Существует множество вариантов совместного сна, т.е. ситуации, когда ребенок спит в тесном физическом и эмоциональном контакте с родителями, часто на расстоянии вытянутой руки. Совместный сон с ребенком не ограничивается только ситуацией, когда ребенок спит в одной кровати с родителями. Термин «совместный сон» также включает в себя сон ребенка в одной комнате с родителями, пусть и в разных постелях, и любую другую ситуацию, в которой малыш и родители спят на расстоянии протянутой руки друг от друга, необязательно на одной и той же поверхности.
Единого правильного способа совместного сна попросту не существует. Некоторые из способов обустройства совместного сна безопаснее других, а некоторые могут быть совсем небезопасны. Вне зависимости от того, где спит малыш, в одной кровати с вами или в детской кроватке, в одной комнате или в разных спальнях, никто лучше вас не знает ребенка, и никто так как вы не чувствует, что ему нужно в данный момент.
Решение о том, где будет спать ребенок, должно быть взвешенным и осознанным. Если вы решили спать с ребенком в одной постели, очень важно обратить внимание на постельные принадлежности, расположение мебели, а также на то, где спят старшие дети и домашние животные. Необходимо заранее узнать о безопасных способах сна. Несомненно, в ходе эволюции в естественных условиях обитания матери приспособились спать рядом с малышами. Проблема заключается в том, что современная мебель и постельные принадлежности не были частью эволюционного процесса, поэтому представляют определенную опасность для сна с ребенком. Условия сна становятся еще более опасными, если мать курит и спит с ребенком, а так же когда родители спят с ребенком под влиянием алкоголя или медикаментов притупляющих сознание.
Запасшись знаниями, вы можете приспособить условия сна к конкретным нуждам вашей семьи, чтобы вы и малыш уютно спали в полной безопасности.
Спать с малышом совершенно нормально
На всем продолжении истории человеческого рода (даже в долетописные времена) в течение сотен тысяч лет мамы успешно спали и кормили грудью, и тем самым удовлетворяли физиологические, психологические и социальные потребности младенцев. Где бы ни родился малыш, в России, Франции или Папуа Новой Гвинее, человеческий младенец абсолютно одинаково беспомощен и медленно развивается в любой точке земного шара. Его выживание полностью зависит от родительской заботы: прикосновений, ласки, ношения и кормления. При рождении мозг большинства детенышей приматов составляет 60-90% мозга взрослого примата того же вида. Мозг человеческого младенца при рождении составляет всего лишь 25% мозга взрослого. По сравнению с приматами человеческий младенец развивается медленнее и намного дольше биологически зависит от родителей. Из-за физиологической незрелости человеческий младенец, по крайней мере в первые месяцы жизни, не способен хорошо регулировать свою температуру в отрыве от тела матери. У него не вырабатываются собственные антитела для защиты от бактерий и вирусов, поэтому приходится полагаться на материнское молоко для защиты от болезней. Человеческие младенцы не умеют контроливать дефекацию, производить орудия труда, усваивать большие огранические молекулы и ходить. Антрополог Эшли Монтегю (Ashley Montague) описал потребность младенца человека в дополнительном развитии вне утробы «внешней гестацией». Это означает, что кто-то должен помочь ребенку дозреть после появления на свет.
В силу такой сильной незрелости для развития и удовлетворения всех физиологических потебностей человеческому младенцу жизненно необходимы материнский запах, прикосновения, звуки и движение. Всем приматам, включая и человеческих детёнышей, биологически необходимо находиться в непосредственном контакте с теми, кто о них заботится. Только что родившийся ребенок совсем не приспособлен к жизни вне утробы, но он приспособлен к жизни в условиях материнского тела. Ребенка нельзя избаловать вниманием или слишком много держать на руках. Чем больше детей держат на руках, чем больше им уделяют внимания, тем лучше они растут. Ребенок, лишенный физического контакта со взрослым, прибегает к поведению, которое увеличивает шансы на выживание – он начинает плакать. Пока ребенок плачет и пытается привлечь внимание родителей, у него вырабатыватеся гормон стресса кортизол.
Совместный сон естественно вытекает из стремления родителей быть со своими детьми и играет важную роль в эволюционном выживании человека. Антропологические исследования обычаев сна в неиндустриализованных культурах тропических джунглей обнаружили, что все собиратели-охотники и все сообщества племенного уровня развития спали с детьми. Исследователи полагают что в рассмотренных сообществах экология и адапционное поведение близки к доисторическим культурам, где члены сообщества спали с детьми в целях сохранения жизни и благополучия малышей. Из этого всего можно сделать вывод, что совместный сон – давняя традиция человеческого рода.
