Китайское исследование К.Кэмпбелл - Глава 17. Большая медицина: чье здоровье она защищает? Вызов, брошенный доктором Макдугаллом.

Джон Макдугалл выступает в защиту питания цельными растительными продуктами дольше, чем любой другой известный мне практикующий врач. Он написал 10 книг, причем некоторые из них разошлись полумиллионными тиражами. Он обладает феноменальными знаниями в области питания и здоровья, превышающими знания всех врачей, с которыми я когда-либо сталкивался, и моих коллег в академической среде, специализирующихся на вопросах питания. Мы недавно встречались у него дома в Северной Калифорнии, и он показал мне четыре или пять металлических шкафов, выстроившихся вдоль стены его кабинета. Вряд ли в стране найдется много людей, чья коллекция научной литературы по вопросам питания и болезней могла бы поспорить с коллекцией Макдугалла, и, что самое главное, Джон очень хорошо в ней ориентируется. Для него обычное дело – проводить пару часов в день в интернете за просмотром самых свежих статей в научных журналах. Если кого-то в образовательной среде и можно назвать идеальным «педагогом-врачом, ориентированным на лечение при помощи правильного питания», то это Джон Макдугалл.


В детстве Джон ел жирную пищу, типичную для западных стран. По его словам, в день у него было четыре праздника: Пасха на завтрак, День благодарения в обед, Рождество на ужин и день рождения во время десерта. Это не прошло для него даром, и, когда ему было 18, через несколько месяцев после поступления в колледж, у Джона случился инфаркт миокарда. Выздоровев и начав по-новому ценить жизнь, он стал круглым отличником, а затем окончил медицинский вуз в Мичигане и интернатуру на Гавайях. Практику он проходил на Большом острове на Гавайях, где лечил тысячи пациентов, из которых одни недавно эмигрировали из Китая или с Филиппин, а другие были китайцами или филиппино-американцами в четвертом поколении.


Именно там Джон стал несчастлив как врач. Многие проблемы со здоровьем у его пациентов возникли в результате хронических заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания и артрит. Джон лечил их так, как его учили, используя стандартные комбинации таблеток и процедур, но очень немногие выздоравливали. Их хронические болезни не исчезали, и Джон быстро понял, что он как врач серьезно ограничен в возможностях. Он начал узнавать кое-что еще, изучая своих пациентов: представители первого и второго поколения иммигрантов из Азии, которые питались более традиционной, характерной для азиатских стран пищей из риса и овощей, были в хорошей форме, активны и энергичны и не страдали от хронических болезней, поражавших других пациентов Джона. Американцы азиатского происхождения в третьем и четвер-
том поколении полностью перенимали западные привычки в питании и страдали от ожирения, сахарного диабета и других хронических заболеваний. На примере своих пациентов Джон стал понимать, как важно правильное питание для поддержания здоровья.


Поскольку ему не удавалось вылечить людей и таблетки и процедуры не помогали, он решил, что ему нужно повысить квалификацию, и стал участником программы для выпускников медицинских вузов (резидентура) в Королевском медицинском центре в Гонолулу. Именно там он получил общее представление о границах, устанавливаемых влиятельными медицинскими кругами, и о том, как медицинское образование формирует взгляды врачей. Джон вступил в эту программу, надеясь усовершенствовать свои методы лечения таблетками и процедурами, чтобы стать более квалифицированным врачом. Но понаблюдав за тем, как опытные доктора лечат пациентов при помощи таблеток и процедур, Джон понял, что они работают не эффективнее его самого. Их пациенты не только не выздоравливали – им становилось хуже. Джон понял: что-то не так с системой, а не с ним, и занялся изучением научной литературы. Как и Эссельстин, он убедился, что диета, основанная на цельных растительных продуктах, способна не только предотвращать болезни, от которых страдали пациенты, но и лечить их. Эта идея, как выяснилось позже, была без восторга воспринята его преподавателями и коллегами.


В такой обстановке лечение при помощи правильного питания считалось шарлатанством. Джон спрашивал: «Оказывает ли питание какое-либо воздействие на сердечно-сосудистые заболевания?», и его коллеги отвечали ему, что результаты научных исследований в этой области противоречивы. Он продолжал читать научную литературу и консультироваться с коллегами, но это приводило его в еще большее замешательство. «Когда я читал литературу, – рассказал он мне, – то не видел там никаких противоречий. Там все было сказано предельно ясно». За все эти годы Джон начал понимать, почему так много терапевтов заявляли о противоречивости вопросов питания: «Ученый сидит за завтраком, и в одной руке у него газета, где сказано, что холестерин губительно действует на артерии, а в другой – вилка, на которую наколоты яйца и бекон, и он говорит: “Здесь что-то непонятно. Я в замешательстве”. В этом-то и заключается противоречие. Только и всего».


