Развивать или дать развиваться?

Возрастной период от года до трех лет в отечественной психологии называется ранним детством. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — начинает формироваться мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

От года до трех – время действовать

В раннем детстве каждая вещь привлекает внимание ребенка: одни он старается потрогать, взял в руки, понюхать, лизнуть, постучать или подбросить, другие предметы малыш старается избегать. Из этой манипулятивной деятельности постепенно возникает деятельность предметная, когда предмет используется ребенком в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам. На втором году жизни эти умения проявляются в установлении взаимосвязей: нажал на выключатель — лампа погасла, нашел иголку — укололся, уронил стакан — он разбился. Таким образом, дети учатся пользоваться вещами исходя из логики самого предмета, постепенно осознавая, что и как ими лучше всего можно делать.

Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы выдающимся советским психологом Петром Гальпериным, которые доказал, что если взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом нужно взаимодействовать с предметом, этап проб и ошибок минуется. Но одновременно мы лишаем ребенка опыта пребывания в поисковой ситуации, когда перед ребенком встают вопросы, на которые ему захочется найти ответы самому.

В таких ситуациях ребенок развивает свое мышление, начинает ощущать себя созидателем, что очень важно для дальнейшего развития личности. Познавательная активность и развитие мышления в раннем детстве проявляется не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Взрослым нужно помнить, что представление о себе, первая самооценка детей на самом деле — оценка взрослого. Поэтому регулярные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех.

Важно, чтобы взрослый делал что-то не вместо ребенка, а вместе с ним. Взрослый в таком сотрудничестве априори становится партнером, участником общего дела. Именно такое общение полезно для развития разных сторон психики и личности ребенка.

К сожалению, развитие ребенка с точки зрения большинством родителей понимается исключительно как обучение, освоение навыков и, как пишет в своей книге практикующий психолог Эда Ле Шан, является лишь «накоплением фактов» и дело только в их количестве, ни о каком понимании говорить не приходится. Эмоциональная, социальная сфера ребенка, его субъектность, а именно самостоятельность, активность не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубочайшее заблуждение.

Действия ребенка под диктовку взрослого, заранее продуманная обстановка или ситуация, заранее приготовленные предметы или игрушки не имеют никакого отношения к его развитию. Все эти знания, которые навязываются методиками раннего развития, более чем формальны и просто чужды ребенку.

Маленький человек не может чувствовать себя истинно свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. На таких занятиях ребенок не является ни инициатором своей активности, ни автором своих фантазий. Поэтому такого рода «развитие» не способствует, а препятствует подлинному развитию личности ребенка.

Повторюсь, развитие ребенка – это, прежде всего, становление его активности, самостоятельности и, что очень важно, эмоциональной отзывчивости. Формирование специальных знаний, конкретных навыков и умений (моторных, сенсорных, речевых) никоим образом не является самостоятельной целью, а наоборот, выступает побочным результатом предметной деятельности ребенка.

Зачастую родители пытаются заместить реальную предметную деятельность на нереальную, предлагая вместо бытовых предметов — развивающие игрушки, которые не решают никаких культурных задач.

Важно знать, что детская игра — это не развлечение для ребенка, игра это вынос своих ощущений вовне. Игрушками в этот период может выступать кухонная утварь, бытовая техника, мебель и прочие предметы реального мира; того маленького пока еще мира, который окружаете маленького человека. На Руси игрушки себе всегда делали дети сами или вместе с взрослыми.

От года до трех: время говорить

Одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста — овладение речью. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок еще не может, поэтому каждое действие, каждый предмет должен быть сопровожден речью взрослого. Слово — это знак, то есть заместитель предмета. Значит, за каждым словом обязательно должен быть образ. Если образа не возникает, то не возникает и понимания речи. Это ещё одно доказательство того, что раннее обучение чтению не развивает мышление ребенка, а, наоборот подавляет его. Малыш тренирует фотографическую память в ущерб развитию других психических функций, в том числе и речи.

И очень часто родители хвастаются тем, что у двухлетнего или даже годовалого малыша много книжек, и что он уже по просьбе мамы легко показывает буквы. Но одновременно со всем этим в последние годы стала очевидна тенденция массовой задержки речевого развития. Дети в два года не говорят, хотя по общим нормам психического развития словарный запас уже должен состоять из 200-250 слов.

То же самое происходит, если ребенок увлечено играет с предметами, но делает это в одиночестве; у ребенка просто не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Чтобы возникла речь необходимо, чтобы возникла потребность в ней, а она возникает только в общении и совместной предметной деятельности с взрослым, где каждый предмет нужно называть и каждое действе — проговаривать.

Например, ребенок вместе с мамой готовит винегрет, и мама обозначит у каждого овоща свой цвет, свою форму и вкус: «Смотри, какой зеленый мы сейчас порежем огурец!», «Вот какой острый лук! Ну-ка, попробуй!», «Ой, какая ароматная свекла, возьми, понюхай!»

Самая продуктивная среда для развития маленького человека, это среда, где взрослые любят детей и принимают их такими, какие они есть — непосредственными и всегда готовыми к экспериментам. Только это позволяет детям в будущем стать счастливыми и успешными людьми.


Ксения
Ксения
Новосибирск
03436

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж

не совсем согласна по поводу чтения: "Малыш тренирует фотографическую память в ущерб развитию других психических функций, в том числе и речи." Мне кажется, этот вывод не совсем корректный. Да и много исследований провели ученые, которые доказывают обратное. Мне кажется, если не приучать ребенка к книгам до 3-х лет, то потом уже поздно будет… ИМХО

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Новосибирск

Этот вывод сделала не я лично, а ученые занимающиеся развитием личности ребенка десятилетиями. А те, псевдо ученые, которые «доказывают» обратное, зарабатывают деньги на вас и здоровье ваших детей. Приведите мне хоть одну фамилию ученого/исследователя доказывающего обратное. Я лично займусь поиском его работ и если таковые есть, то с большим интересом почитаю. Тогда разговор будет конструктивным, а так пока и спорить с Вами не о чем.

Пожаловаться
Елена
Елена
Дочурка
6 лет
Париж
Я высказала свое мнение. И с вами спорить не собиралась. А насчет ученых: тот же Доман много писал о раннем обучении чтению. И не один десяток лет тоже прозанимался с детьми.