет перехода, я бы сказала, что: «Здесь перехода нет, надо пройти дальше и перейти дорогу по переходу либо по светофору»
так, что это от местности завесит )) если бы у нас они были..., то согласна ))
мы тоже так делаем, ну кроме ГВ) такое мне в голову не пришло
Также учила примерно :) лучше меня теперь знает где что.
мы пока не знаем право и лево… но хорошо знаем верх и низ)
у меня мелкий научился во время занятий на лошади. там-то не зевай, успевай за повод тянуть =)
ну молодцы, а мы с помощью тапок выучили