Макдугалл рассказывает, как ему довелось разговаривать с 38-летним мужчиной и его женой после того, как муж пережил второй инфаркт миокарда. Будучи врачом-стажером (а не основным лечащим терапевтом), он поинтересовался у пациента, что тот намерен делать, чтобы избежать третьего, смертельного инфаркта: «Вам тридцать восемь лет, у вас прекрасная молодая жена, пятеро детей. Что вы намерены предпринять, чтобы не оставить жену вдовой и детей без отца?» С отчаянием и разочарованием в голосе мужчина ответил: «Ничего. Я не пью, не курю, занимаюсь физическими упражнениями. Соблюдаю диету, которую предписал мне мой диетолог после последнего инфаркта. Больше я ничего не могу сделать».
Джон рассказал этой паре то, что узнал о правильном питании. Он предположил, что этот мужчина может излечиться, если будет есть здоровую пищу. Пациент и его жена с воодушевлением восприняли эту новость. Джон долго беседовал с ними и покинул палату с чувством удовлетворения. Он наконец кому-то помог, выполнил свою задачу. Он радовался пару часов. Затем его вызвал к себе главврач. Главврач поистине вершит судьбы стажеров. Увольняя стажера, он не только оставляет человека без работы, но и ставит крест на его дальнейшей карьере. Воодушевленные супруги поделились со своим терапевтом тем, что они только что узнали. Терапевт сказал им, что это все неправда, и незамедлительно доложил о словах Джона главврачу. Главврач провел со стажером серьезную беседу. Джон помнит, как главврач сказал ему, что он «значительно превысил свои полномочия и должен серьезно относиться к медицине и выбросить из головы всю эту чушь по поводу питания, которое никак не связано с болезнью». Из слов главврача было ясно, что на карту поставлена работа Джона и его профессиональные перспективы. Поэтому Джон прикусил язык до тех пор, пока не получил образование.


В день, когда Джон окончил обучение, между ним и главврачом состоялась финальная беседа. Макдугалл вспоминает, что это был умный человек с добрым сердцем, но он слишком привык к сложившемуся положению дел. Главврач усадил его и сказал: «Джон, я думаю, ты хороший врач. Я хочу, чтобы ты это знал. И хочу, чтобы ты знал, что мне нравится твоя семья. Именно поэтому я и собираюсь тебе это сказать. Меня беспокоит, что ты умрешь голодной смертью из-за своих безумных идей, связанных с питанием. Ты добьешься того, что твоими пациентами будет лишь горстка бомжей и хиппи». Джон помолчал немного, собираясь с мыслями, а затем ответил: «Возможно, это и так. Значит, мне придется умереть голодной смертью. Я не могу прописывать таблетки и хирургические операции, которые не приносят пользы. К тому же, по-моему, вы ошибаетесь. Не думаю, что это будут бомжи и хиппи. Это будут успешные люди, многого добившиеся в жизни. Они зададут себе вопрос: “Я достиг таких больших успехов, так почему же я такой толстый?”» Джон взглянул на круглый живот главврача и продолжил: «Они спросят себя: “Если я так успешен, почему же я не могу контролировать свое здоровье и свое будущее?” Они прислушаются к моим советам и поверят мне».


Джон получил высшее медицинское образование, и при этом у него был всего один час занятий, посвященных питанию, на котором рассматривалось использование детских смесей. Он на собственном опыте убедился в правоте исследований, свидетельствующих о вопиюще недостаточном обучении терапевтов по вопросам питания.


AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
114523

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж

хорошая статья! ведь не даром говорят, мы -то, что мы едим. ТОлько надо исправить западное питание на «американское» питание! Во Франции немного людей имеют проблемы с лишним весом. В основном все худые и питаются очень хорошо. Я по себе вижу: жила на Украине весила около 58 кг, потом жила в Китае попровилась от их еды на 4-5 кг, после того, как переехала во Францию — похудела на 5 кг.

Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
Франция — это отдельная песня, я думаю брешут, что французам так помогает красное вино, скорее дело в количестве и качестве поедаемого. Я жила тоже во Франции. мой вес не менялся никак. Людей с избыточным весом видела и чаще всего среди бедных и социально неустроенных. причина скорее всего в качестве покупаемой еды и в нежелании или невозможности следить за питанием.

