Четвертый-шестой месяцы жизни малыша

В статье цитируются главы из книги «Мой первый год»


  Сегодня у меня день рождения – 4 месяца, скоро будет 5, а потом и 6 месяцев. Я стал очень любопытным, мне интересно все-все на свете. Я – великий экспериментатор и все хочу знать!Я легко узнаю свою маму, на знакомого человека внимательно и выжидающе смотрю, радостно улыбаясь и разговаривая, а когда знакомый уходит, я огорчаюсь. При виде незнакомого взрослого мое оживление пропадает, тормозятся движения, я хмурюсь и могу заплакать.Я прекрасно умею различать голоса: к незнакомому – прислушиваюсь, ищу говорящего глазами, к повторному звучанию бываю безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушиваюсь, ищу глазами, поворачиваюсь, улыбаюсь, если голос замолкает беспокоюсь и ищу. Конечно, лучшие звуки для меня – это голос мамы! Только ее общество и ласки доставляют мне максимальное удовольствие, и именно у нее на руках я чувствую себя счастливым. Я четко различаю строгую и ласковую интонации обращенной ко мне речи и по-разному на них реагирую: на ласковую интонацию улыбаюсь и оживляюсь, на строгую – сосредотачиваюсь и хмурюсь, а могу и заплакать. Услышав свое имя, я всегда радуюсь, быстро оборачиваюсь в сторону взрослого и смотрю на него. Мне совсем нетрудно локализовать звук в пространстве, я поворачиваю голову в сторону невидимого источника звука и нахожу его глазами. Естественно, я по-разному реагирую на спокойную и плясовую мелодии: колыбельную слушаю спокойно, смотрю на поющего, мои движения заторможены; при звуках плясовой я оживляюсь, улыбаюсь и пою, радостно поглядывая на взрослого. После окончания пения еще некоторое время мое оживление сохраняется. При звуках колыбельной я опять становлюсь спокойным. В отличие от предыдущего периода (до 3 мес.) я обычно первым иду на контакт со знакомым человеком, и всегда обижаюсь и огорчаюсь, если мое стремление к общению не находит ответа. Моя внимательная мама никогда не оставляет без ответа мое желание общаться! Любые ее действия (кормление, купание, переодевание и т.д.) обязательно сопровождаются маминой улыбкой и зрительным контактом ''глаза в глаза''. Смыслом нашего общения является не только передача душевного тепла, но и обмен информацией. И мама умеет использовать общение для обучения меня тем знаниям и навыкам, которые нужны для развития речи. Мои эмоции в этом возрасте характеризуются необычайной яркостью и подвижностью, часто и легко возникает комплекс оживления. Я не сижу без дела и постоянно чем-то занят: рассматриваю и хватаю игрушки, слежу за окружающим; громко смеюсь в ответ на эмоциональное речевое общение со мной, умею подолгу активно гулить и повторять за взрослыми звуки. А рассмешить меня несложно: маме достаточно дотронуться своим лицом до моего животика, подуть и ''побубнить'' (бу-бу-бу) в него, а также пощекотать шейку и грудку и т.д. – и я буду заливаться веселым смехом. Звуки, которые я произношу при попытке дотянуться до игрушки, конечно же, четко отличаются от звуков, выражающих мое недовольство или призывающих поиграть. Мама легко замечает такие призывы и никогда не оставляет их без ответа! Она повязывает себе на шею яркий шарф (галстук или крупные бусы) и наклоняется надо мной. Я вижу её лицо и пытаюсь схватить этот шарф (бусы) и поиграть им… Наверно, неплохо говорить я уже научился: длительно, нараспев произношу гласные звуки (в одиночестве, при виде взрослого, игрушки или в процессе общения). В конце 5-6 месяца появляются первые редкие попытки произнести какой-либо один слог («ба», «ма»), иногда могу, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним. Я многому научился за это время. Сразу после того, как меня положили на живот или при виде игрушки я выпрямляю руки, высоко поднимаю голову и верхнюю часть туловища, лежу, опираясь на ладони выпрямленных рук; внимательно наблюдаю за игрушкой, поворачиваю голову и туловище, ложусь на бок и сразу переворачиваюсь на живот. При поддержке под мышки, я умею твердо опираться обеими выпрямленными ногами, Умею переворачиваться с живота на спину. А также делаю попытки достать игрушку, подползая вперед, подтягиваясь на руках, двигаясь вбок (переставляя руки) или назад. И даже пытаюсь подняться и стоять на четвереньках. Раньше я хватал игрушки всей кистью (захват как у обезьянки), но мама научила меня правильно брать игрушки, противопоставляя большой палец остальным четырем. А когда я еще подрос, то научился брать мелкие вещи указательным и большим пальчиками (пинцетный захват). Хотя я сильно повзрослел, мне по-прежнему нравится, когда мама держит меня на руках и крепко прижимает к себе. Кроме того, я обожаю, когда меня в вертикальном или горизонтальном положении быстро поднимают вверх и крутят вокруг своей оси, а затем прижимают к себе или опускают вниз, при этом мне разрешают иногда упираться ножками в пол. Потом все движения снова повторяются в различном порядке. Здорово! Я как гимнаст-парашютист, попавший на американские горки.
