дочитала наконец-то книжку «Общаться с ребенком.Как?»очень понравилось, много интересного и полезного.что-то в голове осело, но все равно каждый день замечаю свои ошибки(надеюсь, что-то все же поправлю в своем поведении.а пока резюмирую главные принципы общения с ребенком, чтобы получше запомнилось, да, может, и кому из девочек будет интересно почитать.
1.Принимаем малыша таким, какой он есть, со всеми его недостатками и проблемами.Любим просто за то, что он есть, без всяких «потому что» и «если».как можно чаще обнимаем.
2.Ни в коем случае не отказываем, когда ребенок просит помочь(если совсем никак, то откладываем помощь, но обязательно выполняем обещание!),и не навязываемся, если он справляется сам.помогать нужно, когда ребенок прямо просит, жалуется, что у него не получается или вообще бросает начатое.говорим «давай вместе» и помогаем.помогая, отслеживаем, что деть умеет делать сам и обязательно ему это доверяем.помочь также можно внешними средствами(например, составить список того, что малыш должен надеть на себя, список ежедневных утренних дел и т.д.).во втором случае пусть делает, как получается, хоть и криво, и косо, на наш взгляд.представьте, что он учится ходить, мы же не делаем ему замечаний, вот и здесь так же.если считаем, что нужно обсудить ошибки, то выбираем самые-самые значимые, находим удачный момент (спустя какое-то время после) и на фоне общего одобрения осторожно комментируем эти самые ошибки.
3.Постепенно передаем ответственность ребенку (за его дела).по возможности, позволяем ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своего поведения(если это не угрожает жизни и здоровью, конечно)
4.Активное слушание.применяется, когда ребенок испытывает сильные отрицательные эмоции с целью ослабления этих эмоций, выяснения истинных причин и поиска решения проблемы.предложения родителя повествовательные, а не вопросительные+называют чувства ребенка.например,«Ты расстроилась, и было очень обидно»
5.Следим за своими словами.Забываем о приказах, проповедях, критике, выговорах, обвинениях, обзываниях, высмеиваниях, выспрашиваниях.Хвалим не по схеме «ты молодец, гений, лучше всех» и тд, а называем свои чувства «мне приятно, что ты..»,«рад, что ты..»,«горжусь тобой» и пр.
6.Свои переживания не умалчиваем.Делимся ими с помощью «я-сообщений»: мне трудно, я волнуюсь, мне страшно, мне стыдно и тд Избегаем «ты» и предпочитаем обобщения («мне не нравится, когда говорят за столом»)
7.Решаем конфликты.Алгоритм:1)активное слушание(разбираемся в ситуации),2)сбор предложений(все участники предлагаю свой выход, выслушиваются все варианты, даже самые бредовые),3)оцениваются все варианты и выбирается самый компромиссный,4)обсуждаются детали,5)решение выполняется, выполнение проверяется
8.Правильно устанавливаем ограничения:1)их должно быть мало, некоторые из них должны быть гибкими.2)не должны требовать от ребенка невозможного(например, тихо и ровно стоять на месте длительное время),3)должны быть согласованы между взрослыми,4)тон дружественно-разъяснительный, а не повелительный
9.Наказываем, лишая хорошего(семейной прогулки или похода в кино, например), а не делая плохое.
10.Формируем у ребенка положительное отношение к себе.У малыша еще нет представления о себе, он формирует его из того, как мы к нему относимся.От этого зависит, кем будет чувствовать себя ребенок, став взрослым, — успешным или неудачником, например.
класс, особенно 10 пункт
отличная выжимка )))
спасибооо
Хорошие правила, спасибо, что поделились, как психолог полностью согласна с каждым пунктом. :-)
последний пункт истинная правда!