Ясли-сад (1)

Первый фактор — «разлука малыша с матерью». Прошу в комментариях обсуждать именно означенную тему, постепенно мы поговорим и о социализаци, и о развивающих занятиях, и т.п. Сегодня — о маме.

В настоящее время можно заметить, что люди зачастую боятся естественного, отдавая предпочтение изобретенному, неестественному. Это происходит в разных сферах жизни. К примеру, многие наши знакомые узнав, что мы покупаем органические продукты, приходят в ужас: «Да вы что, их же нельзя есть! Это так вредно!». Лучший довод, который мне довелось услышать, был таков: «В химических удобрениях все сбалансировано!». На родительских форумах не утихают споры по поводу грудного вскармливания – оказывается, грудное молоко «вредно», и только искусственная смесь может восполнить все потребности младенца. Когда я прихожу в рукодельный магазин и спрашиваю натуральную пряжу, меня принимается просвещать не только продавец, но и досужие покупательницы – разве я не знаю, что полезней носить синтетику? И так далее.

Тот же принцип проник и в воспитание. Если мама сама хочет воспитывать своего ребенка, это считается неестественным. Хотя разлука малыша с матерью противоречит его и ее природе! Нарушается самая главная связь, которая должна укрепиться на всю жизнь. Такая позиция, безусловно, не сформировалась «на наших глазах».

В СССР долгие годы людям внушали, что государство справится с воспитанием любого ребенка куда лучше собственной матери. Поначалу это касалось только беспризорных детей, но потом власть стала лишать родительских прав всех себе неугодных (например, исповедывавших какую-либо религию), отправляя ребенка в детский дом, под свою «надежную» опеку. Но и тех детей, которые росли в семьях, государство не оставляло надолго без присмотра – детские дошкольные учреждения становятся из подспорья для бедных семей обязательными и всеохватными. Материнский инстинкт заглушался пропагандой «освобождения женщин от бытового рабства», отдаления от семьи, погружения в общественную жизнь. Результаты этого «освобождения» мы видим до сих пор в угрожающей статистике разводов и абортов. Методично формировалось общественное мнение, осуждающее материнство как таковое. Женщина должна была воспроизводить потомство и сразу же отдавать его на попечение государства. Вспомните, каким было отношение в СССР к многодетным семьям! Да и ныне новость о рождении второго (и уж тем более – третьего!) ребенка вызывает не радость, а соболезнования у слушателей!

В Израиле ситуация была во многом схожей: киббуцницы* работали «для блага страны», отдавая детей с рождения в интернат, и это стало нормой для многих людей. Государство хотело самостоятельно воспитывать «новое поколение», не доверяя это дело «старорежимным» матерям.

Теперь не редкость мнение, что женщина, воспитывающая ребенка дома, лишает его всего необходимого. Да и самой маме необходимо время, чтобы свыкнуться со своей новой ролью. За ничтожно малый декретный отпуск – три месяца – женщина не успевает перестроиться, ведь материнский инстинкт формируется, он не врожденный (будь он врожденный, детские дома пустовали бы). Всего три поколения назад любая девочка постоянно нянчила малышей – своих младших братиков и сестричек, племянников, и т.п., и к своему деторождению подходила уже достаточно опытной в деле воспитания. Теперь же ситуация изменилась – у женщины, родившей первенца, нет никакого опыта ухода за младенцем, и часто бывают случаи, когда получив новорожденного на руки, она просто не знает, что с ним делать. Неудивительно, что она с радостью перепоручает его кому угодно.

Что же означает разлука с матерью для ребенка во младенчестве?

В первую очередь, может нарушиться эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи утверждают, что способность ребенка любить зависит от полученной им материнской любви во младенчестве.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений со взрослым человеком. Мать – посредник между ребенком и внешним миром, и когда ребенок теряет ее из виду, он пребывает в растерянности и страхе. Он еще не умеет самостоятельно реагировать на окружающую действительность, целиком и полностью зависит от эмоционального состояния матери.

Первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Некоторые мамы говорят: «Я так устаю дома, что буду только раздражаться, а воспитательница за ним лучше присмотрит, ей за это деньги платят». Казалось бы, всем давно известно, что любовь не купишь. Конечно, воспитательницы, как и все люди вообще, совершенно разные. И среди них попадаются прекрасные, заботливые, терпеливые. Но если мать, даже в сердитом расположении духа искренне любит своего малыша, то чужой человек на это не способен, независимо от профессиональных навыков. Текущее эмоциональное состояние берет верх, и ребенок ощущает только раздражение взрослого. Еще один странный аргумент, который доводилось мне слышать в защиту яслей: «Зато я прихожу с работы и полноценно общаюсь с ребенком, сиди я дома весь день – появится куча дел, не до ребенка!». Как можно полноценно эмоционально общаться после долгого рабочего дня? И потом, для ребенка очень важно наблюдать маму в самом разном настроении – да-да, и уставшую, подчас и сердитую, и радостную, и грустную, она ведь не робот! В этом и воспитывается будущий семьянин, у которого правильные представления о супруге. К тому же, самое лучшее для малыша – находиться с мамой, по мере взросления участвуя в переделывании этой самой «кучи дел». В совместной хозяйственной суете укрепляются семейные связи, в том числе и связь «родители-дети».

Лишь рядом с мамой малыш ощущает себя в безопасности, и если на его зов нет никакой реакции, то формируется недоверчивое и агрессивное отношение к миру и окружающим. Какой бы добросовестной не была воспитательница в яслях, она просто физически не может взять на руки четверых кричащих малышей! А ведь у детишек «цепная реакция», и если один заплакал, остальные тут же «подхватывают». Ребенок, плач которого неудовлетворен, теряет доверие к миру, и чувство уверенности в себе.

«Мать-ребенок» — это первый симбиоз с психологической зависимостью. Пройдя несколько стадий развития, человек избавляется от этой зависимости (подростковый возраст), и приобретает самостоятельность. Зачастую происходит наоборот – в период полной зависимости от матери, до года, мать старается как можно быстрее приучить ребенка обходиться без нее, но зато потом, когда ребенку пора взрослеть, пытается его удержать психологически, выступая против его самостоятельных решений. Неудовлетворенная в младенчестве зависимость от матери сохраняется в подсознании на всю жизнь и легко может смениться любой другой зависимостью.

Но не только младенцы эмоционально страдают в разлуке с мамой, это касается и дошкольников. На протяжении всего дня (а не только перед сном!) ребенок должен получать невербальные подтверждения родительской любви, а именно – телесный контакт и контакт глаз. Дети именно так усваивают, что они любимы и желанны. Если оба эти контакта или один из них нарушен, у ребенка может развиться чувство отвергнутости и подавленное эмоциональное состояние.

Конечно, многие возразят – ведь дети привыкают к саду, и потом с удовольствием туда ходят, даже не хотят возвращаться домой. Последнее как раз должно настораживать. Привыкание, адаптация – далеко не лучшая жизненная позиция для личности. Это продиктовано безвыходностью, что никак не способствует воспитанию внутренней свободы действий. К тому же, если ребенок при поступлении в садик тяжело «привыкал» — этот стресс не растворяется в воздухе, а оседает глубоко в памяти, и впоследствии даст о себе знать.

Если ситуация действительно того требует, и мама не может себе позволить находиться дома с малышом, то няня в любом случае предпочтительнее яслей или садика, так как у ребенка будет близкий человек, полностью посвященный ему. Это верно не только для младенцев, но и для дошкольников – можно найти женщину, присматривающую за двумя-тремя детьми, или маму, берущую еще одного ребенка к своему. Знаю случаи, когда мама решает отдать своего малыша в ясли, потому что «хорошую няню тяжело найти». Как вы думаете, сколько вариантов она видела? Сто? Двадцать? Десять? Правильный ответ – ни одного. Она слышала, что «няню тяжело найти», но ничего не предприняла. Может, немного пафосно прозвучит, но это правда – наши дети стоят наших усилий!

Что делать, если нет выхода, и ребенка необходимо оставить с няней, или отправить в садик:

1. Проверить, действительно ли нет выхода? Может, он есть, а родители его просто не искали?

2. Лучше выбрать няню, а не учреждение, хотя это, безусловно, дороже. Если вы боитесь, что ребенку одному будет скучно, можно поискать няню, берущую 2-3 детей.

3. Люди, которым вы поручаете ребенка, не должны вызывать у вас ни тени недоверия и подозрений! Не верьте рекомендациям, верьте своей интуиции и ребенку!

4. Лучше не отдавать ребенка в любое учреждение хотя бы до трех лет.

5. Проверить, что происходит в ваше отсутствие, очень просто, если ребенок умеет играть: поиграйте с ним в куклы, выполняя свою обычную роль «уходящей на работу мамы», а ему поручите быть воспитательницей или няней. Вы все увидите без прикрас. Если даже ребенок еще не говорит предложениями, его мимика вас не обманет.

