Конспект тренинга по воспитанию и поведению детей.

Была я пару недель назад на тренинге по воспитанию детей. Очень понравился. Основное внимание там уделялось борьбе с нежелательным поведением. Ниже мой конспект, надеюсь кому-то окажется полезным.


Копилка отношений

November 12, 2014

9:54 PM

Отношения с ребенком можно представить в виде копилки.

Положить в копилку можно:

·Выражение любви

·Разделение интересов

·Объятья и поцелуи

·Выражение благодарности за поступки

·Улыбки, контакт на уровне глаз

·Внимательное слушание

·Реальные ожидания

Забрать из копилки значит добиться, чтоб ребенок что-то начал делать или перестал.

А также:

·Крики, сарказм

·Удары

·Неблагодарность (помощь принимается как само собой разумеющееся)

·Нарушение обещаний

·Прерывание

В зависимости от уровня «сбережений» в банке возможны несколько вариантов:

1.Уровень высокий (кладем больше, чем берем) чего-то добится от ребенка можно своим влиянием, репутацией

2.Уровень низкий (кладем мало, берем/требуем от ребенка много) добиться чего-то от ребенка можно только силой

3.Копилка пуста от ребенка ничего нельзя добиться («мне всё равно, наказывайте»).

Любой воспитательный прием, в том числе негативная команда — это опустошение копилки, поэтому при использовании воспитательный методов надо начинать с того, который менее всего оказывает влияние на ребенка, и постепенно идти по нарастающей.

Приемы воспитания

November 12, 2014

10:06 PM

Для ребенка негативное внимание лучше отсутствия внимания. Большинство случаев плохого поведения связаны именно с желанием ребенка обратить на себя внимание!

·Реалистичные ожидания в зависимости от возраста ребенка и других параметров

·Никогда не задавай ребенку вопрос, ответом на который может быть Да или Нет, если ответ Нет в данном случае неприемлем. Надо задавать вопрос-выбор.

Например, выбор А или Б. Ребенок выбирает В. Если В находится в пределах квадрата, то надо сказать, что так как то-то и то-то (обосновать), то мы можем принять вариант В. Если же В находится вне квадрата, то однозначно Нет.

А●●Б

После 3-4 лет дети обычно раскусывают этот прием и он перестает эффективно работать.

·Нельзя применять один воспитательный прием всегда, надо подбирать прием в зависимости от ситуации (начинать с наименьшего воздействия)

·Нельзя устраивать соревнование/соперничество между братьями/сестрами, но можно между детьми и родителем (родитель проигрывает).

·Маленькие дети плохо воспринимают слово нет, не. При общении с ними лучше формулировать утвердительные высказывания. Например, вместо не бей кота — гладь кота; не беги - иди спокойно; не кричи — говори потише и т.д.

·Дети чувствуют себя удобнее, если в их жизни есть рамки, ограничения, так они чувствуют себя в безопасности.

·Ребенку никогда нельзя угрожать тем, что ты не собирается делать (например, вот отведу тебя к врачу — пускай уколы сделает, если не хочешь пить микстуру или сейчас пойду тебя цыганам отдам, раз ты так плохо себя ведешь)

Рутина

·Очень важна каждодневная рутина, она дает ребенку чувство контроля над ситуацией. Для налаживания рутины хорошо использовать графики, расписания, таймер. Для малышей можно делать расписание в виде перечня картинок-фотографий.

·Налаживание рутины пребудет очень большой поддержки со стороны родителей. Например, утром папа встает на пол часа раньше, чтоб поделать свои дела (умыться, поесть) и потом полностью, не отходя, сопровождает детей по их утренней рутине.

·Иногда важно создавать иллюзию, что следующий шаг — это не желание родителя, а требование графика или звонка. Например, зазвонил звонок будильника — надо собирать игрушки.