С точки зрения истории человечества сомнительная роскошь задаваться вопросами «Чем кормить ребенка?» и «Где ребенок будет спать?» появилась относительно недавно у матерей в лишь небольшой части земного шара. Эти вопросы могли появиться только тогда, когда изобрели искусственные заменители грудного молока и наладили их промышленное производство. Индустриализированное общество особенно подчеркивало мнимые преимущества искуственного вскармливания. Искусственное кормление из бутылки давало возможность разлучить мать и дитя на более длительное время (прим.редактора. Это было особенно важно для женщин, которые были вынуждены работать для того, чтобы прокормить свои семьи, и особенно в городах, где работа для женщин означала работу за деньги вне дома). С возрастанием достатка у среднего класса и увеличением значения индвидуализма как ценного качества характера стало модно и доступно укладывать детей спать в отдельные от родителей спальни. К середине 20 века впервые в истории человечества искусственное вскрамливание стало обычным и самым распространенным способом кормить детей(прим.редактора. Исторически, если ребенка не кормили грудью, это почти всегда означало верную смерть ребенка. Искусственное вскармливание стало преобладающим способом кормить детей только в развитых странах). Детей стали укладывать спать на живот, чтобы они подольше не просыпались, и в отдельной комнате – это значит, что родители не могли наблюдать за ребенком и замечать, чувствовать, что ему нужно. Ничего хорошего для детей из этого не вышло. Культура изменилась, но потребность человеческого детёныша в молоке матери и тактильном контакте с телом матери осталась такой же, как и тысячи лет назад.
Параллельно с новомодным обычаем раздельного сна родителей и детей появилась неожиданная и тревожная тенденция – все больше и больше детей засыпали и больше никогда не просыпались. Ученые назвали этот феномен синдромом внезапной детской смерти (СВДС). Число случаев внезапной смерти детей расло, а ученые по сегодняшний день не знают причину этого явления. Предполжительно, причиной синдрома внезапной детской смерти или «смерти в колыбели» (прим.редактор. Обратите внимание на народное название СВДС, которое описывает смерть ребенка в связи с местоположением сна) может быть взаимодействие физиологических особенностей данного ребенка в сочетании со стрессорами в среде его обитания, как например, материнское курение, кормление искусственными смесями и сон на животе. Заключение о смерти от СВДС дается только после вскрытия и полного токсикологического анализа, когда все другие возможные причины смерти исключены. Сегодня СВДС является диагнозом, который ставят методом исключения других причин смерти. В 1963 году в западных странах, когда неожиданную младенческую смерть без очевидных причин описали как новый и самостоятельный диагноз, смертность от СВДС составляла два-три маладенца на 1000 живорожденных детей. СВДС появился в западных странах одновременно с ранее невиданными новшествами в уходе за детьми: кормлением коровьем молоком или искусственной смесью, подолжительным непрерывным сном ребенка (прим. редактора. Искусственные смеси дольше и тяжелее перевариваются, поэтому дети на искусственном вскармливании иногда спят дольше и более глубоким сном, нехарактерным для грудных детей) и практикой укладывания младенцев спать в отдельной комнате совершенно одних и без присмотра родителей. Помимо этого все больше и больше женщин курили до, во время и после беременности. Все это вместе привело к настоящей эпидемии СВДС на Западе.
Для сравнения, в большинстве азиатских культур родители обычно спят с детьми, детей кормят грудью, и женщины почти не курят. СВДС случается крайне редко, а что про случаи необъяснимой смерти младенцев никто вообще никогда не слышал. Обычай укладывать ребенка спать одного в отдельной комнате появился 100 лет назад и только в индустриализованных западных странах. Культурные западные ценности –независимость, индивидуализм и самостоятельность – способствовали пропаганде идеологии о том, что маленькие дети должны спать без родителей. Идея состояла в том, что одиночный сон обязательно приведёт к тому, что ребенок вырастет спокойным, уверенным в себе, независимым и самостоятельным взрослым, к тому же, без проблем со сном. Такие выводы были сделаны без каких-либо научных исследований и доказательств. Мы расплатились и расплачиваемся за эти беспочвенные и смелые предположения, но еще не все потеряно. Мы можем вернуться к тому, что делают люди в большинстве культур мира, и что является нормой для человека как вида в природе – совместному сну.