вы вот как-нибудь заедьте в Германию и сравните. вот там все встанет на свои места.
Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
плюс-минус 5 кило это не так много.
в вашем случае возможно вы стали питаться немного более качественными продуктами во франции, вот и все, а азиатская пища — это зачастую невероятные сочетания продуктов, с которыми организм не в состоянии разобраться плюс усилители вкуса. для меня лично к тому ж еще азиатская кухня очень увлекательна — остановиться трудно, хотя уже давно пора . и украинская тоже .
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
я была в Германии и в Швейцарии тоже, и в Италии, Испании, Англии, Голландии, Бельгии… Конечно, из всех вышеперечисленных самая здоровая еда- французская. Но тем не менее в России и Украине люди полнее в общей сложности. А в Китае большинство блюд в соусе, прям плавает в жире… Они раньше такие худые были, потому что голод у них постоянный был, один рис ели. Традиционное китайское приветствие, это не «как дела», а «ты сегодня кушал?» А вообще доказано, что самая здоровая в мире еда — японская. У них самая высокая длительность жизни…
Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет

ну не знаю насчет «самой здоровой французской» еды. Если сравнивать эльзаскую кухню и кухню юга Франции — то это две большие разницы. какая из них является эталоном французской кухни?

В швейцарии тоже полных немного, особенно стариков и людей к 40, (а вот среди молодежи я вижу людей с перевесом намного чаще) хотя традиционный рациончик здесь — огого.

прикольно про приветствие у китайцев, а что надо отвечать?

кстати книжка, откуда эта глава как раз и началась с того, что лет 50 назад автору заказал исследование китайский министр. нужно было выяснить почему китайцы начали болеть и умирать от рака в таком количестве.

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж

за эталон беру то, что реальные французы едят каждый день, а не фруагру и прочее :) Например овощи, салаты, мясо почти сырое, рыбу в духовке, практически без соуса… меню моего сына в садике тоже не перестает меня радовать.

Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
вы в хорошей среде живете ))
а как же бесконечные багеты и сыр бри? я видела по утрам в окошко демонстрации местных жителей с вязанками багетов — готовились к завтракам. и лионская колбаска еще?
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
мы едим иногда по выходным круассан на завтрак, я так у нас только цельнозерновой хлеб. И маленький кусочек сыра после ужина всегда… ничего страшного не вижу в этом, это ж не 500 гр сожрать сыра за раз. Я думаю, у французов нет проблемы с весом, потому что у них все можно, но в меру, все в маленьких порциях… колбаска лионская это из раздела фруагры, 30 гр раз в год за праздничым ужином
Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
да, размер порций важен, все правильно. и питаетесь вы очень разумно.
но у меня стается ощущение, что мы жили в разных странах.
извините за нескромность, ваш муж — француз?

мы раз пригласили наших соседей и по совместительству хозяев дома, где мы снимали квартиру, в гости. сделали пельменей им. они пищали от восторга и рубали с большим энтузиазмом. умеренность вся где-то отдыхала в это время.

еще я вспомнила такую еду, как фондю.
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж

да француз, и поголовная часть друзей тоже… Фондю мы кушаем 2 раза в год, когда в Альпах зимой на лыжах… Видимо уж больно вашим соседям понравились пельмени! кстати свекровь моя есть вечером только помидоры и моцареллу… Запивает это все дело белым вином. Весит 48 кг :) Я когда у них в гостях, полуголодная спать иду. Мой муж может иногда не есть вообще вечером

Родители мои когда прилетают в гости каждый раз худеют, мама один раз была 2 месяца почти 10 кг ушло. Хотя ели мы всегда прилично (по нашим меркам)

Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет

вот точно, как в другой стране жила.

но вообще, мы не жили в Париже, а жили в деревне в Лоррейне, это совсем другое наверное. и похоже в семье вашего мужа привыкли очень разумно относиться к питанию. Это очень здорово.

а у нас сейчас к новому году ближе у аборигенов начнутся «недели фондю» , естественно, поголовно все неделями это не едят, но это пропагандируется ресторанами и супермаркетами

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
ну понятно, что у нас тоже рекламируют печенье и сыр и прочее :) Это ж не значит, что нужно это кушать каждый день в неограниченых кол-вах. можно иногда себя побаловать. а аборигены это кто?
Пожаловаться
AlpenKuh
AlpenKuh
ТожеДеловой
7 лет
швейцарцы — аборигены швейцарии
мы с мужем русские — понаехавшие
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
ааа, смешно их так называть. мне аборигены это больше племена в Африке где-то… :)