Но лучше всех, конечно, это упражнение делает папа. Кроме того, он умеет качать меня на своих коленях, крепко удерживая за плечи и спинку, при этом папа подкидывает меня вверх-вниз и даже в стороны. Сначала я немного встревожился и испугался, но папа так смеялся и гудел, что я быстро развеселился.
А вот еще одна замечательная игра, которую тоже придумал мой папа. Я важно лежу на большом одеяле, которое держат за кончики папа и мама. Они медленно качают меня в стороны и вверх-вниз. Увидев, что я доволен, они смеются, поют песенку и качают еще быстрей, потом еще… Я смеюсь вместе со всеми, и все очень рады. Мама и папа обязательно следят за моей реакцией на игру и, если нужно, всегда приходят на помощь. Похоже, я немного устал и у меня кружится голова. Услышав мое ворчание, мама берет меня на руки. И у меня опять хорошее настроение, но хочется кушать.
Подошло время обедать, что там у нас вкусненького? Я уже хорошо ем с ложки овощное пюре и кашу.
Мама подносит к моему рту ложку с кашей и всегда терпеливо ждет, когда я сам открою рот в ожидании очередной порции. Она никогда не пытается ЗАПИХНУТЬ мне еду в рот! Естественно, во время еды мне очень нужно залезть в тарелку и попробовать пюре руками. Я сразу становлюсь похожим на овощного монстра, все вокруг в пюре. Бабушка пугается, но мама не сердится – она у меня современная. Кроме того, это развивает зрительно-двигательную координацию. В середине обеда мне захотелось пообщаться с мамой, но она этого не поняла и продолжала меня кормить. Настроение сразу испортилось. Мама, не забывай: мое желание общаться важнее всего на свете! Тем более, важнее какого-то обеда… Жалко тратить время на сон, но глаза слипаются, и семья отдыхает – я опять сплю… Похоже, у меня проблема – отчаянно чешутся ручки и ножки. Это невыносимо, и я проснулся от страшного зуда и стал капризничать. Мама стала искать причины моего беспокойства и увидела красные пятнышки на моем теле. Тревога, свистать всех наверх! В доме паника, которая меня расстроила гораздо больше, чем какие-то пятнышки, и я завопил с новой силой.
Хорошо, что быстро приехал мой друг, доктор, который всех успокоил. Оказывается, я съел что-то не то на обед и у меня обыкновенная пищевая аллергия. Доктор прописал мне строгую диету и какие-то горькие таблетки, а маме хотел назначить успокаивающее средство, но она честно обещала больше не паниковать.
К вечеру все мои неприятности завершились, и у меня появились новые интересные игрушки, которые придумала мама. Это разноцветные мешочки разной формы из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...), которые наполнены рисом, манкой, бобами, горохом” мукой, вермишелью, ватой, тряпками и др. Каждый мешочек пахнет приятно, по-разному: мятой, валерианой, лавандой, душицей, корицей и др (для этого можно использовать ароматические масла и травы). Мне очень нравится их ощупывать и брать в рот, занятно трясти мешочки – все они шумят неодинаково.
Мама подробно изучила, какие запахи для меня приятные, а какие – гадкие. В дальнейшем, как я понял, мама использовала неприятные запахи, чтобы отучить меня от хватания опасных предметов.