Совместный сон полезен для младенцев
Родители, которые спят с ребенком, постоянно напоминают ему о своем присуствии прикосновениями, запахами, движениями, теплом и вкусом грудного молока. Ребенку не просто спокойно рядом с родителями. Присутствие матери, ее запах постоянно призывает его почаще сосать грудь, а значит высасывать больше молока. Если малышу грозит опасность, например, если он случайно накрылся одеялом и пытается высвободиться, вы сразу же сможете помочь ему откнуть одеяло (при условии, что вы находитесь в трезвом сознании и не под влиянием снотворных веществ). Таким образом, если говорить научным языком, присутствие родителей является благоприятной средой для обитания ребенка, где родители немедленно отвечают на жизненно важные потребности ребенка.
Если ребенку что-то нужно, но никто не обращает на него внимание, он начинает плакать (это особенно верно для детей, которые еще не научились говорить). Плач – эволюционный сигнал тревоги, способ ребенка привлечь к себе внимание в критических для обстоятельствах, например, когда ему больно, холодно, страшно или хочется есть. Плач также формирует материнское поведение.
(прим.редактора) Плач – полезная система оповещения родителей о потребностях ребенка, однако если ребенок плачет слишком долго или слишком часто потому, что родители не научились распознавать ранние признаки стресса у ребенка или по какой-то причине не отвечают на сигналы о бедствии, ситуация может обернуться против малыша.
Несколько лет назад стало известно, что продолжительный плач уменьшает количество кислорода в крови и увеличивает частоту сердечных сокращений, и как следствие увеличивается уровень кортизола, гормона стресса. Исследования показали, что повышенный уровень кортизола в младенческом возрасте приводит к физическим изменениям в мозге, тем самым повышая вероятность возникновения психологических расстройств. Не говоря уже о том, что у ребенка, который много плачет, остается меньше энергии для роста и развития. Дети, которые спят с родителями вряд ли засыпают истощенные плачем, а скорее всего вообще не плачут перед сном, следовательно, не страдают от избытка гормона стресса.
Несмотря на эти факты, современным родителям часто советуют усыплять детей с помощью метода «контролируемого плача». Этот метод рекомендуют для воспитания детей, которые не могут уснуть самостоятельно, просыпаются по ночам или любят засыпать с родителями. Это опасный метод воспитания младенцев и детей. Австралийская ассоциация психического здоровья младенцев даже выступила с заявлением, чтобы предупредить широкую общественность не прибегать к контролируемому плачу как допустимому способу укладывать детей спать. «Метод контролируемого плача не совместим с эмоциональными и психологическими потребностями младенцев и может привести к непредвиденным отрицательным последствиям».
Когда ребенок спит с матерью, ему тепло, и его не надо укутывать в миллион одеял. Во время сна мать и ребенок обмениваются теплом тел, и таким образом мать регулирует температуру тела ребенка. Когда ребенок рождается, когда он попадает в окружающую среду из тёплой матки, его температура падает примерно на 0,5° по шкале Цельсия. Падение температуры частично объясняется выработкой гормонов стресса. При этом снижается иммунитет ребенка, что делает его более восприимчивым к инфекционным заболеваниям. Ребенок тратит драгоценную энергию не на рост и развитие, а на поддержание неустойчивой температуры тела. Результаты одного исследования показали, что подмышечная температура тела 11-16-недельных младенцев, которые спали в одиночестве была ниже средней подмышечной температуры детей, которых кормили грудью и которые спали с матерями.
Ребенок, который спит с матерью и которого кормят грудью, проводит меньше времени в состоянии глубокого сна (третья и четвертая стадии сна). Когда ребенок спит глубоким сном, ему намного труднее быстро проснуться, если у него неожиданно остановится дыхание (эпизод апноэ). Во время совместного сна дети проводят больше всего времени в состоянии легкого сна (первая и вторая стадии сна). Легкий сон считается физиологически естественным, безопасным и благориятным для маленьких детей. Ребенку легче проснуться и прервать эпизод остановки дыхания во сне (апноэ) в стадии легкого, чем глубокого сна. Более короткие по продолжительности стадии глубокого сна могут защитить детей с врожденными трудностями пробуждения ото сна (предполагаемая причина СВДС). Совместный сон значительно увеличивает общее количество пробуждений в ответ на звуки, движения и прикосновения матери. Ребенок двигается в ответ на движения матери, а также чувствует запах молока матери поблизости. Все это способствует тому, что ребенок не впадает в глубокий сон, а остается в стадиях легкого сна большую часть дня и ночи.