6. После садика уделяйте ребенку максимум внимания.

*«киббуц» — коммуна наподобие колхоза.

апд: поскольку у моего журнала появилось очень много гостей, и данный пост обсуждается в других жж, мне придется дописать немного. Я пишу — как лучше. А малышу, бесспорно, лучше с мамой. Но не все могут обеспечить это ребенку — бывают разные обстоятельства. Главное, чтобы в своей ситуации мама старалась сделать максимум, чтобы ребенку было лучше. Моя статья в первую очередь обращена к тем, кто ни разу не задумывался об этом, и считает ясли или сад естественной средой для ребенка.

Ясли-сад (2)

December 12th, 2007

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Главный довод в пользу посещения ребенком яслей и сада – социализация. Ребенку необходимо общение, он должен уметь строить взаимоотношения в коллективе. Сразу замечу, что это в корне неверно для детей до трех лет – их общение со сверстниками может носить эпизодический характер, и в коллективные игры они еще не умеют играть. И уж тем более, утверждать, что трехмесячному младенцу нужен коллектив, просто глупо. Мы поговорим о среднем и старшем дошкольном возрасте, от трех до шести лет.

( Collapse )

Итак, ребенку необходимо общение. Но вдумайтесь – нормален ли с точки зрения человеческой природы коллектив сверстников? Разве вы на работе и в быту имеете дело только с ровесниками? У вас нет друзей старше или младше вашего возраста? Общение должно быть в РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ. Иначе ребенок не научится общаться в реальном, а не искусственно созданном, коллективе.

Если дети находятся, например, во дворе или на площадке, они могут выбрать партнера по играм. В условиях детского сада общение является вынужденным – хочет ребенок того или нет, но неприятная для него личность будет с ним бок о бок ежедневно. Общение не может происходить ПО ПРИНУЖДЕНИЮ.

Для нормального психического развития любому человеку необходимо иногда пребывать в одиночестве. Если для детей холерических и сангвинических темпераментов это время не так уж велико, то для флегматиков и меланхоликов оно куда более продолжительно и значимо. Человек должен уметь быть наедине с самим собой, приводить в порядок свои чувства и мысли, иногда заниматься делами, не требующими партнеров. Посещение детского сада не дает ВОЗМОЖНОСТИ УЕДИНИТЬСЯ.

К сожалению, фраза «ребенок учится общаться в коллективе» — всего лишь распространенное заблуждение. Учится ли он общаться? Завязывать и строить отношения, налаживать и поддерживать связи, осваивать различные типы взаимодействия с другими людьми? Вряд ли. Для того, чтобы ребенок полноценно общался в группе детей, необходим взрослый, который не будет вмешиваться там, где это не нужно, и придет детям на помощь, если они самостоятельно не могут разрешить сложную ситуацию. В условиях 20 и более детей на одного-двух воспитателей это невыполнимо. Таким образом, воспитатели организовывают игры тогда, когда инициатива должна исходить от детей, и не всегда успевают придти на помощь в конфликтных ситуациях, когда это действительно необходимо. К тому же, в таком коллективе ребенку ничего не остается, кроме как найти свою «нишу» в сложившихся отношениях. Это может привести к искажениям поведения, воспитывая изгоя или драчуна, ябеду или врунишку. Агрессивность и нетерпимость нашего общества не берутся из воздуха. Общество состоит из индивидуумов, и взрослые вырастают из детей. Чаще всего у ребенка не развивается конструктивная форма общения и взаимодействия с людьми, а лишь приобретается навязанная лидерами группы схема подавления более слабого. В детском саду ребенок как раз НЕ УЧИТСЯ ОБЩАТЬСЯ, а лишь принимает продиктованную группой форму общения. К тому же, социальная роль, с которой он свыкся в садике, может закрепиться за ним на всю жизнь. У ребенка складывается опыт общения только в заданных ситуациях. Самое лучшее решение – совместить пребывание ребенка с близким человеком (мамой, бабушкой, няней) и общение в различных социальных ситуациях (на площадке, во дворе, на занятиях в студии или на кружке, и прочее). Безусловно, и садовский ребенок может посещать другие детские учреждения, но в таком случае схема общения, которую он получает в детсаду, будет превалировать над остальными.