Над моей кроваткой папа иногда натягивает веревочку, на которой крепко-накрепко привязаны предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности (разнообразные тряпочки и мешочки, детали от конструктора, кусок клеенки, набор разных пуговиц на леске, маленькие кастрюльки, разные ключи, деревянные ложки, маленькие сковородки, новые зубные щетки, резиновые игрушки и т.д.). К сожалению, их нельзя оторвать и проглотить, но зато я могу хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. Также мне очень нравится комкать бумагу и шуршать клеенкой, жалко, что мама не разрешает их жевать. В моей кроватке всегда есть несколько самых разнообразных пищащих игрушек, которые можно брать в рот. А когда они надоедают, мама заменяет их на новые. В настоящее время у нас с бабушкой появилась старая, но очень увлекательная игра: «Ладушки, ладушки, где жили, у бабушки… Полетели, полетели, на головку сели». Я сам пытаюсь хлопать в ладоши и поднимать ручки на голову. Пожалуйста, не думайте, что все эти игрушки и занятия тотчас одновременно свалились на меня в один миг. Каждый день – разные и только тогда, когда я этого хочу. Просто я детально рассказываю о своей жизни, которая пока в основном состоит из игры… Мама обязательно часто зовет меня по имени, и я его, наверное, уже запомнил… Мама очень хочет, чтобы я как можно быстрей научился говорить, и поэтому любые свои действия сопровождает словами: когда меня кормит она говорит «Открой ротик», когда одевает – «Давай ручку», когда играет – «Возьми мишку» и так далее. Слова мамы разные по интонации и всегда сочетаются с жестами и определенным выражением лица. И мне кажется, что с каждым днем я понимаю обращенную речь все лучше и лучше. Когда я пою песенки и разговариваю сам с собой, мама всегда присоединяется ко мне. Она наклоняется ко мне и с улыбкой начинает повторять звуки (меняется интонация и мимика), которые я только что произнес, потом ждет моего ответа. И я отвечаю! Мама постоянно, в любой ситуации готова вызывать меня на разговор. Вот почему у меня никогда не пропадает желание гулить, а скоро я научусь говорить по-настоящему. Часто к нашему общению присоединяется папа, бабушка и старший брат: все они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный «о». И хотя каждый повторяет звук по-разному, я постепенно понимаю, что это тот же самый звук. Наверное, это пригодится мне для понимания речи других людей, а не только мамы. Папа играет со мной в более серьезные игры: он учит работать меня двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку, потому что важнейшим этапом моего развития в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука). Я внимательно смотрю на игрушку, протягиваю руки к ней, ощупываю, рассматриваю и захватываю ее, находясь в любом положении, умею держать, толкать, кидать ее, следить за ней взглядом, могу подолгу заниматься игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.
А вот и новая, весьма полезная игра: я держу кольцо одной рукой, а папа мне дает погремушку в другую руку, затем предлагает пульт от телевизора. Что же делать? Пульт мне чрезвычайно нужен, но и другие игрушки не хочется выпускать. Тогда я перекладываю погремушку в руку с кольцом и легко беру пульт. Конечно, это все получается не так легко и быстро, но я стараюсь, и… Победа! Ой, вдруг включился телевизор. Папа объясняет и показывает мне, в чем дело, и уже через несколько дней я нажимаю на кнопочки пульта и включаю телевизор сам (если разрешают). Наконец-то я научился удерживать тяжелую и большую игрушку двумя руками, одной рукой не получается, а двумя – пожалуйста (папа научил!).
А вот эта игра очень вкусная: мама намазывает мою левую ладошку клубничным джемом (на мед у меня аллергия), потом указательным пальцем правой ручки собирает джем с ладошки и подносит его к моим губам – я облизываю палец, вкусно. Еще несколько попыток, и я могу делать это сам. Затем все наоборот, джем на правой руке и т.д…
Несомненно, у каждого члена нашей семьи есть своя любимая игра с мной. Папа любит качать меня на коленях и припевать «Вот так едут казаки, казаки, казаки; вот так едут доктора, доктора, доктора, вот так едут мужики, мужики, мужики. По кочкам, по кочкам, и в яму бух!» Казаки скачут (подскакиваю на коленях высоко-высоко). Доктора едут трусцой (колени прыгают мелко и ритмично). Мужики едут шагом (колени медленно поднимаются и опускаются). Затем я переваливаюсь с одного колена на другое, потом колени раздвигаются, и я падаю между ними (пугаюсь и смеюсь), а папа меня ловит. Замечательно!
После такой игры папа учит меня садиться: я полулежу на подушке, а папа дает мне свои пальцы, за которые я крепко хватаюсь. Затем папа медленно тянет меня на себя, присаживая, и – ура, я сел! Иногда, чтобы еще больше развеселить меня, во время такого присаживания папа покачивает меня из стороны в сторону...
Почти каждую неделю у меня появляются новые навыки и умения. При виде груди мамы или бутылочки я тянусь руками и захватываю их, во время кормления – руки на бутылочке, умею есть с ложки полугустую и густую пищу – раскрываю рот, когда ложка коснется губ или раньше, снимаю пищу губами. А еще я умею пить из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.


Ишбердина Зульфия
Ишбердина Зульфия
Данияр
12 лет
Уфа
111300

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катеринаツ
Катеринаツ
Виктория
7 лет
Владивосток
очень интересно)