ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ЭТАПОВ НАЧАЛЬНОГО ВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в норме
Основные показатели довербального и вербального развития
11 месяцев
Использования 3 «лепетных» слов с соотнесением.
12 месяцев.
Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 «лепетных» слов
1 год 3 месяца
6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста.
1 год 6 месяцев
Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела.
1 год 10 месяцев
ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела.
2 года
Словарь — минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию.
2 года 10 месяцев.
Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова «один».
3 года
Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку»
Следует помнить, что установление уровня речевого развития детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразой к 2,5 годам, должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом. Следует также иметь ввиду, что до того, как ребенок научиться произносить, он должен понимать обращенную речь.
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ в норме
3-6 месяцев
Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса
6-10 месяцев
Понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам «поцелуй маму», «где папа», «дай руку», «нельзя» и т.д.
10-12 месяцев
Понимает названия отдельных предметов
12-14 месяцев
Узнает предметы по изображениям
15-18 месяцев
Узнает предметы на сюжетных картинках
2 года 6 месяцев
Понимает обозначения действий в различных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит», понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – «пойди в кухню и принеси чашку» и т.п.
2 года 6 месяцев — 3 года
Понимает прочитанные взрослым короткие рассказы и сказки со зрительной опорой на иллюстрации и без нее
4 года
Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации
Бусятый почти не говорит, но показывает руки, ноги, все части лица, причем различает Димины ушки и мамины ушки, хорошо понимает речь (ищет телефон, поильник, ключи, когда его просишь, относит белье в стиральную машинку из зала, сегодня, например, попросила его взять дуршлаг и положить его в раковину на кухне, все сделал). Т.е. согласно данной шкале словарный запас у нас ниже нормы, а остальное в норме?