К тому же, когда общение избыточно и ребенок не умеет быть вне группы, формируется зависимость от коллективного мнения. Ребенок копирует интересы, поведение, и даже внешний вид лидирующих детей. Так растет зависимый и подвластный человек, боящийся остаться вне группы, боящийся пойти наперекор большинству, не ищущий своего мнения. Государству гораздо удобнее управлять такими людьми, живущими во власти стереотипов, и не желающими думать самостоятельно. Человек теряет способность мыслить автономно и принимать собственные решения.

Часто можно услышать, что, если ребенок воспитывается дома, он непременно вырастет замкнутым и чересчур застенчивым, а дети, привыкшие к коллективу с самого раннего возраста, чувствуют себя везде как «в своей тарелке». Это ошибочное мнение, поскольку существует много людей с нарушением коммуникации, несмотря на то, что они посещали и ясли, и сад, и школу. Да и для взрослого человека нормально чувствовать себя не очень комфортно первое время в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми. Как бы вы ни были коммуникабельны, не станете же бросаться на шею чужому человеку?

В довершение всего, ребенок, слишком много времени проводящий вне семьи, «отвыкает» от нее, и в выходные дни может чувствовать себя дома дискомфортно, что, разумеется, совсем нерадостное явление. Это, конечно, хорошо, что ребенок окружен друзьями и умеет общаться в коллективе. Но подумайте, ведь друзья, как бы прекрасны они не были, — «переменная», а вот семья – «постоянная величина»! И если ребенок учится общаться только с чужими людьми, а в семье не умеет себя вести – с чем предстоит ему столкнуться в собственной взрослой жизни? Какая модель семьи сформируется в его подсознании? К тому же, если малыш научится строить отношения в мини-группе (в условиях семьи, что естественней), то он сможет проецировать эти умения и на более многочисленный коллектив. Поэтому родителям нужно серьезно задуматься, какие именно коммуникативные умения ребенок выносит из детского сада.

Эмоциональное развитие детей. Ясли-сад (3)

сегодняшний разговор касается посещения ребенком садика лишь косвенно. Думаю, уважаемые читатели, вы поймете, почему.

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоциональность – основная психофизиологическая особенность детского возраста. Важность развития эмоциональной сферы в раннем детстве невозможно переоценить – именно в период дошкольного детства закладывается гуманистическая направленность в развитии личности и формируется структура семейных отношений будущего взрослого. Маленький ребенок не умеет воспринимать мир разумом, рационально и логически, его восприятие проходит только через эмоциональную сферу.

Уже в первый год жизни человека развиваются три направления отношений: к взрослым, к миру, и к себе. Ведущей деятельностью первого полугодия является общение, и на основе общения со взрослым у ребенка складывается образ окружающих, и себя, как субъекта коммуникации. Этот образ себя появляется как отражение отношения к малышу окружающих взрослых. В таком раннем возрасте формируется будущее доверительное и позитивное отношение к миру и людям, а также адекватная самооценка.

Основная форма коммуникации младенца – привязанность к родителям и близким, особенно – к матери. Самое первое проявление привязанности – беспокойство при отсутствии матери, ярко выражено уже к 7 месяцам. Постепенно привязанность развивается в высшую эмоцию – любовь. Все, что затрудняет эмоциональный контакт с матерью и остальными взрослыми, влияет и на формирование высших эмоций. Для развития полноценной личности важно, был ли ребенок желанный, нет ли у родителей завышенных ожиданий, удовлетворяют ли они его коммуникативные потребности. Главное – могут ли окружающие взрослые (особенно мама и папа) проявлять по отношению к ребенку «безусловную любовь». Принимают ли родители своего малыша таким, каким он является, не вызывает ли он разочарования, не ставят ли они условия для своих чувств? Конечно, на такое бескорыстие способны только самые близкие люди. Если ребенок с раннего возраста попадает в ясли, его воспринимают положительно только при ряде условий, например, хорошем поведении, послушании, и т.п. В таком случае о безусловной любви говорить не приходится.

У детей, в раннем возрасте отданных в ясли, снижается эмоциональная чувствительность, слабее выражена эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния другого человека). Эмпатия может формироваться только при доверительных отношениях, сочувствии, поддержке, понимании чувств близкого человека. Люди, выросшие в условиях нехватки любви и эмоционального контакта, отличаются неразвитостью эмоциональной сферы. Они не дифференцируют оттенки своих состояний, их эмоциональные реакции однозначны и примитивны.

Возраст от двух до шести лет в психологии назван «период аффективности» (Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание. Википедия). В этом возрасте эмоции очень бурные, нестойкие, ребенок легко переходит от одного состояния к другому.

