Читаем вместе: 21. От волшебников до зомби — туда и обратно

От волшебников до зомби — туда и обратно

Конечно, нет ничего страшного в том, что кто-то заставляет ребёнка ложиться спать в 21:00, если у него такая зомби-программа. Все родители, в конце концов, не без заскоков. Хуже другое. Хуже, когда таким устоявшимся программам мы начинаем стопроцентно доверять, истово веря в их правильность и незыблемость. Потому что:
· Тогда «зомбирование» не даёт нам возможности услышать и понять истинные потребности своего малыша, а значит, уважать его мысли и чувства и доверять в первую очередь ему, а не тому, что засело в нашей, родительской голове.
· Тогда мы так увлекаемся и вкладываемся в «воспитательный процесс», так много отдаём ребёнку эмоций, энергии и времени, так много, что на нормальное воспитание — в любви и радости — сил уже почти не остаётся.
И тогда неизбежно мы подменяем любовь без условий на иную, обусловленную любовь. Мы предлагаем детям любовь на наших, а не на их условиях. Мы начинаем требовать и добиваться от любимого чада того, что нужно в первую очередь не ему, а нам самим.
А дети между тем растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать — зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет лучший метод воспитания.
Представляете, как это здорово: не мучить и не мучиться в «воспитательном процессе», а растить детей и расти самим!
Но как же родители, искренне желающие своему ребёнку только добра, умудряются делать все с точностью до наоборот?
Осуществить такую замечательную программу нам мешают три тайных врага. Это:
· собственный жизненный опыт,
· борьба за идеал и
· чувство вины.
Тайных — потому что их разрушительную силу мы почувствуем не сразу.
Но это они загоняют нас в те самые «ловушки для родителей», превращают из волшебников в зомби, а безусловную любовь подменяют её бледной копией, суррогатом—любовью обусловленной. Об-условленной, то есть зависящей от каких-то (нами же придуманных) условий.
Чувство вины заставляет родителей всё делать «слишком»: слишком напрягаться, чтобы окружить деточку вниманием и заботой, заваливать подарками и опекать, закрывать глаза на неблаговидные поступки, попустительствовать. И оно же, это чувство вины, может толкнуть в другую крайность: предъявлять явно завышенные требования к своему наследнику, контролировать, критиковать, наказывать.
Погоня за идеалом превращает жизнь родителей и детей в сплошную «гонку за…». Идеалы-то у людей разные, и каждый гонится за своим, но результат для всех одинаково печален: усталость и разочарование.
И наконец, личный жизненный опыт — груз радостей и печалей, ошибок и обретений, который мы несём на своих плечах, а потом, медленно и незаметно, перекладываем на плечи своих детей.
Если честно, во врагов мы их превращаем сами. Как и почему — об этом и пойдёт речь дальше.

Выводы

1. Многие наши чувства, поступки и мысли — результат навязанных где-то когда-то программ.
2. Когда мы говорим ребёнку: «Я делаю это для твоей же пользы», вполне вероятно, что делаем это мы не для него, а для себя.
3. Программа заставляет выбирать только одну, привычную (запрограммированную) схему действий.
4. Она не даёт рассмотреть и использовать другие варианты действия (поведения).
5. Программа диктует один вариант поведения — самый привычный и потому он кажется самым эффективным и самым лёгким.
6 Если вы обнаружили программу, выясните, откуда она к вам пришла, кто её автор.
7 Программу всегда можно пересмотреть, оценить и подправить.
8 Придумайте ещё несколько вариантов (своих действий) — и только потом выбирайте, как вам поступить.
9. Постарайтесь привлечь к такому выбору и ребёнка.

lina
lina
Сало́ники
03379

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
АльбинкаКартинка
АльбинкаКартинка
Песаро
Блин мне кажется я зомби и мне от этого плохо… Сегодня вечером режим отменяется, надеюсь я не сильно из за этого буду нервничать
Пожаловаться
Фортуна
Фортуна
Красотулька
8 лет
Москва
Уфф, давно не читала твои рассылки, Лин. Спасибо за книгу, мне даже больше нравится читать комменты после прочтения текста. На самом деле, все книги о воспитании говорят об одних и тех же вещах, но, как говориться: «повторение — мать учения»)). Могу с гордостью сказать, что зомби программирования у меня нет, и многие вещи, опираясь на свой опыт в детстве, стараюсь делать правильно, точнее опираюсь на интересы и реакцию ребенка. Только есть некоротые мои поступки, скорее какой-то безусловный рефлекс на поведение дочки, за которые себя потом ругаю. Например, если испугаюсь за жизнь или здоровье малышки, то могу и резко отругать и шлепнуть, но без личностей, ругаю поступок конечно же. Она у меня очень любопытная и активная девочка, поэтому таких ситуаций много. Как поступать правильно, не знаю. Объяснить пока сложно ей, если видит что то интересное для ее глаза, то ничего не остановит. Я стараюсь вмешиваться только самый опасный момент, даже чаще бывает, что посторонние люди быстрее вмешиваются в ситуацию, чем я, например, недавно убежала от меня метров на сто и встала на край высокой каменной ступеньки, я то знаю, что она не будет прыгать, упадет, если только случайно оступится, а вот проходящмий мимо болгарский мужчина (мы сейчас в болгарии третий месяц вдвоем) очень испугался и стоял рядом с ней пока я не подошла. Много букв получилось, надеюсь кто-нибудь осилит))
Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники

мне кажется нормально это, все правильно делаешь)) ну мы ведь мамы, нам положено переживать )) Я не такая смелая, на 1-3 метра могу позади постоять, не трогая дочу (она и этого и не любит)