И доношенным, и недоношенным дети полезно находиться рядом с родителями и днем, и ночью, хотя я не советую спать с недоношенными детьми в одной кровати в силу их повышенной уязвимости и небольшого размера. Однако надо заметить, что дети не только быстрее обучаются, когда проводят большую часть времени рядом с родителями, так как возрастает общее количество социального взаимодействия и общения. Дети, которые спят на родительской груди, неважно, материнской или отцовской (уход кенгуру), отличаются более регулярным дыханием, эффективнее расходуют энергию, растут быстрее и меньше страдают от стресса. Ученые Сари Гольдштейн, Макхаул и Хелен Болл в обзоре научной литературы о телесном контакте матери и ребенка и уходе методом кенгуру замечают, что такой способ воспитания детей способствует ранней выписке недоношенных детей из больницы, уменьшает количество эпизодов апноэ и брадикардии (замедленного сердечного ритма). Прикосновения матери обладают обезболивающим эффектом, а ношение на руках помогает малышу оправиться от родовой усталости. Постоянный контакт матери и ребенка способствует самопроизвольному началу кормления и увеличивает продолжительность каждого кормления. Телесный контакт увеличивает общую продолжительность сна ребенка, успокаивает детей, стабилизирует сердцебиение и дыхание, и как следствие, улучшает насыщенность крови кислородом.
Совместный сон полезен и для мам. Телесный контакт с малышом увеличивает количество окситоцина у матери (гормон, который выделяется во время кормления грудью). Исследования шведских ученых показывают, что телесный контакт помогает сокращению матки (прим.редактора. Сокращение матки защищает от послеродового кровотечения и помогает матке вернуться в дородовое состояние.) и стимулирует рефлекс выброса молока (прим.редактора. Это значит, что ребенку легче высасывать молоко). Матери меньше нервничают, а также более умело справляются с уходом за новорожденным.
Родителям на Западе советуют оставлять ребенка «прокричаться» перед сном, чтобы воспитать независимого, привыкшего к одиночеству и способного успокаивать самого себя ребенка. Однако современные исследования показывают, что в экстремальных случаях, мозгу ребенка наносится непоправимый ущерб, если не пытаться успокоить малыша, который безутешно плачет. Постоянный стресс у ребенка, которого даже не пытаются успокоить, когда он плачет, связан с высоким уровнем депрессии и эмоциональных расстойств в дальнейшей жизни. Многие детские психологи считают, что дети знают, что им нужно, поэтому родителям стоит прислушаться к естественному стремлению успокоить плачущего ребенка.
Совместный сон родителей и детей в одной постели естественно вытекает из телесного контака, ношения ребенка на руках, ухода кенгуру. Многие дети и родители с удовольствием спят вместе, наслаждаясь уютной близостью и теплом. Но совместный сон не просто приятное времяпровождение, а биологическое взаимодействие между родителем и ребенком: материнское тело регулирует температуру тела ребенка, регулярный ритм дыхания ребенка задается ритмическими колебаниями материнской груди и звуками ее дыхания. Биологические исследования показывают, что у многих млекопитающих такие «скрытые» сигналы служат толчком, который запускает следующий вздох у детенышей.
Даже углекислый газ, который выдыхает мать, служит полезной цели во время совместного сна. Количество углекислого газа, которое выдыхает мать, стимулирует дыхание ребенка. Выдыхаемый матерью углекислый газ является аварийным стимулом дыхания ребенка на случай, если он начнёт дышать медленнее или совсем перестанет дышать. Углекислый газ заставляет ребенка дышать чаще.
Но и это еще не все! Во время тесного телесного контакта, стимулируется развитие клеток мозга, между ними образуются необходимые нейронные связи. В некотором смысле, совместный сон ночью естественно продолжает микроклимат, который в течение дня способствует развитию разнообразных социальных, коммуникативных и эмоциональных навыков, поскольку ребенок спокоен и находится под родительским контролем и защитой. Мать это не человек, который обслуживает ребенка. Мать – среда обитания ребенка не только днём, но и ночью. Английский психолог Дональд Винникотт говорил, что выживание ребенка сильно зависит от взрослых, когда писал: «Нет такого создания как дитя – только дитя и кто-то еще». Поэтому когда мы рассуждаем о том, что нужно детям, что они могут или не могут делать, все приобретает смысл только в контексте тела матери.
Информация с сайта
Но ПОЧЕМУ тогда невролог в детской поликлинике говорит что ребенок ДОЛЖЕН спать отдельно и не в коем случае не вместе. Вообще не понимаю.
Моему сыну четыре года. У него есть своя комната детская. Но до сих пор спит с нами. Ничего плохого в этом не вижу. Появляется лишний повод потискать его, пока спит. Дочки кровать рядом с нашей стоит.
Это любовь!