Для этого возраста характерна так называемая «эмоциональная заражаемость» — ребенок подвержен влиянию эмоций окружающих его людей, легко их перенимает и усваивает. Для родителей очень важно следить, в каком эмоциональном состоянии пребывают они сами и, следовательно, их ребенок. В этот период начинает формироваться умение владеть своим эмоциональным состоянием, разбираться в собственных эмоциях, понимать свои и чужие переживания. Если эмоциональная сфера ребенка в такой важный период не получает достаточного развития, в будущем это может обернуться поиском эмоциональных стимуляторов (наркотики), сильной эмоциональной зависимостью от других людей (различные группировки или секты), а также склонностью к депрессиям и апатии.

Также необходимо упомянуть еще одну особенность дошкольного детства — наличие познавательных эмоций. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Познавательные эмоции могут возникнуть при соприкосновении с новым, неизведанным явлением окружающей действительности, и стимулируют познавательный процесс, помогают ребенку выработать собственное отношение к реальному миру, развивают творческие способности.

Это нужно знать всем родителям, желающим обеспечить своему ребенку достаточное интеллектуальное развитие. Для полноценного развития интеллекта необходимо правильное развитие эмоциональной сферы, особенно познавательных эмоций. Что же происходит, если ребенка в раннем возрасте начинают обучать? Он получает готовые сведения, которые должен обрабатывать логическим, а не эмпирическим путем. Но мышление ребенка образное, он еще не способен к аналитико-синтетической деятельности. То есть, взрослый передает ребенку свое, готовое отношение к окружающему миру, переработанную информацию. Этот способ не затрагивает ни одну из познавательных эмоций, а значит, интеллектуальная работа сведена к нулю. Интеллектуальная деятельность ребенка протекает только при условии высоких эмоциональных переживаний.

Для дошкольного возраста идеальным путем развития интеллектуальных способностей является игра, особенно сюжетно-ролевая, а также любая творческая деятельность, направленная на создание нового. Обучение таковой деятельностью не является, и родители, стремящиеся как можно раньше обучить ребенка, только тормозят развитие интеллекта. Разумеется, на первых порах такой ребенок будет производить впечатление «умника» — столько знает, в таком раннем возрасте уже пишет-считает-читает и прочее! Но результат проявится спустя несколько лет, когда при обучении, например, в старших классах. Вдруг окажется, что ребенок не способен к вариативности мышления, лишен креативного подхода, не умеет самостоятельно искать решения проблемы. Но главное – у него воспитывается отвращение к учебной деятельности и процессу познания, потому что познавательные эмоции оставались без дела в тот самый период, когда на них зиждется будущее интеллекта.

Разумные родители никогда не будут принуждать ребенка-дошкольника, заставляя его учить что бы то ни было: цвета, буквы, цифры, геометрические фигуры. Но в яслях или садике у ребенка выбор практически отсутствует: пришло время занятий, и все рисуют, или считают, или играют в кубики. Но воспитатель не может обеспечить в данный момент наличие познавательных эмоций у всей группы! Значит, какой-то ребенок (может быть – ваш?) будет заниматься безо всякого удовольствия, себе во вред. Еще один фактор, наблюдаемый в группе – соревнование детей. Никто не хочет быть отстающим, неуспешным. А если у ребенка раз от разу получается выполнение задания хуже и медленнее, чем у приятеля, закрепляется отрицательное отношение к занятиям подобного рода, и развивается плохая обучаемость. Система поощрений-наказаний только усугубит ситуацию – если вы начнете шантажировать ребенка, он непременно ответит тем же, только будет гораздо изобретательнее. К тому же, если ребенок понимает, что он должен учиться для родителей, то у него вряд ли сформируется радость познания, или стремление к собственному поиску.

Все, конечно, знают, о существовании так называемых кризисов какого-либо возраста: «кризис одного года», «кризис трех лет», и так далее. ОБ этом много пишут и спорят. Но знаете ли вы, что происходит между критическими точками? От одного кризиса до другого протекает «литический период». Он характеризуется тем, что определенные психические новообразования могут быть сформированы только в данный момент. В некоторых случаях формирование их в другое, менее благоприятное время сопряжено с большими трудностями, а в каких-то невозможно вообще – например, если до 5 лет ребенка не учили говорить, он не заговорит никогда. Период от рождения до пятилетного возраста – литический для формирования речи, и позже наверстать упущенное невозможно.