Последовательность ответа на неприемлемое поведение

November 12, 2014

10:37 PM

Методы воздействия (ответа) на неприемлемое поведение ребенка должны применяться от самого слабого к сильному. Причем уровень воздействия, если прием не помог, можно только повышать и ни в коем случае не понижать!

7.

Поставить причинно-следственное условие и выполнить его.

Обязательно надо быть готовым исполнить обещание/угрозу

Например, Если ты будешь продолжать плохо себя вести, то я не буду с тобой играть.

Если ты не перестанешь бегать по магазину, мы из него уйдем.

Или если не перестанешь бегать, то в следующий раз я тебя в магазин с собой не возьму (и таки обязательно не взять в следующий раз, если продолжит бегать, даже если потом извинится и будет очень проситься.

6.

Переходи от слова к делу.

«Дело» может быть любое, например, самому взять таймаут и пойти в другую комнату успокоиться. Или

Например:

Я вижу, что ты решил-таки сесть в тачку.

5.

Предоставление жесткого выбора

Оба варианта для выбора должны быть приемлемы для тебя, но не угрожающими для ребенка. Если после применения этого приема ребенок всё еще не изменил своего поведения, то ни в коем случает нельзя опускаться ниже по уровню воздействия, надо переходить от слова к делу.

Например:

Не бегай. Выбирай или ты ходишь спокойно, или садишься в тачку.

4.

Использовать Я-предложения.

Конструкция Я-предложения должан обязательно включать 3 элемента:

Когда…, я чувствую…, потому что…

Данная структура дает ребенку понять причину какого-либо правила или запрета. В даннос случае очень важен серьезный тон и контакт глаза в глаза (опуститься на уровень ребенка).

Например, ребенок бегает по магазину.

«Мне не нравится, что происходит; когда дети бегают по магазину это мешает другим покупателям.»

3.

Предложить позитивную альтернативу

Бывает, что дети плохо себя ведут просто потому, что они не знают чем еще себя занять. Альтернативу надо выражать детально.

Например, в магазине вместо «Не тяни с полок всё, что попало» — «Помоги выбрать для нас три лимона»

2.

Юмор, игры, отвлечь

Основной способ воздействия для детей до 2,5 лет.

Например, обмен: я дам тебе это, а ты мне это;

игра: давай оденем ботинок на нос, а теперь на ухо…

1.

Игнорирование(не обращать внимания).

Может применяться, например, при истерике (ребенок валяется на полу и кричит купи игрушку!). Также, если маленький ребенок материться, то надо сказать что так говорить плохо, а потом игнорировать высказывания, чтоб не награждать плохое поведение своим вниманием.

Таймаут

November 12, 2014

10:16 PM

·Метод 1,2,3 - тайм-аут. Сначала посчитать до 3х, а потом уже устраивать таймаут.

Тайм-аут подходит не для всех детей, для некоторых он ухудшает ситуацию, так как ребенок ощущает себя покинутым, одиноким и начинает паниковать.

·Прием тайм-аута в некоторых случаях хорошо заменять на Тайм-ин: посидеть вместе с ребенком, успокоиться, подышать. Хорошо работает для детей в возрасте около 6 лет.

Разное

November 12, 2014

10:05 PM

Если в комнате находятся два брата\сестры возратом до 6 лет, то в среднем конфликты между ними возникают каждые 7 минут.

В 4 года дети часто притворяются кем-то другим, обычно этот другой обладает некой силой или властью (супермен, учитель, родитель)

В 4 года начинается осознавание половой принадлежности

Причинно -следственные связи на уровне нейронов формируются в мозгу полностью только в 25 годам (у мужчин позже)

Ресурсы

November 12, 2014

10:26 PM

Parents2parents.ca

Развитие ребенка, много графиков для отслеживания поведения

Книга Don't let the pigeon drive a bus — для 4х лет

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Юлианна
Юлианна
Оттава
02621

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Воронеж
Почитаю обязательно, интересно)
Пожаловаться
Olga
Olga
Nicholas
8 лет
Лондон
Интересно