Период младенчества и дошкольного детства – литический для развития эмоциональной сферы. Именно тогда формируется будущий взрослый – каким вырастет малыш, зависит от родителей.

Ясли-сад (4). Биоритмы

на самом деле сегодняшняя тема имеет прямое отношение к продолжению разговора о садиках. ведь при подстраивании под общий режим, индивидуальный режим ребенка ломается.

Вопрос о влиянии ритма на психику мы еще обсудим подробнее, касаясь разных возрастов. если у вас есть вопросы — оставляйте, пожалуйста.

БИОРИТМЫ

Каждый человек, в зависимости от характера, темперамента, и физиологических особенностей организма, существует в определенном жизненном ритме. Если обратиться к научным определениям, то «биоритмы» — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живом организме. Каждый организм индивидуально реагирует на процессы, происходящие в природе, и отражает их. «Биологические часы» человека идут неравномерно в течение суток, что влияет на обмен веществ.

( Collapse )

за 24 часа происходит 5 подъемов и 5 спадов активности:

Подъемы:

с 5 до 6 утра,

с 11 до 12 часов,

с 16 до 17 часов,

с 20 до 21 часа,

с 24 до 1 часа ночи.

Спады:

с 2 до 3 часов,

с 9 до 10 часов,

с 14 до 15 часов,

с 18 до 19 часов,

с 22 до 23 часов.

Если у взрослых природные особенности в силу различных обстоятельств приглушены, то у детей они ярко выражены. Чем четче работают биоритмы, тем здоровее ребенок. Зачатки биоритмов наблюдаются у плода еще во внутриутробном периоде, в первые месяцы после рождения «биологические часы» устанавливаются и «настраиваются» в зависимости от множества факторов – генетических, экологических, даты рождения, биоритмов мамы. Особую роль играет контакт с матерью в первые месяцы после рождения, от этого зависит, насколько четкой будет работа биоритмов ребенка. Именно мать может почувствовать, какой режим требуется малышу, когда нужны изменения, как поддерживать необходимый ритм жизни, комфортный для ребенка.

Нарушение биоритмов, сбой «биологических часов» ведет к заболеваниям, как острым, так и хроническим. Также именно работа биоритмов влияет на способность ребенка адаптироваться к отрицательным влияниям среды: инфекциям, стрессам, изменениям условий жизни и деятельности.

По времени работоспособности люди условно делятся на три группы:

Голубей (они могут легко работать в любое время суток);

Сов ((лучше работают в вечернее или даже ночное время);

Жаворонков (эффективнее работают в ранние часы).

Дети, как и взрослые, различаются по динамике работоспособности.

Жаворонки наиболее внимательны с 8 до 10 часов утра, а совы — с 4-6 часов вечера. Важно учитывать природные особенности ребенка, чтобы режим помогал ему, а не мешал.

Также работоспособность зависит и от темперамента ребенка.

Медлительных, флегматичных детей ни в коем случае нельзя торопить и подгонять, а холерики, наоборот, потеряют всякий интерес к затянувшейся надолго деятельности. В вопросах физиологии организм слушается только собственных сигналов: ребенок должен вставать, когда выспался, есть, когда голоден, и так далее. С первых месяцев жизни малыш сам устанавливает собственный, уникальный режим, который будет меняться в соответствии с его потребностями и взрослением. Если мы постараемся большую группу привести к «общему знаменателю», то наверняка в ней окажутся и такие дети, которым время еды, сна, и активной деятельности будет неудобным. Если режим ребенка был более-менее похож на режим садика, то потери невелики, нужно только подождать адаптации. Если же в личном режиме наблюдаются сильные расхождения с тем, который предлагает детский сад или ясли – здесь возможны серьезные заболевания и отклонения в поведении. Влияние нарушения работы биоритмов может быть и отсроченным, выраженным в депрессии, сердечно-сосудистых заболеваниях, расстройствах сна, повышенной возбудимости нервной системы.


М. Озерова


Алина Крылова
Алина Крылова
Москва
041162

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Вологда
Дети индивидуальны. Нельзя всех под одну гребенку. Кому то в 2года нужен дет сад, а для кого то и а 4 года еще рано
Пожаловаться
Оля-Я
Оля-Я
Южно-Сахалинск
Для меня в садике самое страшное это питание. Как представлю, что моего ребенка сосиками будут пичкать, так дурно делается.
Пожаловаться
Оля-Я
Оля-Я
Южно-Сахалинск
Не дочитала даже, но сбалансированные удобрения это фишка!